Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Доклад: «Методика преподавания изобразительного искусства на интегративной основе: организация, содержание, диагностика».

Submitted by Ольга Афанасьевна Выходцева on пн, 26/10/2015 - 11:25
Данные об авторе
Автор(ы): 
Выходцева Ольга Афанасьевна
Место работы, должность: 

учитель ИЗО МБОУ "Косиловская ООШ"

Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Краткое описание: 
<p>Доклад<strong>:</strong><strong> &laquo;Методика преподавания&nbsp; &nbsp;изобразительного искусства&nbsp; на интегративной основе: организация, содержание, диагностика&raquo;.</strong></p>

Управление образования администрации Грайворонского района Белгородской области

Методическое  объединение  учителей предметников образовательной области «Искусство»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 ДОКЛАД

 

 

«Методика преподавания   изобразительного искусства  на интегративной основе:

организация, содержание, диагностика».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Учитель изобразительного искусства

                                                                                      МБОУ «Косиловская  ООШ»

                                                                                      Выходцева Ольга Афанасьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           2015 г

                                                     Хороших методов существует ровно столько,

                                       сколько существует хороших учителей. (Д. Пойа)

 

      Термины “техника” и “технология” имеют в своей основе значения - искусство, мастерство, умение.

            Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации; это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

            Арсенал педагогических технологий постоянно обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели организации учебного процесса, ориентированные на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе. 

            Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.

               Понятие «интеграция» в российскую педагогику 
пришло в 80-е годы, и оно стало обозначать высшую 
форму межпредметных связей. Каковы же причины 
интереса к интегрированным урокам? 
Во-первых, интеграция является методологической 
основой современного преподавания .Во-вторых, интеграция даёт возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность 
научного знания по дисциплинам, и исключает 
дублирование, а значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. 
                 Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция 
предполагает:

-  усиление межпредметных связей,

- снижение перегрузок учащихся,

- расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.

                Методологической основой интегрированного 
подхода к обучению является формирование знаний 
об окружающем мире и его закономерностей в целом, 
а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. 
В этой связи интегрированным уроком называют 
любой урок со своей структурой, если для его 
проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. 
Интегрированные уроки могут проводиться на 
разных уровнях: 
   
Для того, чтобы создать эмоциональное отношение к 
изучаемому материалу, широко используется чтение 
стихов, фрагменты литературных произведений, 
музыка, песни, краеведческий материал.

В работе используются разные формы проведения интегрированных уроков: 
- изобразительное искусство-литература    
- изобразительное искусство-музыка, 
- изобразительное искусство-литература-музыка, 

- изобразительное искусство-история,
- комбинированные уроки , 
- инсценирование   и т.д.

               Школьный предмет «изобразительное искусство», как часть образовательного  процесса, внутрипредметной  и межпредмтеной интеграции особенно интересен. Его основы и законы могут рассматриваться как совокупность различных наук. К примеру: физика расскажет как преломляется луч света на цветовые волны, химия поможет превратить один цвет в другой, из истории и географии ученики узнают цветовые предпочтения любой страны, а биология раскроет тайну восприятия цветов. А всё вместе, получается -  цветоведение, как азы изобразительного искусства.

Многие понятия ИЗО не могут обойтись без понятий геометрии. Так в 5 классе на уроках, мы рассматриваем круги, квадраты, треугольники в рисунке орнамента. На уроках в 6 классе, говоря о трехмерности пространства и объёме, появляются изображения геометрических тел, линии и точки могут передавать ритм, динамику и статику. Семиклассники учатся изображать фигуру человека, используя схематическое построение, стилизуя и упрощая её до отрезков, овалов, прямоугольников. Любая композиция, рисунок, набросок основывается на правилах перспективы, параллельности или соединения линий. Объясняя элементарные правила предмета «изобразительное искусство», учитель никак не может обойтись без внутрипредметной интеграции с геометрической наукой. 

             Необычными получились уроки межпредметной интеграции ИЗО+ геометрия по темам «Симметрия», «Золотое сечение». Ученики применили новые знания в прикладной художественно-эстетической форме. Бабочки, цветы, узоры появлялись при помощи оттиска, отпечатывания симметричной стороны. «Золотая спираль» превращалась в замысловатые, морозные узоры, ветки елей и забавных змеек.

           Объединение изобразительного искусства и театральных дисциплин очень плодотворно и способствует формированию у детей убеждения в связанности предметов, мотивирует практическую активность для применения знаний, умений и навыков. На уроке ИЗО+ литература  по теме «Выразительностью в басне и её силуэтная иллюстрация» ученики сравнили, как графическая(силуэтные композиции) и сценическая выразительность (интонация, тембр) помогает передать характер животных в баснях И.Крылова. Урок «Народные мотивы Северодвинской росписи» закружил хороводом северных сказок, которые читали пятиклассники. Особые элементы орнамента и сказочные герой украсили расписные прялки на выставке ученических работ.

ИЗО+ игровой тренинг требует особой мобильности, ученики работают на планшетах и выходят на площадку. Тема «Волшебная страна»- ребята придумывают, зарисовывают и разыгрывают этюды из жизни воображаемых героев. А урок «Композиция в пластике» раскрыл ребятам правила композиционного построения (по диагонали, в линию, по окружности) и в картинах художников, и на сценической площадке.

Использование технологии интегрированных уроков оптимизирует процесс саморазвития учащихся, даёт возможность ученикам увидеть результат своего труда, получить от него радость и удовлетворение

При подготовке интегрированного урока 
можно воспользоваться следующей 
технологией их проведения: 
Этапы подготовки интегрированных уроков
Первый этап – подготовительный; 
Второй этап – исполнительский; 
Третий этап – рефлексивный.

Подготовительный этап 
Первый шаг

Организация творческой группы (психологическая совместимость)

Психологическая совместимость является 
важным фактором успеха работы любой 
группы людей, так как от взаимной 
совместимости и слаженности работы команды 
зависит успех урока. 
Второй шаг

Планирование урока 
Количество 
Тематика 
Срок

При планировании урока необходимо 
ответить на вопросы: 
для чего проводится интегрированный урок? 
какие образовательные задачи он поможет решить? 
Третий шаг

Постановка образовательных целей 
Четвертый шаг

Конструирование урока 
Цель (направленная на ученика); 
Задачи (деятельность учителя); 
Определение интегратора (основа знаний); 
Близкие темы; 
Самостоятельное творчество учителя; 
Создание плана – конспекта. 
 

 Исполнительский этап

Существуют разные подходы в структуре 
интегрированных уроков.

Вот один из них: 
Технологическая карта интегрированного урока 
Рефлексивный этап 
Анализ урока, достоинства и недостатки. 
Основные различия урока

Представляется важным деление интегрирования 
на вертикальные и горизонтальные. 


Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение нескольких предметов данного класса обучения. 
Вертикальное охватывает однородный материал из 
программ разных лет обучения. 
Горизонтальный тематизм. 
За содержательную единицу обучения берется 
тема, которая может быть связана с темами других 
учебных дисциплин. Межпредметные связи 
устанавливаются по составу научных знаний 
(фактические, понятийные, конкретные).

Особенности: 
включается эпизодически материал других предметов; 
сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой; 
в целом сохраняется программа урока.

Вертикальный тематизм. Объединение 
нескольких школьных предметов на основе 
диалога по заданной теме. Тема заключает в 
себе конкретное содержание, образ, 
эмоциональное состояние, нравственный и 
эстетический смысл. Она как ключевая фраза, 
образно-словесный символ, лейтмотив 
проходит через несколько уроков в течение 
недели.

Особенности: 
тема может быть рассмотрена на программном учебном материале, или вводится дополнительный материал по усмотрению учителя; 
уделяется разное количество времени; 
иной подход к разбору произведений, новые творческие задания, проблемный диалог. 
Особенности интеграции 
Предметом анализа выступают многоплановые объекты, 
информация о сущности которых содержится в различных 
учебных дисциплинах; 
Сохраняется самостоятельность каждого предмета со 
своими целями, задачами, программой; 
Включение в процесс познания всех анализаторов 
(зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, 
тактильно - двигательных), что обеспечивает прочность 
образования условных связей в познании ребенком 
окружающей действительности.

В старших классах интегрированные уроки 
являются важнейшей частью системы 
межпредметных связей.  . 
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. Кроме того, при изучении отдельных тем целесообразно использовать межпредметные связи с исследованием окружающего мира (изучение темы «наша Родина и мир», рассмотрение строения растений, животных, изучение пропорций человека и т.п.). При творческой работе с геометрическими фигурами и объемами весьма успешно может быть произведена интеграция с математикой. При изучении различных природных и искусственных материалов целесообразно интегрировать уроки с основами трудового обучения. 

Чаще всего, такие уроки являются спаренными (бинарными) и 
проводятся двумя или более учителями совместно. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. 

             Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимной консультации учителей. 
Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же явлений, событий, законов в различных курсах учебных дисциплин. 
Планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

В подготовке интегрированного урока могут принять участие учащиеся: выбрать тему,которая им интересна, предложить материалы 
по этой теме из других предметов. 
              Интегрированные уроки хороши при условии, 
если они объединены общей проблемой, если они 
доставляют радость и ученикам, и учителям.

Тогда может получиться интересная школа содружества. 
Только определенная система проведения таких 
уроков, а не разовые уроки могут вызвать интерес у 
детей. Иначе это будет просто погоня за модной 
формой и не более того.

Несмотря на многие трудности, думается, что у 
интегрированных уроков есть будущее.

Интеграция разных видов искусств помогает мне прививать ребятам интерес к занятиям изобразительной деятельностью, развивать их творческую активность, формировать понятия красоты, духовности  и нравственности.

 

Ян Амос Коменский говорил: 
«Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн