Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект внеурочного занятия "Православный храм"

Submitted by лариса юрьевна саблина on Sat, 17/10/2015 - 13:15

 

Внеурочное занятие по духовно-нравственному направлению «Ручейки жизни»

 

 

 

                   Тема: «Православный храм».

 

 

                                     

         Выполнила: Саблина Лариса Юрьевна

         учитель начальных классов  МБОУ гимназия № 11

 

                                     

        

                                                       

                                                                          

                                                       

                                                                 

                                              

                                                          

 

 

Тема: «Православный храм»

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов, рабочие листы с заданиями для учащихся.

 Актуализация знаний учащихся
Попробуйте дать определение слову «храм». Иллюстрации помогут вам в этом. (учащиеся дают определения слову «храм») 
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
Зачем люди посещают храмы?
- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
Изучение нового материала. 
Все ваши ответы абсолютно правильные. Но на уроке мы подробно разберем с вами устройство православного храма. Познакомимся с храмом нашего города, который посетим чуть позже. И вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме». 
1.Беседа с учащимися.
     На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
      Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (У него есть купол, на котором находится крест).
      Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. 

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. 
-Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? 
- Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы. 
Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. 
Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; 
-три главы (три Лица Святой Троицы); 
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов); 
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов); 
-девять глав (девять чинов Ангельских); 
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав. 

       Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола. 
-Как вы думаете, зачем нужны колокола?
- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Прослушивание фрагментов колокольных звонов.
-Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?
- Мысли о храме, церкви, России…

Изучение устройства храма.
Давайте перенесёмся в храм на некоторое время.
Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм?(предположения детей)
Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. 
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь. 
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 
Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. 

Знакомство с храмом нашего города Преображения Господня

(г. о. Железнодорожный)
А сейчас мы познакомимся с храмом, который находится у нас в городе. Недалеко от  нас, в микрорайоне Саввино, стоит уникальный храм, который находится под охраной государства из-за своего уникального иконостаса.

Храм Прербражения ГосподняИстория храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными...

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...»

Можно предположить, что пришла в такое запустение старая церковь не в силу нерадения местных прихожан, но исключительно по причине их жестокой бедности. В то время в захудалой деревеньке числилось всего семь дворов крестьянских и бобыльских. Очевидно по той же причине сама вотчина нередко меняла владельцев. В 1637 г. по распоряжению Патриаршего Казначейского Приказа Спасская церковная земля на погосте на реке Черной была отдана «на оброк дьяку Василию Пустынникову». Деревня Саввино, расположенная близ Спасского погоста, принадлежала тогда Алексею Угримову, а позднее князю Ивану Кашину. Позднее деревней владел стольник царя Алексея Михайловича Василий Нагово. После его смерти жена, согласно завещанию супруга, продала имение боярину Федору Стрешневу. Было это в 1641 г.

Возрождение местной церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино «почелась Божественная служба быть». По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение.

В 1681 г. Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю - влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Последний владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 г. братом Петром I привело к опале ее фаворита. Князь Василий Голицын был лишен боярства, всего имущества, в том числе Саввино, и сослан с семьей в Каргополь.

Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано в пожизненное владение жене Ивана Стрешнева - боярыне Настасье Ивановне. Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 г. его очередным владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын. И в дальнейшем оно долго переходило к его потомкам.

Построенная Стрешневым вторая деревянная церковь простояла около ста лет. О жизни прихода в те времена нам почти ничего не известно, если не считать сохранившихся в истории имен давно почивших священников: Федора Иванова (1686-1690 гг.), Григория Федорова (1704 г.), Федора Федорова (1709-1715 гг.), Якова Григорьева (1716 - 1722 гг.), Петра Иванова (1773 г.).

В 1777 г. «иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В.Голицыной и прихожан» была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм стоял вплоть до второй четверти XX в., пока не погиб от пожара.

Но в середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - «Гром», - весил 365 пудов, а маленький - 19.

http://www.hram-bal.ru/images/ikonostas_savvino_sm.jpgВ тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод). Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. 
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения. 
В период духовного возрождения при Саввинском храме была построена новая воскресная школа для взрослых и детей; тут же работают кружки резьбы по дереву, ручной вышивки, столярного дела; открыта библиотека духовной литературы.
Коллективная работа.
Часто ли вы бываете в храме? 
Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? 
Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм: (Учащиеся читают стихотворение по ролям)

http://photo.russian-church.ru/73/91/14/2a/32/1000-865-f911bb48f2d9baf8bf.jpg

Памятка мальчику:                                   
Прежде чем зайти в собор, 
Головной сними убор, 
Злые мысли отгони: 
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай, 
Поставь свечку и потом 
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай. 
Не гляди по сторонам — 
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.

Учитель: 
И скажу я от души:
Выйти с храма не спеши, 
Стой на службе до конца, 
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.


О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? 
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? 
Как мы заходим в храм? 
Как мы стоим во время богослужения? 
Как оканчивается божественная литургия?

 Итог занятия.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Домашнее задание.
Рассказать родителям о том, что запомнил на уроке; составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»; прочитать стр.48-51 учебника; ответить на вопросы стр.51

 


Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн