Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Факторы климатообразования. Солнечная радиация

Фото пользователя Юлия Волк
Submitted by Юлия Волк on Tue, 27/10/2015 - 10:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волк Юлия Игоревна
Место работы, должность: 

МБОУ "Основная школа №5", учитель

Регион: 
Камчатская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 

сформировать представление о климатообразующих факторах; познакомить с видами солнечной радиации

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.  Баринова И.И  География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа 2001.

2. Е. А. Жижина, Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии. Природа России

3. В. Г. Чернова. География в таблицах и схемах. Спб.: ООО "Виктория плюс" 2014.

Используемая методическая литература: 

1. Е. А. Жижина, Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии. Природа России

2. В. Г. Чернова. География в таблицах и схемах. Спб.: ООО "Виктория плюс" 2014.

Используемое оборудование: 

карта распределения солнечнй радиации, учебник, презентация

Используемые ЦОР: 

презентация о радиации

Краткое описание: 
<p>Что называется Солнечной радиацией?</p> <p>Что такое суммарная радиация?</p> <p>Что такое радиационный баланс?</p> <p>Ход урока.</p> <p>1. Организационный момент (2 мин)</p> <p>2. Проверка домашнего задания. (10 мин)</p> <p>3. Изучение новой темы. (20 мин)</p> <p>4.Закрепление нового материала (10 мин)</p> <p>5. Домашнее задание (3 мин)</p> <p>&nbsp;</p>

 

Факторы климатоообразования.

Солнечная радиация.

 Цель урока: сформировать представление о климатообразующих факторах; познакомить с видами солнечной радиации.

 Оборудование: карта распределения солнечной радиации, учебник , презентация.

Ход урока.

Структурные части урока.

Деятельность учителя.

 

Деятельность

учащихся

 

1. Организационный момент

 

2. Повторение изученного материала

  1. Что такое климат?
  2. От чего зависит климат?
  3. С помощью, каких источников информации надо составлять характеристику климата территории?
  4. Какие сведения о климате дают климатическая карта, климатическая диаграмма?

           Какие элементы климата вы знаете?

 

3. Изучение нового материала.

 Рассказ учителя:

Географическое положение влияет на распределение солнечной радиации  на циркуляцию атмосферы. Подстилающая поверхность влияет  на величину поглощенной радиации и в конечном итоге  на нагрев воздуха. Горы задерживают воздушные массы , а с высотой в горах понижается температура воздуха. рассмотрим влияние на климат солнечной радиации.

Солнечная радиация — это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на квадратный сантиметр (ккал/см2).

 

Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, делится НА  прямую и рассеянную. В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация, лучи Солнца можно увидеть в лесу сквозь листву: прямые лучи доходят до поверхности Земли, загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами. А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Рассеянной радиация бывает больше при большой запыленности атмосферы, что часто бывает в крупных городах при пыльных бурях.

Суммарная радиация — это вся солнечная радиация- , дошедшая до

Р           =Р +Р поверхности Земли.

суммарная прямая рассеянная

 

Количество поступающей на поверхность Земли суммарной нации определяется прежде всего углом падения солнечных который зависит от географической широты.

Чем меньше географическая широта, т. е. чем ближе к эква- торv, гем больше угол наклона солнечных лучей и тем больше суммарной радиации получает каждый квадратный нпмиметр.

Вспомните: утренние лучи, когда Солнце бывает еще низко над (горизонтом, никогда не приносят много тепла. Теплее становится к полудню, когда Солнце поднимается на максимальную высоту.

Суммарная радиация, достигшая поверхности Земли, может поглотиться, т. е. нагреть поверхность Земли. Чем темнее подсти­лающая поверхность, тем больше суммарной радиации поглоща­ется ее поверхностью. Так, чернозем поглощает больше суммар­ной радиации, чем песок; снег поглощает меньше сумммарной радиации, чем лес и песок.

Куда же денется не поглощенная радиация? Почему зимой поверхность Земли не нагревается даже в теплый день? Снег от­ражает 70—80% суммарной радиации. Чем чище снег, тем боль­ше отраженной радиации. Становится понятно, почему в городе и на дорогах снега весной уже нет, а в лесу, в поле, в деревне еще лежит снег толстым слоем.

Разница между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение называется радиационным балан­сом. Радиационный баланс определяет распределение температур в почве и нижних слоях тропосферы, таяние снега, испарение и другие процессы, происходящие в природе. Радиационный ба­ланс за год в России положительный, зимой он отрицательный повсеместно, а летом положительный.

Город Санкт-Петербург и низовья реки Колымы получают по 80 ккал/см2 в год, но климат этих районов разный Средняя зимняя температура в Санкт-Петербурге -8 °С, а в низовьях Колымы-32 °С.

  • Сравните суммарную радиацию и температуры в Самаре и Красноярске.
  • Почему?
  •  

 

 

 

-Определите радиационный баланс в Санкт-Петербурге и в низовьях реки Колымы, в Самаре и в Красноярске

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

4.  Закрепление нового материала

 

Используя климатическую карту заполнить таблицу.

 

Город

Величина суммарной радиации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске изображена схема, которую ученики должны подписать

 

 

 

5. Оценки за урок и домашнее задание

§ 9.

 

 Дежурные кого нет в классе. На партах учебники, тетради, дневники.

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приводят примеры поглощения черным и светлым. Нр: черная одежда в летний жаркий день припекает солнце больше, чет в светлой одежде.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Дети записывают определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

(Суммарная радиация одинакова, но климат разный.)

  • Часть тепла излучает нагретая поверхность Земли. 1 Чем выше температура поверхности и меньше облачность, тем больше потери солнечной энергии.)

 

Радиационный баланс в низовьях реки Колымы, в районе  Красноярска ниже, т. е. меньше солнечного тепла участвует в процессах климатообразования, поэтому температуры более низкие.

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписывают 1-…………., 2- ……………., 3- …………………, 4-…………..

 

Прикрепленный файл Size
Факторы климатоообразования.doc 55.5 KB
радиация.pptx 421.28 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн