Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Фото пользователя Виктория Владимировна Морозова
Submitted by Виктория Владимировна Морозова on чт, 08/10/2015 - 18:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Морозова Виктория Владимировна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №12 компенсирующего вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Поквартальное планирование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с ЗПР с учетом дифференцированного подхода.</p>

Введение

В современных условиях реформирования специального образования в связи с тенденциями к интеграции все более возрастает необходимость индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения детей с ЗПР.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, должна учитывать их психологические особенности и проводиться с опорой на сохранные звенья, учитывать структуру речевого дефекта.

Дошкольников с ЗПР условно можно разделить на 3 группы в зависимости от уровня сформированности  фонетико-фонематической и лексико-грамматической системы речи детей. Условное деление детей на группы позволит реализовать дифференцированный подход к организации и содержанию логопедической работы при формировании речевых навыков у дошкольников с ЗПР.

Первая группа это дети с системным недоразвитием речи минимально выраженным. Трудности детей этой группы связаны с недостаточностью интеграции фонематических, лексических и грамматических операций, проявляющихся при выполнении заданий на сложном речевом материале.

Вторую группу составляют детей с системным недоразвитием речи средней степени выраженности. У дошкольников с ЗПР 2 группы импрессивная речь, просодия, процесс словоизменения имен существительных, прилагательных и глаголов характеризуется лишь темповой задержкой в развитии. Артикуляционная моторика, звукопроизношение и навык воспроизведения звуко-слоговой структуры слов значительно нарушены. Наиболее несформированными являются фонематические процессы (фонематический анализ и синтез, фонематические представления), лексика (структурный и сигнификативный аспекты лексических значений), словообразование,  синтаксис предложений Диалогическая и монологическая связная речь задерживаются и нарушаются в своем развитии одновременно.

Третью группу составили дети с тяжелой степенью недоразвития всех сторон речи. У дошкольников с ЗПР 3 группы отмечается значительное недоразвитие всех сторон речи. При этом наиболее несформированными являются связная речь, фонематическая система и синтаксическая структура предложений. Менее выраженные, но все же значительные  нарушения выявлены в развитии фонетической системы, лексического компонента и процессов словообразования и словоизменения.  

Основная цель коррекционно-логопедической работы в 1 группе –   преодоление темповой задержки в развитии фонематической системы речи и процесса словообразования (на языковом материале позднего онтогенеза), что реализуется через следующие задачи:

1) формирование фонематического восприятия, сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;

2) формирование лексики; основное внимание уделить освоению сигнификативного аспекта лексических значений, развитию парадигматических связей слов, антонимии, синонимии, обогащению, уточнению, активизации словарного запаса;

3) совершенствование процесса словообразования (закрепление продуктивных и формирование мало продуктивных  моделей словообразования)  при использовании сложного речевого материала.

Основные цели коррекционно-логопедической работы во 2 группе – преодоление темповой задержки в развитии просодии, импрессивной речи и процесса словоизменения; коррекция фонетико-фонематической стороны речи, нарушений лексики, процесса словообразования, синтаксической структуры предложения и связной речи (на языковом материале как раннего, так и преимущественно позднего онтогенеза).

Данные цели раскрываются в задачах:

1) совершенствование просодических компонентов речи (темпо-ритмической организации высказывания, интонационной выразительности речи, логического и вербального ударения);

2) коррекция дефектов звукопроизношения и  искажений звуко-слоговой структуры слов.

3) формирование простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;

4)  обогащение и уточнение пассивного и активного словаря, закрепление  денотативного компонента лексического значения, формирование наиболее продуктивных обобщающих понятий;

5) формирование продуктивных моделей процесса словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов;

6) формирование словоизменения посредством введения в структуру предложения новых слов в различных грамматических формах; стимулирование развития процесса словоизменения на сложном речевом материале;

7) развитие умения дифференцировать правильные и неправильные предложения (с точки зрения семантической структуры и формально-знакового оформления), структурировать предложения соответственно лексико-семантическим нормам;

8) развитие диалогической и монологической связной речи  в тесной связи с формированием умения планировать содержание высказывания, передавать последовательность событий, оформлять речевые высказывания в соответствии с языковыми правилами.

Основной целью коррекционно-логопедической работы в  3 группе – развитие и коррекция нарушений всех  компонентов речи. При этом наибольшее внимание уделить коррекции нарушений связной речи, фонематической системы и синтаксической структуры предложений (на языковом материале раннего и позднего онтогенеза).  В связи с этим определены  следующие задачи:

1) коррекция нарушений фонетической системы: просодических компонентов речи, дефектов звукопроизношения и искажений  звуко-слоговой структуры слов.

