Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Поэтика и проблематика сказок

Submitted by Наталья Кунтеева on Sat, 17/10/2015 - 09:58
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кунтеева Наталья Константиновна
Место работы, должность: 
Бозойская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ФКУ ОИК-1. учитель русского языка и литературы
Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цели: Обучающая: расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика; Развивающая: развить умение анализировать сатирические сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»; закрепить навык оформления тестов в виде бланков в формате ЕГЭ. Воспитывающая: воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемое оборудование: 
компьютер, мадиапроектор
Краткое описание: 
Учитель: До этого урока вы прочитали сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Перелистаем страницы биографии писателя-сатирика… Родина знаменитого писателя – тверская земля. Михаил Евграфович родился в селе Спас-Угол 27 января 1826 года в старинной дворянской семье. С тверским краем связаны его детские и юношеские годы. Здесь он служил вице-губернатором, сюда приезжал, став известным литератором. В Твери есть музей, где собраны книги, документы, экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве великого русского писателя, здесь чтут и хранят память о своем земляке. Вспомним и мы с вами вехи биографии великого писателя-сатирика. (работа по карточкам №1-5 по теме «Основные даты жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина»)
Работа над литературными терминами. Аллегория – изображение отвлеченной идеи (понятия) в конкретном образе. САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии. Сатира – жанр литературы, которая обличает отрицательные явления действительности ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован. ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического. ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение. Ход урока: Учитель: До этого урока вы прочитали сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Перелистаем страницы биографии писателя-сатирика… Родина знаменитого писателя – тверская земля. Михаил Евграфович родился в селе Спас-Угол 27 января 1826 года в старинной дворянской семье. С тверским краем связаны его детские и юношеские годы. Здесь он служил вице-губернатором, сюда приезжал, став известным литератором. В Твери есть музей, где собраны книги, документы, экспонаты, рассказывающие о жизни и творчестве великого русского писателя, здесь чтут и хранят память о своем земляке. Вспомним и мы с вами вехи биографии великого писателя-сатирика. (работа по карточкам №1-5 по теме «Основные даты жизни и творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина») Сказки – итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни, новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика и реальность. Темы «сказочного» творчества разнообразны, но главная – тема страданий народа, чьим трудом создается общественное богатство. Работа по рядам . 1 ряд работает над сказкой «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 2 ряд – над сказкой «Дикий помещик». Обе сказки созданы в 1869 году. Раскрываем следующие вопросы: 1. Подготовьте краткий пересказ сказок. (опрос1-2 человека) 2. Дайте определение термину сказка. Значит сказки Салтыкова-Щедрина авторские. - Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками? - Традиционные сказочные зачины: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...”; - типичные присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...”, «сказано-сделано»; - характерные для народной речи обороты: “думал-думал”, “сказано-сделано”; - постоянные эпитеты: «глупый», «дикий»; - применяется инверсия – изменение порядка слов: “туча черная”, “тело белое”; - троекратные повторения; - лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат; - сказочные персонажи – Медведь Михаило Иванович) 3. Какие факты современной писателю действительности отражены в этих сказках? - генералы читают газету, и помещик тоже читает газету, в которой рассказывается история реальных отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права. События связаны с конкретно-историческим временем. Писатель наполняет сюжет современными событиями. 4. Назовите отрицательные черты главных героев «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» (показ иллюстраций к сказке.) - генералы совершенно не приспособлены к практической жизни: только «обнаруженный» на острове мужик спасает их от голодной смерти. -покорность и зависимость мужика от генералов. - Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. 5.Самостоятельная работа. Тест на тему «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» см приложение 1 6.Индивидуальная работа. Решение кроссворда «Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» см приложение №2 (правильные ответы вписывают в кроссворд на доске) Ответы к тестуА1 -4, А2 – 2, А3 – 3, А4 – 2, А5 – 2, В1 – гротеск, В2 – портрет, В3 – ирония, В4 – дикий. Приложение №2 Кроссворд По горизонтали: 1. Укажите эпитет, который подбирает М.Е. Салтыков – щедрин для пескаря, героя своей сказки. (премудрый) 2. Назовите термин, обозначающий чрезмерное преувеличение? Дикий помещик наконец-то остался один-одинешенек. И…одичал: «Весь оброс волосами…, а когти сделались как железные» (гипербола) 3. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина о животных близки к такому литературному жанру, как: 3.1 басня; 3.2 газетный фельетон; 3.3 фантастический рассказ; 3.4 легенда. (басня) 4. Как называется одна из форм иносказания, скрытая за внешней формой? Образ зайца в сказках обозначает трусость, образ лисы –хитрость и т.д. (аллитерация) 5. Напишите эпитет, который М.Е. Салтыков-Щедрин дает герою сказки, помещику, существующему за счет крестьянства и одновременно молящему избавить его от «мужицкого духу». (дикий) 6. Укажите название фольклорного жанра, форму которого избрал М.Е. Салтыков-Щедрин, создавая свои произведения «Для детей изрядного возраста» (сказка) 7. Напишите термин, обозначающий традиционную форму сказочного начала. (зачин) 8. Какой прием использует автор в следующем фрагменте: «…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил…»? 8.1 гипербола; 8.2 иносказание; 8.3 гротеск; 8.4 сатира. По вертикали 9. как называется направление, возникшее в русской литературе в 30-40гг. XIX века, стремящееся объективно изображать причины несовершенства социально-политических отношений. (реализм) 10. напишите название жанра литературы, который обличает отрицательные явления действительности. (сатира) Учитель: Что хотел показать в своих сказках Салтыков-Щедрин: Ответ: Салтыков-Щедрин рисует не просто добрых и злых людей, он убеждает нас в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.) Приложение №1 Тест Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задание А1-А5 «И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав (старший из сыновей-близнецов библейских Исаака и Ревеки, родившийся косматым», Бытие, XXV, 25), а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. Выйдет он в свой парк, в котором он когда-то нежил свое тело рыхлое, белое, рассыпчатое, как кошка, в один миг, влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит, это, заяц, встанет на задние лапки и прислушается, нет ли откуда опасности, -а он уж тут как тут. Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест. И сделался он силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские отношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко. - Хочешь, Михайло Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? – сказал он медведю. - Хотеть – отчего не хотеть! – отвечал медведь.- Только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил! - А почему так? - А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!» А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент: 1. Рассказ; 2. Повесть; 3. Быль; 4. Сказка А2. Из какого произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина взят предложенный фрагмент? 1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; 2. «Дикий помещик»; 3. «Премудрый пискарь»; 4. «Медведь на воеводстве». А3. Какое место занимает этот фрагмент в произведении: 1. Открывает повествование; 2. Завершает повествование; 3. Является кульминацией сюжета; 4. Является развязкой сюжетного действия. А4. Главной темой данного фрагмента является: 1. взаимоотношения между крестьянином и помещиком; 2. одичание помещика вследствие исчезновения мужика; 3. красота природы; 4. особенности деревенской жизни А5. С какой целью в данном фрагменте приводится диалог между помещиком и медведем? 1. Выявить отсутствие в помещике серьезного отношения к жизни; 2. Показать степень деградации помещика; 3. Охарактеризовать психологическое состояние героя; 4. Объяснить упрямство помещика. Задание 2. Прочитайте приведенный выше фрагмент текста и выполните задание В1-В4. В1. Укажите сатирическое средство, являющееся предельным преувеличением, основанным на причудливом сочетании фантастического и реального: «Сморкаться уж он давно перестал, холил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный» 1 абзац Ответ:____________ В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Весь он…», 1 абзац Ответ:____________ В3. Назовите сатирический прием, использованный автором в строке: «Но хвоста еще не приобрел» 1 абзац Ответ: ______________ В4. В абзаце, начинающемся со слов: «И сделался….», найдите эпитет, с помощью которого медведь выражает сущность характера помещика. 3-4 абзацы Ответ:_____

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн