Актуализация знаний
Мотивационный этап
|
Чтобы перейти к новой теме, обратимся к вашему домашнему заданию. (Проверка д/з).
Поработаем с текстом. Листочки с текстом у вас на столах.
Задание № 1. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
- А знаете (ли), отчего он такой все невеселый, все молчит, знаете? Вот отчего он такой невеселый. Пошел он раз, тятенька говорил, - пошел он, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел – Бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц (то) светит сильно, так сильно, явственно светит месяц – все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный… Гаврила (то) плотник так и обмер, братцы мои, а она знай хохочет да его все к себе этак рукой зовет. Уж Гаврила было и встал, послушался было русалки, братцы мои, да, знать, Господь его надоумил: положил (таки) на себя крест… А уж как ему было трудно крест (то) класть, братцы мои; говорит, рука просто как каменная, не ворочается…
- Из какого произведения взят этот фрагмент?
- Назовите частицы, определите их разряд.
- Для какого стиля речи характерны подобные частицы?
- Сделайте вывод: для чего они употреблены в тексте?
- Написание каких частиц вызывает трудности?
Какая тема нашего урока? Определите её.
Что мы должны узнать и чему должны научиться? Какова цель нашего урока?
Цель: изучение правописания частиц.
Какие задачи ставим для достижения этой цели?
Задачи:
- 1). Познакомиться с правилом написания частиц.
- 2). Научиться писать слова с частицами.
А в какой форме удобней представить новый материал
- 3). Чтобы легче было работать над текстами с частицами, предлагаем систематизировать материал и представить его в виде таблицы.
|
Читают текст
Отвечают на вопросы учителя
(И.С. Тургенев «Бежин луг»).
Ли, вот, таки, уж, все, то,
|
7 мин
|
Изучение нового материала
|
Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Откройте учебник стр.211, параграф 37. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали?
(ответ детей по параграфу:
- В учебнике представлены не все частицы, которые могут вам встретиться.
Послушаем сообщение ребят.
слайд презентации
Частицы -тка, -с, -де присоединяются к словам посредством дефиса, например: смотри-ка, ну-тка, слушаю-с, он-де говорил, книгу-то прочёл.
Запомните! Есть такие частицы неужели, ужели, даже.
А чтобы удобнее было запомнить изученный материал, представьте его в виде таблицы.
Сядьте за компьютеры, работа будет проводиться в парах. Создайте таблицу Правописание частиц. Какую информацию вы должны занести в таблицу?
(Написание частиц, частицы и примеры употребления частиц)
С каким редактором вы будете работать? Что значит оформить таблицу? Выполненную работу сохраните под именем Частицы - Фамилия. (10 мин)
|
1.Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся со словами раздельно. 2.Частицы – кА, - таки-, -то пишутся через дефис.)
Частица –таки пишется через дефис с глаголами (успел-таки, опоздал-таки) остальных случаях раздельно, например: Я таки полагаю. Пётр таки не пришёл.
|
5 мин
10 мин
|
Закрепление изученного материала
|
Чтобы научиться писать слова с частицами откроем тетради выполним упр. 453. Что будете выполнять?
(Запишите частицы в столбик, примеры употребления частиц прочитайте, их записывать не надо! Запишите аналогичные свои примеры.
Чтобы проверить как вы усвоили изученный материал, выполните тест.
Сядьте за компьютеры. Откройте папку Электронные ресурсы и запустите ЦОР. Внимательно читайте и выполняйте задания. После выполнения последнего задания нажмите кнопку ИТОГ.
Оцените себя по следующей таблице
"5" - ставится если верно выполнено 90-100% заданий
"4"- ставится если верно выполнено 70-89% заданий
"3"- ставится если верно выполнено 50-69% заданий
|
Открывают тетради. Отвечают на вопрос учителя
Записывать в столбик частицы, прочитать примеры в учебнике, написать свои примеры.
Садятся за компьютер, запускают ЦОР и выполняют задания теста.
Оценивают свою работу
|
4 мин
7 мин
|
Рефлексия
|
Чтобы узнать ..... (продолжите предложение)
Сегодня я узнал..
Меня удивило...
Было интересно ...
Теперь я умею...
Я могу...
Я понял, что...
Я приобрел....
У меня получилось ...
Мне было трудно...
|
Сегодня я узнал как пишутся частицы со словами
Меня удивило, что я хорошо выполнил тест
Было интересно придумывать свои примеры употребления частиц
Теперь я умею писать частицы с другими словами
У меня получилась красивая таблица
Мне трудно было выполнить тестовое задание
|
4 мин
|