Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Шахматы» как инновационный учебный предмет в системе образования.

Фото пользователя Валерий Константинович Якубенко
Submitted by Валерий Константинович Якубенко on Wed, 21/10/2015 - 19:01
Данные об авторе
Автор(ы): 
В.К.Якубенко
Место работы, должность: 

учитель математики

высшей категории

Вырицкой средней

общеобразовательной школы № 1

Гатчинского района Лен. области

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p><span style="line-height:1.6">Рост интеллектуального потенциала ради процветания России &ndash; стратегическая цель развития образования.&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">&laquo;Шахматы&raquo; - предмет, способствующий социализации личности.&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">Шахматы &ndash; детям инвалидам.&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">Шахматы и математика.</span><span style="line-height:1.6">&nbsp;Шахматы в современном мире.</span></p>

Часть 1. Рост интеллектуального потенциала ради процветания России – стратегическая цель развития образования.

«Уникальные природные ресурсы превращают Россию в страну – гаранта энергетической безопасности для всего мира. Колоссальный интеллектуальный, творческий потенциал, созданный многими поколениями народа, способен вывести Россию на позиции мирового инновационного лидера, обеспечить России роль «мозгового центра» планеты. Интеллектуальный потенциал, в отличие от природных ресурсов, можно возобновлять и наращивать. Рост интеллектуального потенциала ради процветания России – стратегическая цель развития образования. / В. В. Путин, «Послание Президента РФ Федеральному Собранию», 26 апреля 2007 г/

Требования государства, общества и семьи к результатам образования основаны на представлении об образовании как институте социализации личности, обеспечивающим:

  1. формирование нового поколения, приобщённого к традиционным морально – нравственным ценностям, к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

  2. овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

С 1 сентября 2010 года преподавание в начальной школе будет вестись в соответствии с новым федеральным государственным стандартом начального общего образования. Теперь в начальной школе ребёнка должны не только научить читать, считать и писать, но и:

* привить навыки решения творческих задач, навыки поиска, анализа и интерпретации информации,

* формировать у детей мотивацию к обучению, помочь им в самоорганизации и саморазвитии.

Школьники должны получить не просто знания, а «знания в действии» - то есть уметь учиться, переучиваться, доучиваться, уметь добывать знания самостоятельно.

Очень важно, чтобы выпускник школы мог адаптироваться к взрослой жизни, а для этого необходимо воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, формирование толерантности в условиях нашего многокультурного общества.

Введение нового стандарта общего образования позволит:

  1. внедрение различных форм организации учебной деятельности учащихся;

  2. использование различных видов оценивания достижений учащихся;

  3. увеличение доли вариативной части учебного плана;

  4. возможность организации деятельности учащихся по интересам во второй половине дня.

Часть 2. «Шахматы» - предмет, способствующий социализации личности.

Одним из современных инновационных предметов, успешно решающих некоторые проблемы социализации личности, является предмет – «Шахматы».

В юности у многих людей было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой некоторые предпочитают шахматы математике, может показаться странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике.

Шахматы учат мыслить – вот один из аргументов сторонников шахматного всеобуча, ратующих за введение шахмат в школьные программы.

Но разве химия, биология, математика и другие дисциплины, традиционно преподаваемые в средней школе не учат мыслить? Школьные программы и без того перегружены, дети переутомляются, им не хватает времени на подвижные игры, занятия спортом. Зачем же ещё и «Шахматы»?

Мало кто сомневается в том, что шахматы полезны для ума. Однако этого совершенно недостаточно для обоснования преподавания шахмат, как ещё одной обязательной дисциплины. Для того, чтобы шахматы стали школьным предметом и преподавались повсеместно наряду с математикой, языками и естественными науками, необходимо убедиться в том, что шахматы воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционнее обучение развить не может, что они доказывают свою способность решать некоторые проблемы школьного образования.

Какие это проблемы?

Одним из основных недостатков школьного образования остаётся то, что оно не даёт умения применять полученные знания на практике. Как правило, знания преподносятся школьникам в готовом, хорошо «упакованном» виде и ученик не знает, где и как применять эти знания.

Как научить ребят устанавливать связь между словами и делами, формулами и жизнью?

Для этого лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в которой требуются знания. И тогда он сможет открыть для себя, что знания рождаются из дела и нужны для дела, а не только ля того, чтобы порадовать себя или родителей хорошими отметками.

Однако к «общественно-полезному» труду, где понадобились бы знания физики, химии, математики ученика трудно привлечь.

Вот тут-то и пригодятся шахматы, так как игра в шахматы – это и есть посильная и интересная во многих аспектах для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию. Близость, полнота соприкосновения с действительностью могут быть выделены в качестве отдельной существенной особенности психологии школьника – шахматиста. Он имеет дело с предметным миром и отношениями, опирающимися на реальные условия в жизни.

Противник является самым прекрасным учителем, который ставит перед тобой неожиданные проблемы.

Все школьники, начинающие шахматисты, радуются полной свободе, которую они получают в игре: как хочу, так и хожу / как начинающий автомобилист: куда хочу, туда и еду, или по дороге, или в канаву, или на дерево/.

Но очень скоро ребёнок понимает, что сам несёт ответственность за результат своих решений и проникается уважением к теории, к правилам, ограничивающим эту свободу, потому, что на опыте собственных своих поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, что бы достичь поставленных целей. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на всё другое, чему учат все наши учителя в школе.

Знания, истинность которых постоянно проверяют на деле, не становятся догмами и ненужным балластом. Разнообразные правила ограничивают нашу свободу и, чтобы разумно подчиняться правилам, мы нуждаемся в практических доказательствах того, что эти ограничения действительно необходимы.

Занимаясь шахматами, ребята соотносят мыслительные процессы с практическими действиями, ищут в теории ответы и творчески применяют полученные на уроке знания, не ожидая от теории всегда готовых решений.

Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски неожиданных решений эстетическим чувством прекрасного.

Наши мальчишки и девчонки, садясь за шахматы, чувствуют себя всемогущими королями и принцессами, всё их внимание концентрируется на партии: «Знаете, я во время партии как будто в сказку попадаю, я вокруг ничего не слышу». Так или примерно так говорят многие из них.

Кроме того, следует сказать, что во время игры ребята отождествляют свою судьбу с судьбой шахматного короля, который является ключевой фигурой партии. Тем самым ребята включаются в борьбу не только как творцы, но и как непосредственные участники событий, развивающихся на доске. Эта особенность фиксируется в рассказах ребят о том, что иногда в опасных позициях у них возникает «физическое желание спрятать короля в безопасное место» или, наоборот, ринуться королём на коне в самое пекло шахматного сражения.

 

Каждая партия – своеобразная «микрожизнь», во время которой шахматист переживает, радуется, надеется, мечтает. Он вдыхает свою психическую энергию в пространство игры и в его сознании «ограниченное пространство игры …превращается в сложнейшую конструкцию путей…, происходит оживление пространства, превращение его в ряд опорных точек, каждая из которых мыслится как начало движения». / Например, ферзь, находясь в центре шахматной доски, может «обстрелять» 27 точек./

Часть 3. Шахматы – детям-инвалидам.

2009 год был объявлен в Москве годом равных возможностей. На практике это проявлялось в повышенном внимании местных властей к потребностям инвалидов и к проблемам их самореализации в современном обществе. Секретарь комиссии РШФ «Шахматы и образование» рассказал о роли шахмат как средства реабилитации и повышения социальной активности людей с ограниченными возможностями и работе комиссии в этом направлении:

«На сегодняшний день в России около 250 тысяч детей-инвалидов. Большинство из них находятся в специализированных школах-интернатах с круглогодичным и круглосуточным пребыванием. Таких школ у нас более 660.Если шахматы полезны для обычных детей, то для детей-инвалидов они полезны вдвойне. Для любого ребёнка очень важна игровая деятельность. Возможности детей-инвалидов порой резко ограничены из-за двигательных нарушений, но даже при тяжёлой форме заболевания ребёнок может играть в шахматы. Это имеет огромное значение. В первую очередь мы говорим об адаптации в коллективе сверстников. Правильные взаимоотношения детей формируются в игровой деятельности. Игра в шахматы даёт возможность больному ребёнку на равных принимать участие на соревнованиях со здоровыми сверстниками, следовательно позволяет доказать самому себе, что физический недостаток не может служить препятствием к нормальному общению в коллективе. В конечном счёте, жизнь ребёнка становится более интересной.

Разумеется, с теоретической пользой от преподавания шахмат никто не спорит. Сложности начинаются при практической реализации задуманного. Одним из возражений против факультативного преподавания шахмат в общеобразовательных школах является нехватка учебных часов, перегрузка школьников.

C этим, конечно, можно спорить: многие передовые школы в России и других странах ввели преподавание шахмат и не жалеют об этом Но для школ-интернатов с круглосуточным пребыванием детей это возражение и вовсе отпадает. К тому же в этих школах почти всегда найдётся преподаватель, готовый обучить детей азам шахмат. Наиболее трудным является материальный вопрос. Но местные власти могли бы позаботиться о своих маленьких гражданах, попавших в трудную жизненную ситуацию. Важно подать пример.

В 2009 году благодаря огромному авторитету и энергии сопредседателя комиссии РШФ «Шахматы и образование» Анатолия Евгеньевича Карпова началась реализация благотворительного проекта «Шахматные школы Анатолия Карпова в детских домах и интернатах России» при содействии Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца.

На средства фонда было издано «Методическое пособие для преподавателей шахмат». Это пособие было утверждено в 2006 году Координационным советом по развитию детских шахмат при Министерстве образования и науки РФ. В 2006-07 годах шахматными комплектами были безвозмездно оснащены 50 школ-интернатов в Санкт-Петербурге, Москве, Башкортостане, Якутии, Волгограде, Смоленске, Туле, Липецке, Пскове, Московской, Челябинской и Свердловской областях.

Конечно, для детей-инвалидов сделанного недостаточно. Но всё-таки почти 10 % школ-интернатов России стали «шахматными»! И это не считая тех школ, которые самостоятельно ввели шахматы в школьную программу».

Часть 4. Шахматы и математика.

Шахматы требуют колоссальной человеческой мысли, глубокий и большой расчёт вариантов. Много родственного в шахматах с математикой, комбинаторикой, с моделями современного программирования.

Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности нередко сочетаются с шахматными.

Известно множество видов математических задач и головоломок на шахматной доске: о маршрутах фигур, их силе, перестановках, задачи о разрезании доски и покрытии её полей костями домино, математические задачи с участием необычайных фигур и с необычайными правилами и т. д. Выдающийся английский математик Г. Харди (1887-1944), проведя параллель между этими двумя видами человеческой деятельности в статье «Исповедь математика» заметил, что решение проблем шахматной игры есть не, что иное, как математическое упражнение, а игра в шахматы это как бы насвистывание математических мелодий.

Почти в каждом сборнике олимпиадных математических задач или книге головоломок и математических досугов можно найти красивые и остроумные задачи с участием шахматной доски и фигур. Например, задачу о ходе коня, которой занимался великий математик Леонард Эйлер или задачу о восьми ферзях, которую решал великий математик Карл Гаусс.

С точки зрения программистов алгоритм решения этих задач одинаков и сводится к поиску Эйлерова пути в графе (алгоритм перебора с возвратом). Эйлер первым опубликовал решение известной задачи о Кенигсберских мостах в1736 году. Идея этого решения основана именно на этой задаче.

Шахматы могут быть полезны всей школе при условии, что в школе будут преподаватели, способные передать детям свою увлеченность шахматами, а не только тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, и педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат. А научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать, как считают специалисты, в начальных классах. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить заниматься и в старших классах.

Исследования отечественных и зарубежных психологов: И.Г.Алексеева, Л.Я.Венгера, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Я.А.Пономарева, И.С.Пиаже, С.Л.Рубинштейна и других, свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарев, «составлять внутренний план действий». И шахматы являются идеальным инструментом для его формирования! Например, при выполнении устной работы по математике:

а) вычислите:

б) решите уравнение

в) сравните

Человек и машина: кто кого ?

