Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников посредством игры

Фото пользователя Елена Николаевна Пермякова
Submitted by Елена Николаевна Пермякова on пн, 19/10/2015 - 22:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пермякова Елена Николаевна
Место работы, должность: 

МБДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида", учитель-логопед

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
<p>Семинар для педагогов ДОУ по использованию игр на развитие звукового анализа и синтеза</p>

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.

Это необходимо для:

  • Обучения чтению

  • Грамотному письму в школе

  • Изучения родного языка

    Звуковой анализ – это:

  • Последовательное выделение отдельных звуков в слове;

  • Определение порядка звуков в слове;

  • Различение звуков по их качественным характеристикам

  • (гласный-согласный, твёрдый - мягкий).

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Этапы формирования навыков звукового анализа:

Первый этап

Формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки)

Второй этап

Формирование звукового анализа в речевом плане (сначала с использованием картинки, затем без предъявления неё)

Третий этап

Формирование звукового анализа в умственном плане (не называя слова)

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Вот некоторые игры, которые можно проводить с детьми:

  1. «Хлопни, если услышишь в слове звук «А»

Цель: учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход

Взрослый: -  Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук  «А», хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.

Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук «А» голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука  «А».

      2. «Три слова»

Цель:  учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход

Взрослый: -  Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.

Ребенок: -  Звук «У».

Взрослый: - Где ты услышал звук «У» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: -  В начале слова.

Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

      3. «Составь слово из отдельно названых звуков»

           («Поймай словечко в ладошки»)

Цель: учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков.

1-й вариант.

Ход

Взрослый: -  Я назову звуки, а ты назови слово. Звуки: М, А, К. Какое слово ты услышал?

Ребенок: -  Слово «мак».

Рекомендации. К сожалению, очень часто взрослые вместо согласных звуков называют буквы : ЭМ – вместо [м]. Ребенок воспринимает на слух два звука – «Э» и «М», что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух.

2-й вариант.

Ход

Взрослый называет звуки слова  в нарушенной последовательности: «Д», «М», «О». Ребенок путем проб и ошибок составляет слово «дом».

Рекомендации. 2-й вариант игры очень сложен для ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании слова при последовательном произнесении взрослым звуков слова, то еще рано проводить игру по 2-му варианту. Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку легче будет составить слово из отдельно названных вами звуков.

      4. «Найди слово, которое спряталось в названиях картинок»

Цель: учить ребенка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход

Взрослый: -  Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово?

Ребенок: -  Не знаю.

Взрослый: -  Попробуем. Надо запомнить правила. Правило первое: рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.

Правило второе: запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.

Правило третье: назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

1-й вариант: -  Из названия каждой картинки запомни первый звук.

Образец:

Картинки: шапка, автобус, рак.

Звуки: «ш», «а», «р».

Слово: «шар».

2-й вариант: -  Из названия каждой картинки запомни последний звук.

Образец:

Картинки: комар, трава, сок.

Звуки: «р», «а», «к».

 Слово: «рак».

3-й вариант: -  Из названия каждой картинки запомни третий звук и составь слово из последовательно названных звуков.

Образец:

Картинки: куст, крот, кукла.

Звуки: «с», «о», «к».

Слово: «сок».

Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко выделяет звук на фоне слова, определяет место звука, и , что очень важно, запоминает звуки. Только в этом случае можно использовать более сложные игры.

Если ребенок испытывает трудности, помогайте ему, объясните еще раз правила игры, дайте образец выполнения задания. Не забывайте хвалить ребенка за старание, даже в том случае, если у него ничего не получилось. Ваша поддержка, ласковое слово, ему очень нужны. Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками, словом не пропал у ребенка.

     5. «Цепочка слов»

Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком, учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-й вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый: -  Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. Например: «РАК».

Ребенок: -  Коза

И т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

     6. "Волшебники"

Цель: учить детей заменять один звук в слове другим, вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход

Взрослый: -  Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком С.

Взрослый  Ребенок     

Ток                  Сок       (т-с)

Дом                Сом       (д-с)

Лук                 Сук        (л-с)

Рекомендации. В начале игры уточните, с какого звука начинается названное вами слово, помнит ли ребенок, на какой звук надо заменить первый звук в слове. Дайте образец ответа.

      7. «Цепочка слов»

Цель: учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком; учить запоминать правила игры и не нарушать их.

Ход

1-й вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.

2-й вариант. Правила те же, но без картинок.

Взрослый: -  Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. Например: «РАК».

Ребенок: -  Коза

И т.д.

Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.

Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).

Это лишь некоторые игры, которые можно использовать для развития и закрепления навыка звукового анализа и синтеза у дошкольников. Надеюсь, что данные рекомендации помогут вам, и сделают процесс усвоения такого непростого материала интересным и разнообразным.

Источник:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/09/16/formirovanie-navykov-zvukovogo-analiza-i-sinteza-doshkolnikov

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн