Доклад: «Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности в современной школе с учетом требований ФГОС общего среднего образования»
Submitted by Ольга Афанасьевна Выходцева on пн, 26/10/2015 - 11:19
Управление образования администрации Грайворонского района Белгородской области
Методическое объединение учителей предметников образовательной области «Искусство»
ДОКЛАД
«Организация внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности в современной школе с учетом требований ФГОС общего среднего образования»
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Косиловская ООШ»
Выходцева Ольга Афанасьевна
2014 г
В настоящее время в России происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования.
Инновационностью ФГОС общего образования является введение внеурочной деятельности.
В рамках традиционного образовательного процесса за последнее десятилетие сложились следующие виды деятельности:
- учебный процесс;
- система дополнительного образования;
- набор общешкольных воспитательных мероприятий различной направленности;
- воспитательная работа классного руководителя;
- организация работы группы продленного дня;
- индивидуальная работа с учащимися.
Внеурочная деятельность не является ни одним из данных видов деятельности, но может содержать в себе черты каждой из этих видов деятельности. Внеурочная деятельность не есть традиционный урок, но направлена на достижение образовательных результатов, заявленных ФГОС. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.
Таким образом, внеурочная деятельность - это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока.
В ФГОС ОО определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретного образовательного учреждения. С учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 5-9 классов и составляющих ФГОС ООО выделим ряд возможных подходов к организации внеурочной деятельности в основной школе.
Подход 1. Организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся 5-9 классов (учащиеся подросткового возраста). – по 5 направлениям .
Подход строится на основе понимания структуры внеурочной деятельности. В стандарте отмечается, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Это позволяет определить основную цель внеурочной деятельности: воспитание здоровой, духовно-нравственной, социально-активной, интеллектуально-развитой, культурной личности учащихся. Для каждого направления разрабатываются свои программы внеурочной деятельности. Наличие пяти направлений позволяет сделать тематические дни в работе с учащимися. К примеру, понедельник - День спорта и здоровья, вторник - День Добрых Дел. Среда - день Жизненных умений и навыков, четверг - день Сообразительности, пятница - День встречи с Культурой. Продолжительность каждого дня - около полутора часов. Каждый день организует разный педагог: классный руководитель, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования. Реализация программы заканчивается итоговым событием, в ходе которого демонстрируются достигнутые достижения, которые собираются в портфо-лио каждого подростка. Следует отметить, что возрастные особенности учащихся 5-9 классов различны, поэтому, если нет возможности вести внеурочную деятельность в каждой параллели, то лучше объединять в рамках общешкольных мероприятий учащихся 5-7 классов и учащихся 8-9 классов.
Другой возможный вариант реализации данного подхода заключается в организации кружков дополнительного образования. Учитывая стремление подростков к самоопределению, важно создать ситуацию выбора, когда учащиеся могут выбрать из трех - пяти видов деятельности, но выбор следует сделать однородным: подросток выбирает не между театром и футболом, а между футболом, ритмикой и оздоровительной физкультурой. Общая логика остается та же: день занятий спортом, день творчества (театр, музыка, хореография), день познавательной деятельности (клуб интеллектуальных игр, научное общество учащихся), день социальной адаптации (клуб «Правовед», кружок «Хозяин в доме», клубы общения), день самопознания (волонтерское объединение, дискуссионный клуб).
Подход 2. Организации внеурочной деятельности, в соответствии с основными чертами портрета выпускника основной школы.- 8 направлений
Подход строится на основе портрета выпускника основной школы, заявленной в стандарте:
любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности занности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Выделение в портрете выпускника восьми базовых черт позволяет выделить восемь составляющих программы внеурочной деятельности:
- Программа патриотического воспитания
Программа обретения жизненных ориентиров «Главные ценности жизни»
- Программа развития любознательности и интеллекта
- Программа достижения успехов в учебной деятельности
- Программа развития ответственности «Я отвечаю за все»
- Программа развития коммуникативной культуры
Программа здоровье сбережения и здоровье созидания «Здоровье»
- Программа профориентации.
В идеале для реализации каждой программы создается творческое объединение учащихся, которое организует внеурочную деятельность для всех учащихся 5-9 классов.
Подход 3. Достижение личностных результатов – 11 направл.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
В этом случае, предполагается создание одиннадцати программ внеурочной деятельности, каждая из которых ориентирована на достижение конкретного личностного результата. К примеру, программа «Путешествие в мир прекрасного» способствует формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств учащихся.
Подход 4. Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации подростков.
В пункте 18.2.3. ФГОС ООО представлены требования к Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Выделим задачи, которые должны решаться в процессе реализации Программы воспитания и социализации:
духовно-нравственное воспитание обучающихся как приобщение к базовым национальным ценностям российского общества, таким, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество;
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- формирование экологической культуры.
На основе каждой из данных задач может быть выстроена программа внеурочной деятельности. Таким образом, существует достаточно широкий круг подходов к организации внеурочной деятельности.
Выделим ряд условий качественной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Выделим ряд условий качественной организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Условие 1. Рассмотрение внеурочной деятельности как компонента целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Внеурочная деятельность из стихийного набора внеурочных мероприятий и решения текущих проблем школьной жизни (участие в городских и районных соревнованиях, необходимость празднования Нового года, борьба с курением в туалетах, разрешение конфликтов и т. д.), становится целенаправленным компонентом учебно-воспитательного процесса при наличии конкретной цели деятельности образовательного учреждения. При этом заявленная цель должна определяться на уровне совершенствования человеческого качества учащихся, а не только освоения соответствующих образовательных стандартов. В этом случае, возникает необходимость рассмотрения образовательного учреждения как определенной воспитательной системы. Воспитательная система представляет собой способ осуществления учебно-воспитательного процесса, при котором совокупным субъектом воспитания (воспитателем) становится упорядоченная общность педагогов, учащихся, родителей, а среда образовательного учреждения становится комплексным средством воспитания.
Условие 2. Определение смысла, цели и основных функций внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Уникальность внеурочной деятельности в образовательном учреждении заключается в широком спектре функций, которые можно осуществлять в процессе ее организации:
Укладо-образующая функция, направленная на целенаправленное построение уклада школьной жизни (нормы и правила, традиции и ритуалы, события и праздники) определенной ценностно-смысловой направленности.
Компенсаторная функция, позволяющая компенсировать возможные недоработки учебного процесса (работа над ошибками, внеурочная работа по предметам, предоставление возможностей учащимся высказаться и продемонстрировать свои возможности и т. д.).
Функция дополнительного образования, направленная на предоставление возможности учащимся по получению дополнительного образования, как способа углубленного изучения школьных предметов (факультативы, научно-исследовательские кружки и лаборатории), так и освоение различных жизненных и культурных навыков (спортивные, музыкальные, театральные и др. кружки и объединения).
Досугово-организационная, обеспечивающая педагогически целесообразное осуществление досуга и свободного времени учащихся.
Социально-воспитательная функция, направленная на социальную адаптацию учащихся, «подготовку к жизни», осуществление индивидуальной работы с учащимися.
Функция выбора и самореализации, позволяющая учащимся выбрать и осуществить свои потребности, желания, увлечения в различных видах деятельности.
Условие 3. Структурирование и программирование внеурочной деятельности в образовательном учреждении. В рамках внеурочной деятельности в образовательном учреждении можно выделить:
систему общешкольных мероприятий, которая способствует созданию определенного образа школьной жизни, обеспечивает ориентацию учащихся на определенную систему ценностей.
организацию работы с учащимися класса, направленную на создание дружного коллектива класса как базового элемента классно-урочной системы школы.
систему дополнительного образования в школе, позволяющую упорядочить деятельность кружков, секций и клубов.
организацию ученического самоуправления, способствующую проявлению инициативы и участию учащихся в управлении образовательном учреждении.
деятельность ГПД, обеспечивающую педагогически целесообразным организацию второй половины дня учащихся школы.
систему внешкольной работы, направленную на упорядочение мероприятий проводимых с учащимися вне стен школы (экскурсии, выездные сборы, походы, участие в различных конкурсах).
систему индивидуальной работы с учащимися по решению их проблем, направленную на осуществление психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образовательного процесса и оказание своевременной помощи учащимся.
Условие 4. Технологическое обеспечение внеурочной деятельности в образовательном учреждении.
Пространство внеурочной деятельности по сравнению с учебным процессом является достаточно неорганизованным. Несмотря на тот факт, что в последние годы предлагается широкий спектр сценариев и технологий проведения классных часов школьных праздников, внеурочных мероприятий необходим серьезный поиск воспитательных технологий и их успешное освоение в ходе внеурочной деятельности. Описание основных технологий проведения внеурочной деятельности, представление педагогических находок в области проведения внеурочных мероприятий может служить показателем высокого качества внеурочной деятельности. Особо следует отметить поиск эффективных технологий проведения воспитательного мероприятия.
Условие 5. Изучение интересов обучающихся и их потребностей.
Невозможно качественное осуществление внеурочной деятельности без изучения интересов и потребностей учащихся. В обычной школе внеурочная деятельность и дополнительное образование строится на основе педагогических возможностей. К примеру, наличие педагога, увлеченного театром, ведет к созданию театрального коллектива, а педагога увлекающегося вышиванием, к появлению соответствующего кружка. Таким же образом педагог планирует тематику своих классных часов. Исходя из этого, школа, в которой регулярно в процессе анкетирования выявляются потребности и интересы детей, на основе которых идет подбор тематики и руководителей кружков и клубов может считать это своим достижением.
Условие 6. Обеспечение результативности внеурочной деятельности в образовательной деятельности.
Рассматривая влияние на ребенка можно выделить 4 составляющих, которые говорят нам об эффективности внеурочной деятельности:
Изменение поведения ребенка, формирование определенных навыков и умений, привычек.
Изменение возможностей ребенка в решении различных жизненных проблем, формирование и развитие готовности и способности к выявлению, осмыслению и эффективному решению проблем мешающих достижению жизненных целей.
Изменение индивидуально-личностных качеств ребенка, создание условий для индивидуально-личностного развития ребенка, формирование социально-значимых качеств.
Изменение ценностно-смысловой позиции ребенка, формирование системы социально-значимых ценностей, создание условий для ценностно-смыслового самоопределения и духовно-нравственного становления ребенка.
Повышение качества внеурочной деятельности в школе обеспечивается:
целенаправленной деятельностью по созданию и развитию воспитательной системы;
организацией системы школьных событий, разработка стиля отношений в школе, норм и правил поведения на основе определенной системы ценностей;
развитием дополнительного образования в школе, направленного на самореализацию учащихся;
включением учащихся в решение школьных проблем через деятельность ученического самоуправления;
совершенствованием воспитательной работы в классе, освобождение классного руководителя от перегрузки;
оказанием психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении семейного воспитания.
Условие 7. Уникальность созданной в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности.
Демонстрация уникальности системы внеурочной деятельности позволяет отметить авторство и инновационность деятельности педагогов при осуществлении различных видов внеурочной деятельности. Проведение опытно-экспериментальной работы по разработке новых способов осуществления внеурочной деятельности, наличие авторских программ, моделей, технологий, форм организации внеурочной деятельности свидетельствует о качестве проведенной работе.
В целом качественное осуществление образовательного процесса невозможно представить без целенаправленной внеурочной деятельности, структурированной и программно обеспеченной.
Внеурочная деятельность - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности.
Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации.
Системообразующие направления воспитания определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы общеобразовательной организации.
При выборе модели внеурочной деятельности, форм организации деятельности учащихся, отборе содержания курса, разработке мониторинга его результативности необходимо использовать Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» (http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622). При проектировании внеурочной деятельности педагогу следует обратить внимание на следующие пособия:
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. - М. : Просвещение, 2013. - 96 с.;
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М. : Просвещение, 2010. - 223 с.;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.;
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование : учебное издание / под ред. В. А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
При организации внеурочной деятельности можно принять за основу следующие модели, которые являются вариантами предложенных моделей на федеральном уровне.
Первая модель предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности, в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды. В рамках данной модели специалистами общеобразовательной организации разрабатывается спектр программ внеурочной деятельности различного типа по направлениям развития личности. При этом программы предусматривают все формы и виды деятельности школьников. Программы следует разрабатывать с учетом их пролонгации на каждый год.
Программы внеурочной деятельности обучающихся в данной модели могут также разрабатываются по всем направлениям развития личности с учетом наличия площадок их реализации. При этом площадками могут являться специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы (спортивные площадки и комплексы), музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. помещения общеобразовательной организации. В данном аспекте модели акцентуируются социальная направленность всех программ, освоение ребенком среды жизнедеятельности через собственную практику и восприятие. Программы внеурочной деятельности следует формировать по модульному принципу (как для одного года, так и более лет обучения), что обеспечит возможность для перехода школьников из одной программы в другую на разных этапах обучения.
Во второй модели организации внеурочной деятельности важная роль принадлежит тьютору и (или) педагогу-организатору. Модель может быть реализована в общеобразовательной организации, в которых созданы соответствующие условия: развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами. В условиях реализации модели с акцентом на воспитывающую среду, а значит широкое привлечение социальных партнеров, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия.
Преимуществами данной модели являются следующие обстоятельства: создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обеспечение возможности обучающимся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года); обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Третья модель основана на использовании метода проектов. Содержание и формы проведения занятий должны быть выстроены на основе изучения мнения родителей. Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии с основными направлениями развития личности, традициями общеобразовательной организации, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности. Содержание каждого проекта обеспечивает реализацию направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных. Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.) и формы представления результатов (презентации результатов проектов на родительских собраниях, педагогических советах, стенная газета, оформление специального стенда и др.)
Организационной особенностью модели является развертывание проектов последовательно или параллельно в течение учебного года. Модель предусматривает ее реализацию, как для классов, так и для групп детей.
Преимуществом модели: является то, что она может быть реализована в любых условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов). Занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя-предметники, тьюторы, педагоги дополнительного образования.
В рамках данной модели обеспечивается включенность в процесс всех учащихся и согласованность всех целей внеурочной деятельности.
В ФГОС общего образования значительная роль отведена организации внеурочной деятельности, которая реализуется по направлениям развития личности в таких формах, как художественные студии но и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Разнообразие форм, определенных в федеральном образовательном стандарте, позволяет говорить о том, что реализовывать ее могут педагоги различных категорий: педагоги дополнительного образования, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметники и т. д. В связи с этим процесс освоения способов проектирования программ курсов внеурочной деятельности становится актуальным для большинства педагогических и руководящих работников.
Структура Программы курсов внеурочной деятельности определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации. При разработке Программ курсов внеурочной деятельности можно учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2. федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программы курсов внеурочной деятельности, следовательно, могут состоять из следующих компонентов:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие
цели начального общего образования с учетом специфики курса
внеурочной деятельности;
2) общая характеристика курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы также определяет образовательное учреждение.
Учебный план и план внеурочной деятельности общеобразовательной организации является организационным механизмом реализации учебной и внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы школы.
Под планом внеурочной деятельности следует понимать локальный акт общеобразовательной организации, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (до 700 часов за два года обучения).
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности;
2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;
3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
4) содержание курса внеурочной деятельности;
5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
В качестве приложений к плану внеурочной деятельности может быть индивидуальная карта занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности и сводная таблица занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности заполняется ежегодно по каждому направлению внеурочной деятельности, при необходимости в нее могут вноситься коррективы в конце первого полугодия.
Необходимо отметить, что сроки разработки и процедуры утверждения плана внеурочной деятельности должны быть аналогичны тем, которые проходит учебный план общеобразовательной организации.
Таким образом, решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.