2) развитие умения осуществлять слухопроизносительную дифференциацию фонем, фонематический анализ, синтез и расширять фонематические представления;

3) формирование всех аспектов лексических значений слов;

4)  формирование процесса словообразования;

5) стимулирование развития процесса словоизменения;

6) обучение использованию в речи синтаксических конструкций различной сложности;

7) развитие связной речи (смыслового содержания текста и его языкового оформления).

Содержание логопедической работы

В современной логопедии широкое распространение получила  традиционно-классическая форма дифференцированного подхода, реализующаяся в составе одной группы дошкольников с ЗПР,  форма, в которой осуществляется разделение детей с ЗПР по группам в соответствии с их речевыми возможностями.

В настоящее время дифференцированный подход в процессе коррекции нарушении речи у детей с ЗПР предполагает синтезирование его с принципом системности, т.е. осуществляется совершенствование всей речевой системы в целом через коррекцию нарушений отдельных составляющих речевой деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.

Планирование дифференцированной коррекционно-развивающей работы по  преодолению речевых расстройств в каждой группе детей с ЗПР включает 6 направлений (компонентов речи) и проводится в 3 этапа (3 триместра года). В рамках каждого из направлений систематизировано несколько блоков, объединяющих задания на формирование различных подсистем языка. На каждом этапе предложены методические рекомендации для проведения логопедических занятий по выделенным направлениям, блокам  и этапам.

1-15 сентября – проведение логопедического обследования дошкольников с ЗПР, заполнение карт обследования, составление индивидуальных планов коррекционной работы, ведение пр. документации.

1 этап

(15 сентября – 30 ноября)

1 направление: Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1 группа - Совершенствование представлений о звуковом составе речи.

2 группа:

1блок: Развитие просодических компонентов произносительной стороны речи

а) Формирование правильного речевого дыхания.

б) Формирование ритмической организации высказывания.

 

в) Формирование интонационной выразительности речи.

2блок:  Коррекция нарушений звукопроизношения

-Артикуляционная гимнастика:

а) классическая общая.

б) специальная для постановки свистящих звуков, аффрикаты [ц], и звуков [л], [л’] (по М.Е. Хватцеву).

-Совершенствование навыка звукопроизношения свистящих звуков, аффрикаты [ц], и звуков [л], [л’].

3 блок: Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Формирование навыка воспроизведения слов с простой звуко-слоговой структурой.

3 группа:

1блок: Развитие просодических компонентов произносительной стороны речи

а) Формирование правильного речевого дыхания.

 

б) Формирование ритмической организации высказывания (восприятие и воспроизведение ритмических структур).

в) Формирование темповой организации высказывания (восприятие и воспроизведение различного темпа речи).

г) Формирование интонационной выразительности речи

(восприятие и воспроизведение различных видов интонации).

2 блок:  Коррекция нарушений звукопроизношения

-Артикуляционная гимнастика:

а) классическая общая.

б) специальная для постановки свистящих звуков, аффрикаты [ц], губно-зубных звуков и звуков [л], [л’] (по М.Е. Хватцеву).

-Совершенствование навыка звукопроизношения свистящих звуков, аффрикаты [ц], губно-зубных звуков и звуков [л], [л’].

3 блок: Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Коррекция искажений звуко-слоговой структуры слов при использовании таблицы А.С. Штерн.

2 направление: Развитие фонематических процессов

1 группа и 2 группы:

Развитие навыка осуществления простого фонематического анализа.

1) Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков.

2) Выделить слог с определенным звуком.

3) Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4) Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

3 группа:

Развитие навыка восприятия и дифференциации звуков речи.

1) Узнавание и различение неречевых звуков.

2) Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи.

3) Различение близких по звуковому составу слов.

4) Дифференциация слогов.

5) Дифференциация звуков.

3 направление: Развитие лексического компонента речи

1 группа:

Развитие структурного аспекта лексических значений

  1. Сравнение противоположных явлений и обозначение их словами-антонимами.
  2. Подбор предметов или картинок к антонимическим парам слов, выполнение противоположных действий по инструкции, содержащей антонимы.
  3. Подбор антонимов с использованием парных картинок.

4) Договаривание стихотворений, содержащих антонимы.

5) Замена последнего намеренно измененного в стихотворении слова синонимом в рифму.

2 группа и 3 группы:

Обогащение и уточнение пассивного словаря.

1блок: Денотативный аспект  лексических значений слов                                                                                                                                                                                                                       

1) Показ предметов, признаков, действий.

  1. Показ изображений предметов, признаков, действий.
  2. Выбор картинки, соответствующей произнесенному слову, из числа картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями.

4) Различение слов, обозначающих сходные предметы, признаки, действия.

2блок: Сигнификативный аспект  лексических значений слов

  1. Разнообразные виды классификации предметов, признаков, действий или соответствующих изображений:
  2. Дифференциация однородных предметов или групп предметов по назначению.

3) Исключение «лишней» картинки из представленного ряда.

3 блок: Структурный аспект лексических значений слов

1) Подбор действий к предмету и наоборот.

2) Подбор признака к предмету и наоборот.

4 направление: Формирование процесса словообразования

1 группа:

Совершенствование процесса словообразования.

1 блок:  Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) обозначающих названия детенышей животных и птиц.

2 блок: Словообразование имен прилагательных

а) качественных.

б) относительных.

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

в) со значением пересечения пространства и предмета.

г) со значением начала и конца действия. 

 

 

2 группа:

Формирование процесса словообразования на простом речевом материале.

1 блок: Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) обозначающих названия детенышей животных и птиц.

2 блок: Словообразование имен прилагательных (качественных).

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

3 группа:

Формирование процесса словообразования глаголов на простом речевом материале:

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

5 направление: Развитие грамматического строя речи

1 группа - Дальнейшее формирование грамматического строя речи с учетом зоны ближайшего развития.

  1. Развитие процесса словоизменения

2 группа:

Формирование процесса словоизменения на простом речевом материале.

1блок: Словоизменение имен существительных

а) Дифференциация существительных И.п. ед. и мн. ч.

б) Закрепление беспредложных конструкций существительных ед.ч.

в) Закрепление предложно-падежных конструкций существительных ед.ч.

2 блок: Словоизменение имен прилагательных

а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.

б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:

-беспредложные конструкции;

-конструкции с предлогами.

3 блок: Словоизменение глаголов

а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.

б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

3 группа:

Формирование процесса словоизменения имен прилагательных и глаголов на простом речевом материале.

 

1 блок: Словоизменение имен прилагательных

а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.

б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:

-беспредложные конструкции;

-конструкции с предлогами.

2 блок: Словоизменение глаголов

а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.

б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

2) Развитие синтаксической структуры предложения

2 группа:

Формирование синтаксической структуры предложений на простом речевом материале.

а) Добавление пропущенных слов в предложения.

б) Повторение предложений.

в) Верификация предложений.

3 группа:

Формирование синтаксической структуры предложений на простом речевом материале.

а) Повторение предложений.

б) Верификация предложений.

6 направление: Совершенствование связной речи

1 группа - Дальнейшее формирование связной речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа:

1  блок: Развитие диалогической связной речи

 Тематические игры на занятиях, беседы, обсуждение с детьми прошедших событий и планирование различных мероприятий.

2 блок: Развитие монологической связной речи (пересказ)

В процессе осуществления пересказа сначала детям предлагаем короткие тексты, состоящие из трех предложений. После чтения текста задаем вопрос к каждому предложению так, чтобы дети могли воспроизводить их практически дословно.

3 группа:

Развитие навыков диалогической связной речи проводится в различных коммуникативных ситуациях.

II этап

(1 декабря – 28 (29) февраля)

1 направление: Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1 группа - Дальнейшее развитие фонетической стороны речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа:

1блок: Дальнейшая работа над просодическими компонентами речи.

 

2блок:  Коррекция нарушений звукопроизношения

-Артикуляционная гимнастика:

а) классическая общая.

б) специальная для постановки шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов (по М.Е. Хватцеву).

-Совершенствование навыка звукопроизношения шипящих звуков, [ч], вибрантов.

- Автоматизация свистящих звуков, аффрикаты [ц], и звуков [л], [л’] в слогах, словах, фразах и текстах.

3 блок:  Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Формирование навыка воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой.

3 группа:

1блок: Дальнейшее развитие просодических компонентов произносительной стороны речи

 

2 блок: Коррекция нарушений звукопроизношения

-Артикуляционная гимнастика:

а) классическая общая.

б) специальная для постановки шипящих звуков, аффрикаты [ч], вибрантов (по М.Е. Хватцеву).

-Постановка шипящих звуков, аффрикаты [щ], вибрантов.

-Автоматизация свистящих звуков, аффрикаты [ц], губно-зубных звуков и звуков [л], [л’] в слогах, словах, фразах и текстах.

3блок: Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Формирование навыка воспроизведения слов простой звуко-слоговой структуры с использованием зрительного и слухового восприятия.

2 направление: Развитие фонематических процессов

1 группа и 2 группы:

Формирование навыка выполнения сложного фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

1) Определить последовательность и количество звуков в слове.

2) Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

3) Собрать слово из отдельных звуков и др.

4) Назвать слова, начинающиеся на определенный звук.

5) Назвать слова, в которых есть заданный звук.

6) Выбрать картинки, в названиях которых есть определенный звук.

3 группа:

Формирование простых форм фонематического анализа.

1) Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков.

2) Выделить слог с определенным звуком.

3) Выделить из ряда слов слова с определенным звуком.

4) Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове на слух и с помощью картинок.

3 направление: Развитие лексического компонента речи

1 группа: Дальнейшее формирование лексического компонента речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа и 3 группы:

Обогащение и уточнение пассивного словаря, работа над коннотативным и денотативным аспектами лексических значений слов.

1блок: Денотативный аспект  лексических значений слов                                                                                                                                                                                                                       

1) Показ предметов, признаков, действий с одновременным их называнием.

2) Выбор слова, соответствующего названию картинки, из словесного ряда.

3) Показ изображений предметов, признаков, действий с их называнием.

4) Выбор картинки, соответствующей произнесенному слову, из числа картинок со значительно отличающимися и сходными изображениями.

5) Называние зрительно сходных объектов и сравнение их.

6) Называние предмета и описание его.

7) Вставка пропущенного слова в предложение с использованием сюжетной картинки.

2 блок: Коннотативный аспект  лексических значений слов

  1. Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями. Произнесение слов с адекватной мимикой и интонацией.
  2. Эмоциональная оценка некоторых слов.
  3. Произнесение одного и того же слова с различной интонацией. После этого анализируется изменение значения слова в зависимости от интонации.

4 направление: Формирование процесса словообразования

1 группа:

Развитие словообразовательного процесса при использовании простого речевого материала.

1 блок:  Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) с помощью суффикса -инк-.

в) обозначающих названия детенышей животных и птиц.

г) обозначающих профессии.

2 блок: Словообразование имен прилагательных

а) притяжательных.

б) качественных.

в) относительных.

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

в) приставочных глаголов противоположного значения.

г) со значением пересечения пространства и предмета.

д) со значением начала и конца действия. 

 

 

2 группа:

Закрепление навыка формирования продуктивных моделей процесса словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов на простом речевом материале.

1 блок: Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) с помощью суффикса -инк-.

в) обозначающих названия детенышей животных и птиц.

2 блок: Словообразование имен прилагательных

а) качественных.

б) относительных.

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

в) приставочных глаголов противоположного значения.

г) со значением начала и конца действия. 

3 группа:

Формирование процесса словообразования глаголов на сложном речевом материале, имен прилагательных и существительных на простом речевом материале.

1 блок: Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) с помощью суффикса -инк-.

2 блок: Словообразование имен прилагательных (качественных)

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

в) приставочных глаголов противоположного значения.

г) со значением начала и конца действия. 

5 направление: Развитие грамматического строя речи

1 группа - Дальнейшее формирование грамматического строя речи с учетом зоны ближайшего развития.

  1. Развитие процесса словоизменения

2 группа:

Развитие процесса словоизменения на сложном речевом материале.

1 блок: Словоизменение имен существительных

а) Дифференциация существительных И.п. ед. и мн. ч.

б) Закрепление беспредложных конструкций существительных ед.ч.

в) Закрепление предложно-падежных конструкций существительных ед.ч.

г) образование форм существительных мн.ч.

2 блок: Словоизменение имен прилагательных

а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.

б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:

-беспредложные конструкции;

-конструкции с предлогами.

в) Согласование прилагательных с существительными во мн.ч.

3 блок: Словоизменение глаголов

а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.

б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

в) Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.

3 группа:

Развитие навыка использования имен прилагательных и глаголов на сложном речевом материале, имен существительных на простом речевом материале.

1 блок: Словоизменение имен существительных

а) Дифференциация существительных И.п. ед. и мн. ч.

б) Закрепление беспредложных конструкций существительных ед.ч.

2 блок: Словоизменение имен прилагательных

а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.

б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:

-беспредложные конструкции;

-конструкции с предлогами.

в) Согласование прилагательных с существительными во мн.ч.

3  блок: Словоизменение глаголов

а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.

б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

в) Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.

2) Развитие синтаксической структуры предложения

2 группа:

Формирование синтаксической структуры предложений на сложном речевом материале.

а) Составление предложений из слов в начальной форме.

б) Добавление пропущенных слов в предложения.

в) Повторение предложений.

г) Верификация предложений.

3 группа:

Формирование синтаксической структуры предложений.

а) Добавление пропущенных слов в предложения.

б) Повторение предложений.

в) Верификация предложений.

6 направление: Совершенствование связной речи

1 группа - Дальнейшее формирование связной речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа:

1 блок: Развитие диалогической связной речи

 2 блок: Развитие монологической связной речи

а) пересказ

б) составление рассказа  по серии картин.

3 группа:

1 блок: развитие диалогической связной речи

 2 блок: развитие монологической связной речи (пересказ).

Ш этап

(1 марта – 15 мая)

1 направление: Коррекция нарушений фонетической стороны речи

1 группа - Дальнейшее развитие фонетической стороны речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа:

1блок: Коррекция нарушений звукопроизношения

 

Автоматизация свистящих, шипящих звуков, аффрикат [ц], [ч], вибрантов и звуков [л], [л’] в слогах, словах, фразах и текстах. Дифференциация смешиваемых звуков между собой.

2блок: Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Формирование навыка воспроизведения слов сложной звуко-слоговой структуры в предложениях.

3 группа:

1блок:

Коррекция нарушений звукопроизношения

Автоматизация губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, аффрикат [ц], [ч], вибрантов и звуков [л], [л’] в слогах, словах, фразах и текстах. Дифференциация смешиваемых звуков между собой.

2 блок: Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова

Формирование навыка воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой.

2 направление: Развитие фонематических процессов

1 группа и 2 группы:

Закрепление простых и сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений на сложном речевом материале.

3 группа:

Формирование сложных форм фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

1) Определить последовательность и количество звуков в слове.

2) Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

3) Собрать слово из отдельных звуков и др.

4) Назвать слова, начинающиеся на определенный звук.

5) Назвать слова, в которых есть заданный звук.

6) Выбрать картинки, в названиях которых есть определенный звук.

3 направление: Развитие лексического компонента речи

1 группа: Дальнейшее формирование лексического компонента речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа и 3 группы:

Работа над сигнификативным и структурным аспектами лексических значений слов.

1 блок: Сигнификативный аспект  лексических значений слов 

  1. Разнообразные виды классификации предметов, признаков, действий или соответствующих изображений с называнием каждого из них и обобщением.
  2. Логическое  определение предметов или действий.

3) Исключение «лишнего» слова из словесного ряда.

2 блок: Структурный аспект  лексических значений слов

1) Подбор признака, действий к предмету и наоборот.

2) Вставка недостающих слов в предложения с использованием сюжетных картинок и без них.

3) Сравнение противоположных явлений и обозначение их словами-антонимами.

4) Договаривание стихотворений, содержащих антонимы.

5) Замена последнего намеренно измененного в стихотворении слова синонимом в рифму.

4 направление: Формирование процесса словообразования

все группы:

Развитие словообразовательного процесса при использовании сложного речевого материала.

1 блок: Словообразование имен существительных

а) при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

б) с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища.

в) с помощью суффикса -инк-.

г) обозначающих названия детенышей животных и птиц.

д) обозначающих профессии.

2блок: Словообразование имен прилагательных

а) притяжательных.

б) качественных.

в) относительных.

3 блок: Словообразование глаголов

а) возвратных.

б) совершенного и несовершенного вида.

в) приставочных глаголов противоположного значения.

г) со значением пересечения пространства и предмета.

д) со значением начала и конца действия. 

 

5 направление: Развитие грамматического строя речи

1 группа – Дальнейшее формирование грамматического строя речи с учетом зоны ближайшего развития.

  1. Развитие процесса словоизменения

2 и 3 группы:

Развитие процесса словоизменения на сложном речевом материале.

1блок: Словоизменение имен существительных

а) Дифференциация существительных И.п. ед. и мн. ч.

б) Закрепление беспредложных конструкций существительных ед.ч.

в) Закрепление предложно-падежных конструкций существительных ед.ч.

г) образование форм существительных мн.ч.

2блок: Словоизменение имен прилагательных

а) Согласование прилагательных с существительными в И.п. ед. и мн. ч.

б) Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах ед.ч.:

-беспредложные конструкции;

-конструкции с предлогами.

в) Согласование прилагательных с существительными во мн.ч.

3блок: Словоизменение глаголов

а) Согласование в числе глаголов настоящего времени с именами существительными.

б) Дифференциация глаголов настоящего времени по лицам.

в) Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде и числе.

2) Развитие синтаксической структуры предложения

2 и 3 группы:

Формирование синтаксической структуры предложений на сложном речевом материале.

а) Составление предложений из слов в начальной форме.

б) Добавление пропущенных слов в предложения.

в) Повторение предложений.

г) Верификация предложений.

6 направление: Совершенствование связной речи

1 группа - Дальнейшее формирование связной речи с учетом зоны ближайшего развития.

2 группа:

1 блок: Развитие диалогической связной речи

а)с усложнением формулировки вопросов;

б)с более полным развертыванием языкового оформления ответов.

 2 блок: Развитие монологической связной речи

а) пересказ;

б) составление рассказа  по  серии картин;

в) составление рассказов-описаний.

3 группа:

1 блок: Развитие диалогической связной речи

2 блок: Развитие монологической связной речи

а) пересказ.

б) составление рассказа  по  серии из трех картин;

Подробное изложение методов и приемов коррекции речи у дошкольников  с ЗПР представлено в Приложении.

Заключение

Особенности речевого развития детей с ЗПР характеризуются определенной спецификой, которая проявляется: в системном характере речевого недоразвития,  в сложности, неоднородности и стойкости речевой патологии, в сочетании различных дефектов речи центрально-органического характера, в преобладании семантического дефекта. У дошкольников с ЗПР отмечается сочетание таких центрально-органических  речевых нарушений, как  стертая псевдобульбарная дизартрия, неврозоподобное заикание.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими ЗПР, должна учитывать  специфику их  психического развития, механизмы, симптоматику и структуру речевого дефекта и осуществляться с опорой на сохранные звенья.

В связи с этим, особую важность приобретает системный и дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речевого развития, учитывающий многообразие сочетаний факторов, среди которых наиболее значимыми являются: психологические особенности детей с ЗПР, особенности проявлений, структуры сложного речевого дефекта, соотношение уровней сформированности различных компонентов речевой системы, соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи у данной категории детей.

Данное планирование посвящено одной из актуальных проблем теории и практики логопедии – освещению системы дифференцированного коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на устранение речевой патологии, различающейся по механизмам, структуре, симптоматике дефекта у дошкольников с ЗПР, учитывающей как общие, так и специфические проявления нарушений речевого развития у выделенных групп детей с ЗПР.

Библиографические ссылки


 
  1. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Логопедическая работа по развитию связной речи дошкольников с задержкой психического развития // Логопедия. – 2005. – №1. – С. 11-21.
  2.  Бельтюков В.И. Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми // Вопросы психологии. – 1981. – №3. – С. 7-12.
  3. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у  старших дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. –  М., 1983. – 37 с.
  4.  Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 56 с.
  5.  Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М.: Сфера, 2003. – 121 с.
  6.  Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект). – М.: Сфера, 2007. – 98 с.
  7.  Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего типа для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2003. – №2. – С. 13-19.
  8. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 62 с.
  9.  Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 1996. – 18 с.
  10.  Готовность к школьному обучению детей шестилетнего возраста с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского,  Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1989. – 165 с.
  11.  Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. канд. дис. – СПб., 1998. – 18 с.
  12.  Зорина С.В., Полетаева Н.А., Прибыткова Н.Ю. Оптимизация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в условиях ДОУ комбинированного вида // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – №3. – С. 16-18.
  13. Китаева Н.Н. Особенности коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития. Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 17 с.
  14. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В.  Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 303 с. – ISBN 5-691-01076-Х.
  15. Мальцева Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1993. – №2. – С. 20-26.
  16. Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза (клинико-психологические корреляции). Автореф. канд. дис. – М., 1982. – 17 с.
  17. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы / Под ред. В.И. Лубовского. – Смоленск, 1994. – 156 с.
  18. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2004. – 240 с.
  19. Слепович Е.С. Формирование  речи  у  дошкольников  с  задержкой психического развития. – Минск: Народная асвета, 1989. – 64 с.
   20.<!--   -->Шевченко С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. – М.: Аркти, 2001. – 154 с. 

21.Шичанина О.В. Формирование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с ЗПР на этапе подготовки к школе. Автореф. канд. дисс. – М., 2008 – 23 с.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн