Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«В будущее без мусора».

Фото пользователя Зульфия Вадутовна Дощанова
Submitted by Зульфия Вадутовна Дощанова on Wed, 14/10/2015 - 11:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Дощанова Зульфия Вадутовна
Место работы, должность: 

МБОУ "Началовская СОШ", учитель географии

Регион: 
Астраханская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 

Цель: воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер

Используемые ЦОР: 

мультфильмы «Как мусор уничтожил мир»,

«Енот и Гиена».

 

Краткое описание: 
<p>&laquo;Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. И правда, еще никогда в истории человечества свалки не росли так стремительно! Если все несколько миллиардов кубометров отходов, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан. На самом деле вместо такой ежегодной горы прибавляются маленькие &laquo;холмики&raquo; - свалки, но по всему миру! А вот гигантский мусорный остров существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Его площадь уже вдвое больше США!&nbsp; Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают.&raquo;</p> <p>Сегодня мы поговорим с вами о мусоре и отходах. Как вы думаете, это одно и то же?</p>

                       

«Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету»

                                                                                                       Антуан Де Сент – Экзюпери

 

Цель: воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

 

Задачи:

  1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
  2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
  3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в школе.
  4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
  5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
  6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.

 

Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

 

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня я, вместе с вашими вожатыми,  хочу провести с вами урок по экологии.  Скажите, пожалуйста, а что такое «экология»? и что она изучает?

(ответы детей)

Как вы думаете, откуда берется мусор? (ответы детей) Вступление (презентация  1-3)

«Нашу цивилизацию иногда называют цивилизацией отходов. И правда, еще никогда в истории человечества свалки не росли так стремительно! Если все несколько миллиардов кубометров отходов, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан. На самом деле вместо такой ежегодной горы прибавляются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру! А вот гигантский мусорный остров существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Его площадь уже вдвое больше США!  Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают.»

Сегодня мы поговорим с вами о мусоре и отходах. Как вы думаете, это одно и то же?

Что такое мусор?

Как ещё можно назвать «мусор»? (Например: сор, грязь, отходы, вторсырье, и т.д.) Обсуждение – как отношение к мусору влияет на поведение. Если воспринимать его как что-то грязное и противное, конечно хочется поскорее от него избавиться. Если же воспринимать мусор как «сырье», то его можно собирать и перерабатывать.

Во что раньше, до изобретения пластмасс, упаковывали вещи?

А есть ли мусор в природе? Что происходит с листьями, которые осенью опадают с деревьев? мусор ли это?

Из чего сделаны наши вещи? (обязательно нужно напомнить, что все пластмассы делаются из нефти)

Учитель. Что произойдет, если мусор не убирать? (Предположения детей…).

Демонстрация мультфильма «Как мусор уничтожил мир»

Ребята, посмотрите, какой грязный город есть на земле. (презентация  слайды 4-10).

Этот невероятный город на фотографии называется Маншият Насир — Мусорный Город. Он находится в Египте на окраине Каира, около холмов Мокаттам. Заббалины — люди, живущие там, зарабатывают себе на жизнь сбором, сортировкой мусора. Такой же мусорный город есть и в Мексике.

Если все отходы, которые земляне выбрасывают за год, складывать в одно место, то каждый год на Земле будет прибавляться настоящая гора, такая, как Монблан (Гора Монблан – самая высокая вершина (4810м) в западной Европе. Вершина расположена на одноименном массиве протяженностью около 50 км и шириной в среднем 12 км.). На самом деле вместо такой огромной горы ежегодно образуются маленькие «холмики» - свалки, но по всему миру!

А вот гигантский «мусорный остров» существует в реальности. Он появился несколько десятилетий назад в Тихом океане и с тех пор очень быстро разрастается. Ежедневно в океан со всех материков сбрасывается огромное количество пластика и прочего мусора. Больше всего загрязняют океан отходами Китай и Индия. Здесь считается в порядке вещей выбрасывать мусор прямо в близлежащий водоем, затем это мусор попадает в океан. Очень медленно разлагаясь, пластик наносит серьёзный вред окружающей среде. Пластиковые отходы в Тихом океане являются причиной гибели более миллиона морских птиц в год, а также, более 100 тысяч особей морских млекопитающих. В желудках павших морских птиц находят шприцы, зажигалки и зубные щетки — все эти предметы птицы заглатывают, принимая их за еду. Морские птицы и млекопитающие глотают пластиковый мусор, и, к сожалению, погибают от несварения.

Понятие «мусор» неизвестно природе, производство отходов свойственно только человеку. В природной среде все распадается и вновь возвращается в природный круговорот (опавшие листья разлагаются, удобряя почву).

Как можно назвать мусор другими словами?

Дети. (Варианты детей - сор, отходы, хлам, отбросы и т. д.)

 

 

 

  1. Актуализация.

Учитель. Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?

Дети. В мусорное ведро.

Учитель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер. А куда вывозят контейнеры с мусором? (презентация слайды 11-14)

Дети. На свалку.

Учитель. Да, ежедневно в городах и селах образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. В процессе гниения отходов образуются токсичные, дурно пахнущие и горючие биогазы, которые загрязняют воздух. Продукты гниения в виде фильтрата попадают в почву, а также в водоносные горизонты и водоемы, из которых мы получаем питьевую воду. Температура внутри куч гниющих отбросов настолько высока, что органика начинает гореть. Причем потушить свалку практически невозможно, она может тлеть неделями и месяцами, выделяя в воздух «коктейль» из ядовитых веществ (окислы серы, окислы азота, угарный газ, фтористый водород, хлористый водород и т.д.). На свалках размножаются в большом количестве грызуны, насекомые, птицы, способные стать источником распространения различных инфекционных заболеваний. Еще большую опасность по санитарно-гигиеническим показателям представляют необорудованные несанкционированные свалки.

Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему? (некрасивая куча, неприятный запах). Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…

Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.

Каким бывает мусор.

Учитель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно 440 кг мусора. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле?  Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора?

Ребята, как вы думаете, почему мусора стало так много?  (дети высказывают свои мнения)

Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:

  • Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы
  • Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись
  • Вещи, без которых можно легко обойтись.

         Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор? Дети перечисляют, а учитель подводит итог. (презентация слайд 15)

Твёрдые бытовые отходы (ТБО), так называют мусор специалисты — это предметы или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления.

Основные компоненты отходов:

- пищевые отходы- это все что попадает в мусорное ведро с кухни (кости, очистки, огрызки);

- стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….

- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.

Теперь я вам немного расскажу о вреде мусора. (презентация слайд 16)

Пластиковый мусор может пролежать в земле от 200 до 1000 лет прежде, чем исчезнет; газеты, картон- не менее 2-4 недель, стекло- до 1 миллиона лет, а огрызок от яблока будет разлагаться 1-2 месяца. Вот и представь, как быстро гора мусора будет расти! А ведь мусор приносит много вреда твоему здоровью, окружающей среде: воздуху, водоемам, почве.

Давайте теперь подумаем, какой же мусор самый вредный и опасный? (Рассуждения детей)

Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.

Многие современные бытовые приборы (плееры, игрушки, телефоны, часы)  работают от небольших батареек и аккумуляторов. Любые батарейки рано или поздно приходится выбрасывать. В большинстве случаев они попадают сначала в мусорное ведро, а затем на свалку – тогда-то и начинается их вторая жизнь, связанная с потенциальной опасностью для окружающей среды и здоровья человека. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли или 400 литров воды. Это происходит потому, что батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. Металлическое покрытие батарейки после попадания в грунт со временем начинает разрушается, и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения. Тяжелые металлы, содержащиеся в батарейках, имеют свойство накапливаться в живых организмах. Поэтому даже небольшое их количество опасно и наносит существенный вред здоровью. Наиболее уязвимыми являются дети. Тяжелые металлы и химикаты могут повредить центральную нервную систему, вызвать тяжелые заболевания.

В Японии батарейки собирают и хранят до тех времен, когда будет изобретена технология переработки. В нашем городе тоже появился пункт приема престарелых батареек. Это гипермаркеты "Media Markt. Во всех магазинах сети в России можно сдать использованные батарейки. В магазинах установлены специальные контейнеры, где покупатели смогут оставлять использованные батарейки. В контейнеры можно сдать любые бытовые батарейки и аккумуляторы, в том числе батарейки для часов, аккумуляторы от портативных устройств (мобильных телефонов, ноутбуков и др.), кроме автомобильных аккумуляторов.

Адреса магазинов в Астрахани

1) ТЦ Ярмарка, Вокзальная площадь 13 магазин «М. Видео» Астрахань, Вокзальная

2) ул. Звездная, д.17 магазин «Эльдорадо»

3) ул. Савушкина, д. 47 Производственно-коммерческий центр «Все для видео»

 Давайте вместе заполнять эти контейнеры, чтобы минимизировать свой вклад в загрязнение окружающей среды опасными веществами.

Ребята, как вы думаете, бывает ли «полезный мусор»?

Если воспринимать мусор как что-то грязное и противное, то конечно хочется поскорее от него избавиться. Если же воспринимать мусор как «сырье», то его можно собирать и перерабатывать.

Существуют мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.

Ребята, как вы считаете, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему? (Предложения детей: на завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал).

Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, воду…(презентация слайд 17)

Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Как вы думаете почему? Это облегчает переработку на заводе.  Давайте и мы попытаемся собрать предложенный «мусор» в разные пакеты. Игра «Сортировка мусора» (ребята собирают предложенный «мусор» в разные пакеты). Проверим, все ли вы сделали правильно.  А почему батарейки вы оставили? Молодцы!

         Ребята, можно ли мусор еще использовать?  (высказывания детей). Конечно, молодцы.

         Дети перечисляют, а учитель подводит итог. Существует два основных способа грамотного обращения с отходами: (презентация слайд 18)

 

1. ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Это очень важный способ, который многие из нас часто используют, даже не задумываясь об этом.

В саду мы часто используем для украшения наших участков кусочки ткани, пластиковые бутылки, баночки, даже отработанные шины автомобилей и другие ненужные вещи. Это значит, что нам не нужно покупать новые материалы и тратить деньги, а кроме того, сырье и энергию, необходимые для их изготовления. Из предметов, которые могли оказаться в мусорном ведре, ты можешь сделать настоящее произведение искусства! (презентация слайды 19-22)

 

2. ПЕРЕРАБОТКА (УТИЛИЗАЦИЯ).

Если вещь нам уже не нужна даже для повторного использования, то из нее можно сделать новую вещь.

Вторичное сырье - это материалы и изделия, которые после первоначального полного использования (износа) могут применяться повторно в производстве как исходное сырье.

Основные виды вторичного сырья – макулатура (бумага, картон), металлолом, стекло, текстильные отходы, полимерные материалы и т.д.

Бумагу и пластик, стекло и металл можно перерабатывать много раз, то есть постоянно делать из старых вещей новые, тогда не придется рубить все больше деревьев, добывать дополнительно нефть и руду. То есть мы будем сохранять чистоту и природные богатства нашего окружающего мира, а также энергию и воду.

Для того, чтобы перерабатывать отходы, их надо сортировать – это основное требование для вторичной переработки.

Во многих европейских странах вполне успешно проводится утилизация. Все промышленные и бытовые отходы тщательно сортируются, а затем, как вторичное сырье, используются для изготовления новой продукции.

Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы, например:

  • 60 кг макулатуры спасает 1 дерево;
  • 30 тонн макулатуры спасает 1 гектар леса;
  • Использование макулатуры для производства бумаги на 75% уменьшает загрязнение воздуха и позволяет сэкономить до 40% воды;
  • Использование металлолома для производства стали на 7% уменьшает загрязнение воздуха и экономит 76% воды.

          В Западной Европе около 70 % ТБО перерабатывается во вторсырье. В России  перерабатывается менее 5%, остальное количество накапливается на свалках.

Представьте, если мы с вами будем собирать мусор в специальные контейнеры, то на фабриках и заводах из мусора сделают разные полезные вещи: из старой бумаги и израсходованного картона получится новая чистая бумага, из пластиковых бутылок может выйти отличный ковер для группы или яркие футболки для девочек и мальчиков, а также другие полезные вещи.

Упражнение «Альтернатива» (в группах или всем классом)

Нужно предложить альтернативы различным вещам, которые очень быстро становятся мусором. Как их можно сделать по-другому, чтобы мусора образовывалось меньше?

        пластиковый пакет для молока, кефира

        одноразовая посуда

        пластиковая бутылка для лимонада

        батарейки

        и др., из того, что в процессе занятия называли сами дети

Экологические знаки на упаковке.

В наших мусорных корзинах много отходов, которые раньше были упаковками – различные коробки, банки, бутылки, пакеты и пр. Если внимательно рассмотреть упаковки, то на них можно увидеть различные значки, в том числе знаки экологической маркировки. Одни знаки экомаркировки на упаковочных материалах свидетельствуют о том, что утилизация этих материалов безвредна для окружающей среды. Другие призывают нас не сорить, сдавать использованные изделия на переработку, поддерживать различные природоохранные инициативы. Третьи предупреждают о веществах и материалах, опасных для окружающей среды, или, наоборот, указывают на их отсутствие.  (презентация слайд 23)

 

Основные правила рационального природопользования:

- выбрасывать мусор в специально отведенные места;

- прежде чем начать утилизацию отходов их необходимо рассортировать (собрать в отдельные пакеты);

- прежде чем выкидывать жестяные банки, вымойте их и сожмите, чтобы они занимали меньше места;

- одежду, обувь, игрушки, книги, которые вам не нужны, передайте кому – либо в дар, а не выбрасывайте их в мусорное ведро;

- пишите на обеих сторонах листа, использованную бумагу собирайте и сдавайте в пункт приема макулатуры;

- сдавайте стеклянную тару;

- никогда не выбрасывайте батарейки в мусорное ведро.

 

Давайте попробуем начать соблюдать эти правила у себя дома.

Ребята, что мы можем сделать для того, чтоб наше село, город, страна и планета были чистыми? (предложения детей).

У нас в школе уже несколько лет работает отряд «ЭКОС». Ребята из отряда занимаются уборкой берегов рек, посадкой деревьев, спасают молодь рыбы из отшнурованных водоемов. (презентация слайды 24- 26).

Вот и подходит к концу наш урок. Что вы узнали нового? Нарисуйте, пожалуйста, свои  предложения  или пожелания по сохранению чистоты. Или выразите свои впечатления от урока.

Демонстрация мультфильма «Енот и Гиена».

 

Поделитесь своими новыми знаниями, которые вы приобрели сегодня, с родителями, соседями, друзьями, товарищами, чтобы все берегли нашу планету.

Объясните дома мамам и папам, зачем нужно сортировать мусор, чтобы сделать из него новые вещи, полезные людям.

Молодцы, ребята! Спасибо за внимание.

Прикрепленный файл Size
ЭкоУрок_Презентация.pptx 7.07 MB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн