Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Перед современным школой встала проблема: найти такую технологию обучения детей, которая позволила бы ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одна из современных технологий, которая способствует развитию личности обучающегося – кейс-технология. Использование данной технологии является актуальным, так как соответствует современной государственной образовательной политике, нацелен на личностно- ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода.
Цель данной работы – рассмотреть методику применения кейс-технологии на уроках истории и обществознания. Для достижения данной цели, мной были поставлены следующие задачи: во-первых, рассмотреть непосредственно саму технологию кейс-обучения, алгоритм работы с кейсом и методические рекомендации по проведению занятий с использованием кейс-технологии; во-вторых, рассмотреть какие универсальные учебные действия развиваются при использовании кейс-технологии на уроках истории и обществознания; в-третьих, привести примеры кейсов по истории и обществознанию.
Кейс-метод или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, при котором учащимся предлагается описание действительных событий, процессов, ситуаций в словах, цифрах, образах, т.е сюжет, содержащий проблемную ситуацию. Однако сама проблема присутствует в неявном, относительно скрытом виде. Участникам практического занятия необходимо вычленить ее из информации кейса. Это требует изучающего, аналитического чтения, оценки и классификации информации на необходимую и лишнюю, важную и второстепенную. Работа ведется в малых группах по 4-6 человек, что создает условия для кооперации и взаимообучения, обеспечивает эффективное формирование коммуникативной компетентности. По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии и др.
Метод предназначен для освоения дисциплин, в которых зачастую нет однозначного ответа на сформулированный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени их вероятности. Цель образовательной деятельности при этом – не достижение одной единственной истины, а обретение ориентации в проблемном поле.
Акцент обучения переносится на овладение методами получения нового знания, что делает учащегося равноправным субъектом обсуждения и решения проблемы.
Важным достоинством метода является его высокий мотивирующий потенциал, позволяющий сделать процесс обучения высокоэмоциональным и творчески конкурентным.
К преимуществам кейс-метода относится:
компетентностная ориентация обучения, поскольку требуется не только знание положений и терминов, но и умение оперировать ими;
получение навыков работы в команде;
выработка умений презентации и самопрезентации.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Прагматизм в обучении: при работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему.
Активность обучения обеспечивается его интерактивным характером, непосредственным вовлечением обучающихся в постановку и решение проблем.
Текст раздается каждому участнику практического занятия. На ознакомление выделяется 3-5 мин в зависимости от его сложности.
Преподаватель-тьютор начинает занятие с контроля знания учащимися содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в описанной ситуации?» или «Где (когда) происходят описываемые события ?».
Возможно, что далее участники занятия зададут руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации.
2.Проблематизация - обнаружение в ходе дискуссии в малых группах противоречия в сюжете, определение того, в чем его «странность».
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске обнаруженные противоречия, «странности». Время – не более 2-3 минут.
3.Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
Преподаватель-тьютор фиксирует на доске предлагаемые формулировки проблемы, а затем в диалоге с учащимися помогает им отобрать наилучшую (наиболее соответствующую обнаруженному противоречию)
Время – 3-4 минуты.
4.Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп)
Время – не более 3 минут.
5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа)
Преподаватель-тьютор, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники. В некоторых случаях от тьютора может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.
Время – до 20 минут.
6. Презентация.
Это очень важный аспект кейс-метода. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного человека. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера).
Время — не более 2 мин. на одну группу.
В некоторых случаях, можно вместо презентации попросить представить письменное решение кейса, т.е. развернутый ответ на проблемный вопрос (индивидуальная письменная работа). Предупредить об этом учащихся нужно в самом начале занятия.
Первое занятие с использованием кейс технологии, можно провести в формате сдвоенного урока, учитывая большую вероятность срыва, из-за непривычности для учащихся, жесткого временного графика самостоятельной работы. Резерв времени на таком занятии следует посвятить рефлексии только что завершившейся деятельности (Что и как мы делали? В какой последовательности?)
На последующих занятиях необходимо добиваться строгого соблюдения хроносхемы. Это необходимо для формирования организационной компетентности учащихся (умение планировать деятельность в заданных временных рамках с учетом своих возможностей и способностей).
Распределение учащихся по группам и расстановка столов для групповой работы проводится до начала занятия. Вообще все организационные моменты (развеска карт, всякого рода таблиц, диаграмм, схем и т.д. и т.п.) должны быть вынесены за пределы занятия.
Оценивание ведется отдельно по каждому из этапов занятия, начиная со второго, т.е. проблематизации. Оценивается только успешные результаты как групповой работы, так и индивидуальные ответы. За них выставляются «плюсы» в специально подготовленной таблице-ведомости. Правила перевода плюсов в традиционные баллы следует тщательно обговорить с учащимися на первом же занятии, проводимом по кейс-технологии. Эти правила нужно распечатать и вывесить в кабинете. Следует очень внимательно отнестись к возможным предложениям учащихся по их изменению, обязательно обсудить эти предложения с классом.
В процессе работы учитель-тьютор может использовать как готовые кейсы, так и собственные разработки. В последнем случае, кейс будет представлять собой результат научно-методической деятельности учителя. Как интеллектуальный продукт, кейс имеет свои источники:
Общественная жизнь во всем ее разнообразии;
Художественные и публицистические тексты;
Статистические материалы по экономической, демографической, культурной проблематике;
Таким образом, деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две составляющие:
Первая - творческая работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Осуществляется эта работа за пределами аудитории и включает в себя исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя;
Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает в качестве организатора, контролера регламента, консультанта. Совместно с учащимися реализует функцию оценивания.
Предлагаемые в данном пособии кейсы относятся по своему объему к категории мини-кейсов, что делает их вполне пригодными к использованию во временном масштабе одного, максимум двух уроков.
При использовании кейс-технологии на уроках истории и обществознания преимущественно развиваются следующие универсальные учебные действия:
1. личностные универсальные учебные действия, а именно – самоопределение и нравственно-этическая ориентация;
2. регулятивные универсальные учебные действия, а именно – целеполагание, планирование и самооценка;
3. познавательные универсальные учебные действия, а именно:
а) общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, смысловое чтение;
б) логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их проверка;
в) постановка и решение проблемы:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Данный кейс может быть эффективно использован в средней и старшей школе на интегрированных занятиях по предметам «Отечественная история» (тема «Владимир Святославич. Принятие Христианства») и «Обществознание» (тема «Религия как одна из форм культуры»)
Сюжет
И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче - между Дорогожичем и Капичем, и существует ров тот и поныне. Владимир же послал к Блуду - воеводе Ярополка, - с хитростью говоря: "Будь мне другом! Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца, и честь большую получишь от меня; не я ведь начал убивать братьев, но он. Я же, убоявшись этого, выступил против него". И сказал Блуд послам Владимировым: "Буду с тобой в любви и дружбе"... И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга подняли его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк. … Владимир же стал жить с женою своего брата - гречанкой, и была она беременна, и родился от нее Святополк. От греховного же корня зол плод бывает: во-первых, была его мать монахиней, а во-вторых, Владимир жил с ней не в браке, а как прелюбодей.
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини - Вышеслава, а еще от одной жены - Святослава и Мстислава, а от болгарыни - Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. (отрывок из Повести временных лет).
Закон божий.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
(Библия: Исход 20:1-17)
В 988 году Владимир Святославич крестил Русь. Причислен к лику святых РПЦ в XIV веке. (Википедия)
Почему (в силу каких причин) Владимир – закоренелый язычник и грешник (с точки зрения христианской морали) стал инициатором крещения Руси?
Возможные формулировки гипотез:
Кто-то повлиял на Владимира.
Владимир начал понимать что ведёт себя неправильно.
Это было необходимо для решения каких-то важных задач.
Кейс №2.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль
Рекомендации по использованию кейса
Данный кейс может быть эффективно использован в старшей школе на занятиях по предмету «Обществознание» (тема «Отклоняющееся поведение и социальный контроль»)
Сюжет
9 июня 2002г. Хулиганствующие футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а так же плафоны ид верные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину. (Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват.
учреждений : профил. уровень / под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение,2008 – стр. 69)
Ключевые понятия для решения кейса
Социальные нормы, социальный контроль, отклоняющееся поведение, внутренний и внешний контроль, санкции, социальная среда, правовая культура.
Возможные формулировки проблемы
Почему в современном обществе возможны такие негативные явления?
Каковы причины таких негативных явлений в современной России?
Возможные формулировки гипотез:
Влияние средств массовой информации.
Продажа алкоголя.
Влияние внешней среды.
Плохое воспитание.
Слабый контроль со стороны правоохранительных органов.
Низкий уровень правовой культуры.
Кейс №3.
Выборы.
Рекомендации по использованию кейса
Данный кейс может быть эффективно использован в старшей школе на интегрированных занятиях по предметам «Обществознание» (тема «Выборы в демократическом обществе») и «Всеобщая история» (тема «Политическое устройство Великобритании»).
Сюжет
На парламентских выборах в Великобритании в 1945г. Многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Черчиллю - одному из главных организаторов победы над Германией во Второй мировой войне. Однако на проходивших весной 1945г. выборах выиграл лидер лейбористской партии К.Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незначительной фигурой…
(Обществознание : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений : под ред.Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение,2010)
Ключевые понятия для решения кейса
Политический лидер, идеология, политическая программа, избирательная система, государственный строй.
Возможные формулировки проблемы
Почему англичане сделали выбор в пользу Эттли?
Возможные формулировки гипотез:
Эттли кто-то пролоббировал.
У Эттли была более удачная программа.
Более удачная пиар-компания.
Преимущество в возрасте (моложе Черчилля)
Кейс №4.
НЭП.
Рекомендации по использованию кейса
Данный кейс может быть эффективно использован в старшей школе на занятиях по предмету «Отечественная история» (тема «Новая экономическая политика»).
Сюжет
Переход к нэпу — новой экономической политике — был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на X съезде РКП(б).
Первым шагом новой экономической политики стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который был вдвое меньше разверстки и его размер объявляли заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течение года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавало материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но чтобы этот стимул заработал, пришлось вернуться к свободе торговли.
Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего был отменен декрет о полной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. Некоторые крупные промышленные предприятия разрешено было взять в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий.
Все эти новшества потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы, реформирования системы заработной платы — введения тарифной системы оплаты труда. Была проведена денежная реформа, итогом которой стало появление в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, — «золотого червонца», который высоко ценился на мировом валютном рынке. Советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США.
Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставалась в руках государства. Как говорили большевики, они сохранили за собой «командные высоты в экономике». Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости. (История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003 – стр.136)
Ключевые понятия для решения кейса
Типы экономических систем, плановая (директивная) экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, политика, экономика, политическая идеология.
Возможные формулировки проблемы
НЭП – капитуляция большевиков?
НЭП – признание большевиками утопичности экономических постулатов коммунизма?
Возможные формулировки гипотез:
Большевики поняли, что экономику нужно строить на рыночных принципах.
НЭП – это вынужденная, временная мера со стороны большевиков.
Кто-то вынудил (повлиял) большевиков пойти на эту меру.
Кейс №5.
Гражданская война.
Рекомендации по использованию кейса
Данный кейс может быть эффективно использован в старшей школе на интегрированных занятиях по предметам «Обществознание» (тема «Социальный конфликт») и «Отечественная история» (тема «Гражданская война»).
Сюжет
В. В. Шульгин о Гражданской войне.
Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали. (История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003 – стр. 109)
Ключевые понятия для решения кейса
Гражданская война, конфликт, идеология, политическая программа, , государственный строй, власть, политика.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
2. Лебедев Ю. Б. Технологии компетентностного обучения: кейс-обучение. Методическое пособие для учителей и преподавателей общественных дисциплин образовательных учреждений систем общего, начального и среднего профессионального образования. Чебоксары – 2014
3. Обществознание : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений : профил. уровень / под ред.Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М. : Просвещение,2008
4. Обществознание : учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений : под ред.Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение,2010
5. История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003