Вы не зарегистрированы

Авторизация



Изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.

Submitted by Татьяна Николаевна Васильева on вс, 18/10/2015 - 18:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Т.Н
Место работы, должность: 

Педагог-психолог.

Регион: 
Ставропольский край
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Психология
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Изучение психологических особенностей личности.</p>

Изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.

(выступление на педагогическом совете 25.03.15г педагога – психолога Т.Н.Васильевой)

 

В процессе обучения у  учащихся гимназии  возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано  со снижением  учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим, необходимо знать наиболее  осознаваемые мотивы учения.

Все мы знаем, что мотивация - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

            Одним из главных мотивов  обучения является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса: это направленность ученика и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу родителей, и на установление желаемых отношений со сверстниками. Иными словами, существует много  факторов, которые влияют на мотивационную сферу.

Одним из таких факторов является  самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых  взрослым ребенку, и его успехам в различных видах деятельности. Уже у младших школьников  встречается самооценка различных типов: адекватная, завышенная и заниженная.

 Исследуя самооценку учащихся 1-х, 5-х классов, я сделала вывод: в первом классе преобладает завышенная самооценка 38% и адекватная 62%, но уже в пятом классе появляется заниженный уровень самооценки 8% (3-4 человека). Скорее всего,  у учащихся начинает формироваться негативное представление о себе, возникают проблемы и во взаимоотношениях и в учебной деятельности, что ведет к росту тревожности, эмоциональным нарушениям, увеличивает неуверенность ученика, приводит к депрессии, к дезадаптации личности, тормозит стремление к достижениям,  в итоге – интерес к учёбе значительно снижается.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются  усилия.  Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и замедляет процесс усвоения знаний. В таких типичных ситуациях очень важно вовремя помочь ребёнку -  исследовать  уровень его тревожности, уставить причину снижения мотивации.

            Диагностика тревожности, проводимая в течение учебного года, показывает, что в первом классе преобладает нормальный уровень тревожности (100% учащихся с удовольствием идут в школу; им все нравится: и учитель, и класс, и одноклассники, и уроки).

            Во втором классе появляются трудности: по шкале тревожности у 28% второклассников  повышенный уровень тревожности, возможно, это связано с появлением  оценочной системы, с увеличением учебной нагрузки.  Учащиеся называют много  причин: тяжело вставать  рано утром, или трудно в школе, хотел бы остаться дома, не говоря уже о том, что болит голова, живот, хочется пить, есть и т.д

Причин нежелания учиться много. Можно ли в сложившихся условиях повысить их мотивацию? В изучении системной диагностики одним из способов повышения качества обучения является изучение мотивации и ее эффективной роли в познавательной деятельности школьника.  Исследовав  уровень мотивации учащихся гимназии, было установлено следующее: в первом классе:

 83% - правильная учебная мотивация, 27% направленность на игру;

 в четвертом классе

42% - высокий уровень мотивации, 48% - средний уровень мотивации, 10% - низкий уровень мотивации, и, что самое интересное, эти показатели сохраняются до 9 класса.

 Результат в десятых классах показывает:

56% высокий уровень мотивации,  44% средний уровень мотивации, низкий уровень мотивации – отсутствует.

Выявление уровня учебной мотивации, смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия. Формировать мотивацию – не значит  заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Психическая деятельность ученика, окончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией и внутренним планом действий. Развитие указанных особенностей психики школьника идет в неразрывной связи  с овладением им различными видами познавательной деятельности.  Результат тестирования 4 классов показал, что 57% учащихся имеют зрительный тип памяти, 28% - слуховой, 15% - зрительно-тактильный тип, у 58% - наглядно-образное мышление, 48% - абстрактно – логическое.  Это означает, что одним легче воспринимать материал зрительно, другим -  на слух, одним требуется конкретное представление материала, другим -  схематичное.

Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей, поэтому учителям целесообразно  в своей деятельности учитывать результаты проведенных диагностик.

В среднем школьном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте с собственной деятельностью подростка. Присущая детям деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая.  Подросток учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умению оценивать возможности своего «Я».

Тестирование, проведенное у восьмиклассников, показало, что на первое место 53% учащихся ставят общение, 34% - учебу, 13% - другое (спорт, музыку, художественную школу). Педагогам необходимо учитывать, что  особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые должны использоваться как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, побуждать ребят к обсуждению наиболее острых проблем их жизни.

В  старшем возрасте возникают новые мотивы учения, связанные со сдачей экзаменов, с осознанием жизненной перспективы. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает учащимся расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Таким образом, изучение психологических особенностей личности ученика – важный фактор повышения эффективности обучения.

Я надеюсь, что тесное сотрудничество психологической службы с классными руководителями и преподавателями гимназии, при  с использовании в работе результатов проведенных диагностик, позволит нам  повысить мотивацию учащихся к учению.

 

Прикрепленный файлSize
Изуч. психолол особен-тей личн уч. пед.сов25.03.2015.doc40.5 KB