Музыкальное воспитание детей в раннем возрасте в период адаптации
Особую значимость в первые дни жизни малыша в детском учреждении имеет музыкальное воспитание. Музыка помогает адаптироваться в коллективе детей, быстрее устанавливается контакт музыкального руководителя и воспитателя с малышом.
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки и попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок делает ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его поведение.
Например, перебираем пальчики ребенка и приговариваем:
Этот пальчик – дедка
Этот пальчик – бабка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот пальчик – наш малыш
И зовут его Денис!!!
Ребенок прислушивается к словам, веселеет.
Далее, берем ребенка за руки и приговариваем:
«Ладушки, ладушки», «Сорока-сорока» и т.д.
Сажаем на лошадку
«Еду, еду, к бабе , к деду
На лошадке в красной шапке»
Катаем курочку, приговариваем:
«Курочка- тараторочка по дворику ходит,
Цыпляток водит, хохолок раздувает,
Малых деток потешает»
Берем заиньку, вместе с ним скачем:
«Скачет зайка маленький, около завалинки
быстро скачет зайка, ты его поймай-ка»
и ловим зайчика.
Все эти потешки целесообразно закреплять с ребенком и дома, тогда он активнее, увереннее будет участвовать на музыкальных занятиях и в группе.
Музыккальное воспитание в семье
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать?
К сожалению многие родители еще считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющих самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно.
Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых кмузыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.
Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке.
Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт егоразвитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.
Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду.
Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.
В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушаниемузыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни.
В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.
Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопрос:
Зачем нужна музыка Вашему ребенку?
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой очень эффективны для общего развития ребенка.
Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.
Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.
В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Пение и музыка:
развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами
приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
обогащение словаря ребенка;
развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект
пение в группах развивает способность работы в команде.
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка.
Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие:
первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
второе- художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.
На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие-основа духовной жизни русской нации.
Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
Русская песня - это то, что вдохновляет на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.
ЗНАЧЕНИЕ ПЕНИЯ И ОХРАНА ГОЛОСА РЕБЁНКА
Пение занимает ведущее место в системе музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому ребёнку.
Во-вторых, голос – это инструмент общения, можно сказать, что голос – это «озвученная душа».
И, наконец, голос может стать музыкальным инструментом. Пение, музыкальное интонирование – явление очень не простое, и зависит оно от нескольких факторов.
Во-первых, это наличие наследственных музыкальных способностей, доставшихся ребёнку от родителей (у большинства детей наследственные способности очень скромны или их нет).
Во-вторых, это окружающая музыкально – певческая среда. Музыкальное окружение, когда в семье кто-нибудь играет или поёт, является особенно благоприятным условием развития музыкального слуха и укрепления музыкальной памяти.
Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как помочь ребёнку «поймать» ощущение чистого пения (координации между слухом и голосом)? Как увлечь, заинтересовать малышей исконно человеческим, «природным» видом эстетической деятельности – пением?
Именно этими проблемами мы занимаемся в детском саду, ненавязчиво, игровыми методами учим детей владеть своим голосом. Сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:
Способствует развитию музыкальных способностей : мелодического метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти, и др. ;
- Активизирует работу левого (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшения настроения, активизации внимания;
- Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
- Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
- Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
- Создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий и нежный. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Дети должны петь естественным звуком, без крика и напряжения. Крик, шум портят голос, притупляет слух. Вредно петь и разговаривать громко, особенно на улице в сырую холодную погоду. Нельзя пить холодную воду, есть мороженное в разгорячённом состоянии. Чипсы, шоколад и газированные напитки также плохо влияют на голосовые связки ребёнка.
Хорошая детская песня развлекает и успокаивает ребёнка, развивает и успокаивает его.
На: Консультации для родителей
Спасибо. Очень интересный материал.
Обязательно возьму на вооружение.