Весь мир следил за этой игрой. За шахматной доской встречались российский гроссмейстер Владимир Крамник и компьютер. Интересно было узнать, кто лучше соображает – человек или компьютер. Ведь машины уже научились бегать быстрее, чем человек, - это автомобили, поезда. Подъёмные краны поднимают огромные тяжести. Неужели они ещё и умнее? Нет, Владимир Крамник отстоял нашу честь, не дрогнул перед компьютером. Было сыграно восемь партий, счёт ничейный – 4 : 4. Две партии гроссмейстер выиграл и четыре сыграл вничью. После матча он сказал, что компьютер не умнее человека, его можно обыграть. Но у него есть много ценных качеств, каких нет у человека. Например, компьютер никогда не устаёт. Он может сидеть за шахматной доской час, два, десять, играть подряд сто партий – ему всё равно. Его электронный мозг не почувствует усталости. У человека так не получается. Крамник из-за того и не смог выиграть все партии, что устал. Первую партию он для разминки сыграл вничью, вторую и третью выиграл. А затем пошли ничьи и даже два поражения. Потому, что накопилась усталость.

Однако есть и у человека свои сильные стороны. В компьютер заложены шахматные партии, уже сыгранные шахматистами. Но туда не заложено то, что ещё не сыграно. Например, Крамник хорошо подумал и придумал новую комбинацию. Её ещё никто не знает. Ни один шахматист мира до неё не додумался. Что на это ответит машина? Ничего. В её программе нет такой комбинации. На сильный ход гроссмейстера последует слабый, неуверенный ход. А это путь к поражению. В том то и разница. Человек умеет творить, думать, изобретать. А машина делает только то, чему её научили.

Часть 5. Шахматы в современном мире.

Объективная природа шахмат проявляется уже в правилах игры, которых можно «придумать сколь угодно много». И, между прочим, совсем не случайно, что в разные исторические периоды и в разных странах люди отдавали предпочтения разным играм. Еще в первой половине 19-го столетия в России господствовали карточные игры, т.к. жизнь отдельного человека слишком зависела от случайностей, от прихотей судьбы, почти также как успех в этих играх зависит от удачи, от того, «как карта ляжет». Но когда общественные отношения стали более упорядоченными и организованными, а судьба человека стала больше зависеть от его собственной воли, талантов и знаний, господствующее положение среди игр заняли шахматы.

31 января – 1 февраля 2010 года в Москве проходила международная научно-практическая конференция в ходе которой были обсуждены ключевые проблемы шахматного образования в современном мире и, прежде всего, необходимость инвариантного присутствия шахмат как дошкольной и школьной учебной дисциплины в системе образования.

Конференция обратилась с просьбой:

1. К Международной Шахматной Федерации:

а) Рассматривать инициативу о включении предмета «Шахматы» в программу общеобразовательных школ руководством к действию для министерств образования и шахматных федераций всех стран, а их 165;

б) Провести в 2010 году во время XXXIX Олимпиады ФИДЕ (в России – ЮГРА) международный конгресс по вопросам шахматного образования.

2. Министерству образования и науки Российской Федерации:

а) Рассматривать учебную дисциплину «Шахматы» в качестве инструментария для модернизации системы образования;

б) Разрешить преподавание предмета «Шахматы» в общеобразовательных школах в основной сетке занятий, в первой половине дня как инвариантного школьного предмета школьной программы.

3. К Российской Шахматной Федерации:

а) Рекомендовать органам исполнительной власти регионов провести конференции по шахматному образованию;

б) Региональным шахматным федерациям создавать создавать разделы, посвященные проблемам шахмат, как учебного предмета.

Сегодня образовательные структуры многих стран мира ищут способы повышения когнитивных способностей детей, и лучший ресурс, чем шахматы, трудно предложить.

Данной тематике посвящены конференции:

- Даллас (США, 2003);

- Кальвин (Испания, 2004);

- Якутск (Россия, 2006);

- Абердин (Шотландия, 2007);

- Москва (Россия, 2009);

- Турин (Италия, 2009).

Огромный опыт преподавания шахмат в школе накоплен как за рубежом (Аргентина, Бразилия, Испания, Венесуэла, Италия, Канада, США, Мексика, и др.), так и в России (Томская обл., г Екатеринбург, Республика Калмыкия, Псковская область, Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ).

Готовность ввести шахматы как учебный предмет продемонстрировали Челябинская, Калининградская, Свердловская, Самарская, Пензенская области.

Сейчас в Международную шахматную Федерацию входят 165 стран мира. Это одна из самых больших спортивных организаций в мире. В год по всему свету проводятся 60 тысяч соревнований, и в них, под эгидой ФИДЕ, участвуют 600 миллионов человек. В турнирах соревнуются дети разных стран. Шахматами, образно говоря, пронизана вся история человечества. Если посмотреть на карту земли, то не найти на ней такого уголка, где бы не играли в эту древнюю и мудрую игру. Археологи находят старинные шахматные фигурки в самых разных местах: на Японских островах и в горах Латинской Америки, где в них играли еще племена майя. Находят древние свидетельства присутствия шахмат в горах Тибета и степях Казахстана, а недавно президент Монголии сообщил сенсационную новость. Ведь раньше считалось, что самые древние шахматные фигурки были найдены в Индии, и им 2,5 тысяч лет. Но вот в Монголии найдены шахматные фигурки, которым 3,5 тысячи лет!! Так что история этой игры колоссальная, и в шахматы людям всего мира играть еще не одно тысячелетие.

Шахматы – это человеческое достояние и наследие. Государства, правители, цивилизации и народы приходили и уходили, а шахматы и математика оставались. Оставались свободными и независимыми от времени и пространства. Сегодня шахматы и математика считаются и частью нашей культуры, и видом спорта, и наукой, и даже религией.

12 лет назад во всех школах Калмыкии ввели занятия шахматами, и сейчас 100% детей в школах играют в шахматы. А некоторые стали мастерами, гроссмейстерами, чемпионами Европы и мира, в то время как 12 лет назад не было даже перворазрядников. Самое главное, дети стали дисциплинированными и лучше учатся, успеваемость выросла по всем предметам в 2-3 раза.

Таким образом, при соответствующей государственной политике и серьезной материальной поддержке таких же результатов можно добиться и в других городах, областях страны.

Псковская область. На введение обязательного предмета «Шахматы» для каждой псковской школы выделено 30 тысяч рублей на приобретение инвентаря и учебных пособий.

Нижегородская область. Затраты на введение в Нижегородской области предмета «Шахматы» составят 60 млн рублей (это 1351 школа).

Этот опыт используют и другие страны. В США, в штате Калифорния, увлекающийся шахматами губернатор штата Арнольд Шварценеггер, чьи дети также неравнодушны к этой игре, ввел шахматные занятия в четырех тысячах школ. А в США, как известно, деньги на ветер не выбрасывают. Факультативы по шахматам вводятся во многих школах Испании, Украины, Латвии. В школах России шахматы уже введены в Омской области, г Екатеринбурге, Ханты-Мансийском автономном округе и др.

Шахматы, как и футбол, хоккей, баскетбол чрезвычайно популярны в мире и поэтому всякие значимые соревнования приветствуются не только поклонниками этой игры, но и первыми лицами государств. Очень интересно приветствие и поздравление В.В.Путина:

«Сердечно поздравляю вас с открытие матча за мировую шахматную корону. Отрадно, что столь значимое соревнование проводится в России, стране, которая заслуженно славится своей шахматной школой и замечательными победными традициями.

Убежден, что матч выдающихся гроссмейстеров современности станет ярким, запоминающимся праздником, доставит истинное удовольствие всем ценителям этого захватывающего интеллектуального поединка.

Желаю вам успехов и всего самого доброго».

Президент Российской Федерации Вл. Вл. Путин

Действительно, нашей стране есть, кем гордиться:

1927-1935 / 1937-1946 Александр Алехин, Россия-Франция

1948-1957 / 1958-1960 / 1960-1969 Михаил Ботвинник, СССР

1957-1958 Василий Смыслов, СССР

1960-1961 Михаил Таль, СССР

1969-1969 Тигран Петросян, СССР

1972-1975 Роберт Фишер, США

1975-1985 / 1993-1999 Анатолий Карпов, СССР

1985-1993 / 1993-2000 Гарри Каспаров, СССР, Россия

2000-2007 Владимир Крамник, Россия

2005-2006 Веклин Топалов, Болгария

2007-2010 Вишванатан Ананд, Индия

21 апреля 2010 года состоится матч В.Топалов (Болгария) – В.Ананд (Индия)

А вот что думает о шахматах как учебном предмете И.Г.Сухин, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики Российской академии образования, руководитель проекта «Шахматы детям» Министерства образования РФ, член Союза писателей России.

«Введение в начальном звене факультатива «Шахматы – школе» позволяет наполнить процесс обучения положительными эмоциями, поддержать устойчивый интерес школьников к получению разнообразных знаний. Стержневым моментов уроков шахмат становится деятельность самих учащихся. В ходе занятий дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается включение в план уроков игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, выполнение различных заданий на развитие смекалки.

Известно, что занятия шахматами в начальной школе положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, занимающихся шахматами, отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.

Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Основное внимание должно быть уделено выполнению занимательных заданий и мини-игр, позволяющих постепенно формировать у школьников внутренний план действий, то есть способность действовать мысленно, не упуская из виду и эстетическую сторону шахмат. В наше время, когда в связи с модернизацией системы образования школа отходит от знаниевой парадигмы обучения, это имеет первостепенное значение.

Основная трудность в обучении шахматам заключалась не только в том, чтобы «взять из шахмат» все самое ценное, но и в том, чтобы создаваемый курс могли без труда освоить учителя начальных классов, не умеющие хорошо играть в шахматы. Одна из главных причин, по которой шахматы еще не заняли в школе нишу, указанную для них В.А.Сухомлинским и его последователи, заключается в том, что практически повсеместно как в России, так и за рубежом, основы мудрой игры преподают не дипломированные учителя, а игроки-практики. Они не обладают необходимыми психолого-педагогическими знаниями. Уверен, что только профессиональный учитель начальных классов способен в полной мере активизировать развивающий потенциал, заключенный в шахматах».

Список литературы:

  1. С.Б.Губницкий, Полный курс шахмат (64 урока), Москва, АСТ, 2000 год

  1. В.Пожарский, Шахматный учебник, Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1999 год, 416с.

  1. А.Карпов и др., Школьный шахматный учебник, Москва, 2005 года, 112 с.

  1. Г.М.Гейлер Шахматный словарь, Москва, изд-во Физкультура и спорт, 1963 год

  1. Ю.Авербах, Путешествие в шахматное королевство, Москва, изд-во Физкультура и спорт, 1988 год

  1. Г.И.Глейзер История математики в школе, Москва, Просвещение, 1982 год

  1. Я.Владимиров, 1000 шахматных задач, Москва, АСТ, 2001 год

  1. .Шпильман, Практические советы шахматистам, Москва, «Физкультура и спорт», 1930 год

  1. В.Ф.Руденко, Преследование темы, Москва, «Физкультура и спорт», 1983 год

  1. Г.К.Селевко, Современные образовательные технологии, Москва: «Народное образование», 1998 год, 256 с.

  1. Вестник образования №19, 2004 год, Сборник приказов и инструкций министерства образования и науки

  1. М.Ю.Шуба, Занимательные задания в обучении математике, М.: Просвещение, 1995 год

  1. Ал.Рошаль, 64 шахматное обозрение, ежемесячный журнал

  1. Практика административной работы в школе, №7, 2004 год

  1. Е.Я.Гик, Шахматы и математика, изд-во «Наука», 1983 год

  1. Э.Ильинов, Философия и культура, Политиздат, Москва, 1991 год

  1. И.Дьяков, Н.Петровский, П.Рудик, Психология шахматной игры, Москва, 1926 год

  1. И.Г.Сухин, Шахматы как учебный предмет

  1. В.Г.Лободин, Г.В.Лавренёва, С.В.Лободина, Как сохранить здоровье учителя, СПб, 2004 год


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн