Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Аграрная реформа П.А. Столыпина» 9 класс

Фото пользователя Алла Юрьевна Безручко
Submitted by Алла Юрьевна Безручко on Tue, 27/10/2015 - 02:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Безручко Алла Юрьевна, Кумандин Сергей Геннадьевич, Кнаус Мария Ивановна, Утемов Андрей Геннадьевич
Место работы, должность: 

МБОУ СШ №9 г. Вилючинск

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего развития России.

Вызвать интерес к аграрной политике Росси в начале 20 века и уважение, гордость за лучших сынов Отечества, через воссоздания  психологического и политического портрета государственного деятеля П.А.Столыпина.

Формировать навыки работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной

Используемое оборудование: 
  • компьютер, оборудованный медиапроектором, экран,
  • мультимедийный учебник-диск DVD Клио Софт;

 

Используемые ЦОР: 

презинтация, сюжет видеофильма "П.А.Столыпин"

Краткое описание: 
<p>&nbsp;&nbsp; В 2016 году исполнится 110 лет с начала реформ П.А.Столыпина. В 2006 году&nbsp; правительством РФ была учреждена Национальная премия имени Петра Столыпина &quot;Аграрная элита России&quot;. Премия призвана выявлять и поощрять лучших руководителей предприятий АПК, предпринимателей, банкиров, управленцев, политиков, деятелей науки и работников образования, журналистов, пишущих на аграрную тематику, вносящих весомый вклад в развитие отечественного агропромышленного комплекса, а также в реализацию экономических, научно-технических, социально-культурных программ развития сельских территорий. Роль Столыпина в истории России высоко оценена В.В. Путиным, который назвал его великим реформатором XX века.Что собой представляет аграрная реформа П.А. Столыпина, какую роль она сыграла в процессе модернизации России в начале XX века? На эти вопросы постараемся поразмышлять с учащимися в ходе изучения данной темы.</p>

Конспект урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина»

 

Предмет: история

Класс: 9

Авторы:

Безручко Алла Юрьевна

Кумандин Сергей Геннадьевич

Кнаус Мария Ивановна

Утемов Андрей Геннадьевич

Цели и задачи:

Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего развития России.

Вызвать интерес к аграрной политике Росси в начале 20 века и уважение, гордость за лучших сынов Отечества, через воссоздания  психологического и политического портрета государственного деятеля П.А.Столыпина.

Формировать навыки работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога.

 

Ожидаемые результаты:

После проведения урока учащиеся смогут:

  • систематизировать исторический материал по теме
  • формулировать цели аграрной реформы
  • высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении аграрной реформы
  • объяснять смысл понятий хутор, отруб, кооперация
  • проводить поиск информации в документе

Основные понятия: хутор, отруб, кооперация

План занятия:

  1. Личность П.А.Столыпина.
  2. Цели аграрной реформы
  3. Основные мероприятия и осуществление реформы.
  4. Итоги и значение реформы.

 

Проблема занятия: Какова роль аграрной реформы П.А. Столыпина в процессе модернизации России и становления крестьянина-хозяина на земле?

Ресурсное обеспечение:

  • Портрет П.А. Столыпина.
  • компьютер, оборудованный медиапроектором, экран,
  • мультимедийный учебник-диск DVD Клио Софт;
  • Раздаточный материал (документы, схемы);
  • Термины на доске
  • Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Рассказывает и обозначает проблему: В 2016 году исполнится 110 лет с начала реформ П.А.Столыпина. В 2006 году  правительством РФ была учреждена Национальная премия имени Петра Столыпина «Аграрная элита России». Премия призвана выявлять и поощрять лучших руководителей предприятий АПК, предпринимателей, банкиров, управленцев, политиков, деятелей науки и работников образования, журналистов, пишущих на аграрную тематику, вносящих весомый вклад в развитие отечественного агропромышленного комплекса, а также в реализацию экономических, научно-технических, социально-культурных программ развития сельских территорий. Роль Столыпина в истории России высоко оценена В.В. Путиным, который назвал его великим реформатором XX века. Почему, как вы думаете?

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что собой представляет аграрная реформа П.А. Столыпина, какую роль она сыграла в процессе модернизации России в начале XX века? На эти вопросы постараемся поразмышлять в ходе изучения данной темы.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

записывают план в тетрадь

II.Основная часть

1.Информационный блок

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задает вопрос:

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?

Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?

Обобщает ответы и делает вывод: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Отвечают:

  • крестьянская община,
  • отрезки,
  • выкупные платежи,
  • помещичье землевладение,
  • малоземелье крестьян

 

Проверка выполнения опережающего задания.

Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.

Комментируют таблицу:

(см табл. 1)

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты? Почему? Какими были последствия?

Рассказывает: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.

9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

Кто же он – П.А. Столыпин?

Вопросы по сообщению

Отвечают: Все проекты были отвергнуты государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заслушивают сообщение учащегося о П.А. Столыпине

 

2.Аналитический блок

 

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  • на основе высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы (Приложение 2)

Работают с документами, формулируют цели и записывают в тетрадь

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года.

 

Задание поработать с документом. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы?

Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина

Работа с документом . Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 6, с. 54)

Ответ: Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность.

Задание

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 7 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
  • II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).

Работа с материалом учебника по группам

 

Слушает выступление представителей групп. Помогает обобщить ответы и оформить вывод в виде схемы «Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина» (см. Приложение 3)

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод в форме схемы.

В тетради делают схему.

Знакомит с понятиями и предлагает записать в тетрадь.

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Кооперация – добровольное товарищество, содействующее своим членам в ведении хозяйства, промысла, мелкого производства, закупки, сбыта, транспортировки продукции.

Записывают понятия в тетрадь.

 

Вопрос: Кому выгодно данное мероприятие?

Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Ответ: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков

Задание: После просмотра сюжета фильма, определите какие результаты имела данная реформа

Задание: работая с учебником  пар.7 п.3-5

  • 1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
  • 2 Варианту – отрицательные. (работа на листочках)

Приложение 4

Смотрят фильм и отвечают.

работают с учебником  пар.6 п.3-5 и заполняют таблицу по окончании комментируют результат.

     

III.Заключительная часть.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

подводит итоги урока:

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

Вопрос:Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня?

Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку

Формулирует вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными. Но  экономические положительные  результаты были. Реформа Столыпина – это  попытка модернизации аграрного сектора экономики. Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, о появлении хозяина на селе, который сможет прокормить Россию и соображения Столыпина выходят на первый план.

Формулирует вывод по уроку:

 

 

Оценивает работу учащихся.

Задает домашнее задание: пар.7, записи в тетради.

Рефлексия: предлагает заполнить листочки с табличкой поставив +

Узнал новое

Было интересно

Ничего не понял

Было скучно

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Заполняют таблички.

 

 

 

 

Приложение 1

“Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”

Таблица 1

Политические силы

Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики

возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты

не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры

“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

 

Приложение 2

Документ 1:

«дикая полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действующая миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу». (Цель: успокоение страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

 

Документ 2:

«не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе. Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий». (цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян).

 

Документ 3:

«главное богатство и мощь государства не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении». (Цель: продолжение модернизации России).

 

Приложение 3

«Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина».

 

 

Приложение 4

Результаты аграрной политики

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты

Отрицательные результаты

Положительные результаты

Отрицательные результаты

       

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн