Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образовательная программа дополнительного образования детей «Экологические основы природопользования» для 9 класса

Submitted by Арсалан Аюшеев on чт, 29/10/2015 - 09:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аюшеев А.А.
Место работы, должность: 

ГБОУ ДОД РЭБЦУ МОиН РБ

преподаватель

Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>&nbsp;Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии.&nbsp; Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры &nbsp;и изучение основ рационального природопользования в Республике Бурятия.&nbsp;</p>

Содержание

 

  1. Пояснительная записка                                                                          3
  2. Учебно-тематический план                                                           5
  3. Содержание программы                                                               8
  4. Методическое обеспечение образовательной программы                   14
  5. Список литературы                                                                       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 Предлагаемая программа, составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин: географии, биологии, экологии.  Данная программа ставит цель формирования у учащихся экологической культуры  и изучение основ рационального природопользования в Республике Бурятия.

 

Основная цель - развитие навыков и умений исследовательской работы по изучению экологического состояния природопользования, планированию направлений природоохранной деятельности своего региона в связи с физико-географическими, культурными, социально-экономическими   условиями.

 

Задачи:

  1. Показать актуальность экологичного природопользования в жизни современной Бурятии.
  2. Анализировать и оценивать  последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  3. Научиться проводить самостоятельный поиск научной информации: находить в тексте пособия отличительные признаки основных систематических критериев; в словарях и справочниках значения нормативных терминов; в различных источниках необходимую информацию о природных ресурсах (в том числе с использованием информационных технологий и систем);
  4. Квалифицированно проводить наблюдение за объектами;
  5. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

Цели и задачи занятий заключается в систематизации и углублении имеющихся экологические знания учащихся, а также подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных исследований в экологической экспедиции и просто туристическом походе.

В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир новых информационных технологий с помощью Интернет-ресурсов, мультимедийных технологий, научной литературы, различных тематических баз данных. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми передовыми технологиями, способными поднять качество получаемой информации и самого познавательного процесса на новый уровень, в отдельных случаях - перейти на более свободный – индивидуальный режим освоения нового материала.

Занятия не заканчиваются с окончанием школьного учебного процесса (учебного года), они логически подготавливают учащихся к участию в экологических экспедициях, походах, школьных выездных лагерей, сочетая, таким образом, активный отдых на природе, оздоровление и возможность сбора фактического материала для реализации намеченных групповых и индивидуальных научных экологических и краеведческих исследований.

Таким образом, последующая эколого-геоботаническая экспедиция после окончания учебного года может рассматриваться, как дополнительный практикум.

Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетений – готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов. Постановка проблем, групповые обсуждения и нахождение путей их практического решения позволит учащимся ориентироваться в системе установления контакта с регулирующими органами.

Программа занятий предполагает проведение экскурсий, однодневных и многодневных походов.

 

Актуальность.

 

         Экологическое воспитание школьников должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Особенно остро этот вопрос стоит в нашем регионе, подпадающим под действие федерального закона «Об охране озера Байкал». Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы региона.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

пп

Содержание

Кол. часов

Из них

Теория

Экскур

сии

Практи

ческие

работы

I

Основы экологии

 

22

10

4

8

  1.  

Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни

 

2

 

 

  1.  

Водная и почвенная среды обитания

 

2

 

 

  1.  

Организмы как среда обитания

 

2

 

 

  1.  

Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем

 

2

 

 

  1.  

Популяция и ее основные характеристики. В.И. Вернадский о биосфере

 

2

 

 

  1.  

Физико-географическое описание территории республики Бурятия Практическая работа

 

 

 

4

  1.  

Уникальность Байкальской природной территории

Практическая работа

 

 

 

4

  1.  

Экскурсия в музей природы

 

 

4

 

II

Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека

и окружающая среда

16

6

4

6

  1.  

Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы

 

2

 

 

  1.  

Влияние шума, электромагнитного

излучения и радиации на организм человека.

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Признаки экологического кризиса

 

2

 

 

  1.  

Утилизация бытовых и
промышленных отходов

 

2

 

 

  1.  

Экскурсия на мусороперерабатывающий завод

 

 

4

 

  1.  

Проблемы утилизации отходов в Бурятии

Практическая работа

 

 

 

3

Ш

Рациональное природопользование

30

17

4

9

  1.  

Принципы рационального природопользования

 

2

 

 

  1.  

Рациональное развитие Байкальской природной территории

 

4

 

 

  1.  

Правовые и социальные аспекты

экологии

 

3

 

 

  1.  

«Закон об озере Байкал»

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики

 

2

 

 

  1.  

Охрана окружающей среды

 

2

 

 

  1.  

Ресурсы Мирового океана

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Рациональное использование и охрана лесов

 

2

 

 

  1.  

Экологический мониторинг

 

2

 

 

  1.  

Мониторинг Байкальской природной территории

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Экскурсия в Бурятский научный центр

 

 

4

 

IV

Особо охраняемы природные территории Бурятии и озера Байкал

9

2

4

3

  1.  

Национальные парки Бурятии

 

2

 

 

  1.  

Заповедники Бурятии

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Заказники Республики Бурятия

Экскурсия

 

 

4

 

V

Исследовательская деятельность учащихся

28

 

10

18

  1.  

Выбор объекта, предмета и темы исследования

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Знакомство с литературными источниками по теме исследования (в том числе электронными ресурсами); сравнение, обобщение и дальнейший анализ информации

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Выбор и отработка методов сбора материала исследования

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Отбор исследовательского оборудования и подготовка к его использованию

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Планирование полевых работ для сбора материала

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Проведение полевых и камеральных работ

 

 

10

 

  1.  

Обработка и анализ собранных данных

Практическая работа

 

 

 

3

 

VI

Современные методы оформления исследовательской работы

9

3

 

6

  1.  

Общие принципы оформления исследовательской работы.

 

3

 

 

  1.  

Использование комплексного системно-аналитического подхода

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Работа учащихся по написанию и оформлению исследовательских работ с использованием персонального компьютера и необходимого программного обеспечения

Практическая работа

 

 

 

3

VII

Современные методы представления исследовательской работы

30

3

12

15

  1.  

Общие принципы представления исследовательских работ. Правила оформления стенда.

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Оформление видеопрезентации. Правила подготовки публичного выступления. Рекомендации по оформлению тезисов и статей.

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Подготовка учащимися стендового либо устного доклада и его представление на конференции или олимпиаде.

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Методы практического применения результатов исследовательской работы

 

 

 

3

  1.  

Способы работы с общественностью, образовательная работа, влияние на принятие решений, участие в природоохранном планировании.

Практическая работа

 

 

 

3

  1.  

Подведение итогов работы

 

3

 

 

  1.  

Комплексный экологический поход

 

 

12

 

43

Итого

144

41

38

65

 

 

 

 

Содержание программы:

 

  1. Основы экологии: (22 часа)

 

  1. Факторы среды. Атмосфера - как основная среда жизни

 

Термины «факторы среды»; «условия существования организмов»; законы оптимального и ограничивающего действия факторов среды. Определение среды обитания: четыре основные среды жизни и пути приспособления организмов к условиям среды; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды; модификационная изменчивость; лимитирующий фактор.

Загрязнения наземно-воздушной среды; строение и состав атмосферы и воздуха; примеси, влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека; температура, терморегуляции; взаимное влияние температуры, влажности и скорости ветра на организм человека;

 

  1. Водная и почвенная среды обитания.

 

Виды и формы воды; запасы пресной воды; источники питьевой поды; круговорот воды в природе; химический состав воды и его влияние на здоровье населения; эндемические заболевания, связанные с дисбалансом микроэлементов в воде; источники загрязнения  водоемов;

Определение почвы, ее состав и режимы. В.В. Докучаев о почве; почва - богатейшая среда обитания для живых организмов; строение и составные компоненты почвы; антропогенные загрязнения почв; эрозия почвы; значение почвы в круговороте биогенных элементов и обеззараживание отходов.

 

  1. Организмы как среда обитания.

 

Понятия паразитизм, сожитель, микрофлора; временные паразиты; постоянные паразиты; жизненный цикл паразитов; закон большего числа яиц; основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям.     Паразиты, паразитизм, паразитология; фитопатогены, фитопатология; временные паразиты, постоянные паразиты.

 

  1. Экосистемы, биогеоценоз и их характеристики. Типы экосистем.

 

Термины «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз», взаимосвязь экосистем на нашей планете, законы функционирования экосистем; круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах; динамика численности  популяции и ее регуляция в природе; основные типы экосистем.

Виды естественных экосистем, их использование человеком; сущность и значение «зеленых революций».

 

  1. Популяция и ее основные характеристики. В.И. Вернадский о биосфере

 

Экологическое определение популяций; пространственная, половая и возрастная структура популяций; ареал распространения; образ жизни животных; иерархия, эффект группы; важнейшие демографические характеристики популяций; демография, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, миграция; метаморфоз, забота о потомстве, выживаемость; колебания численности популяций и динамика популяций различных климатических зон; гомеостаз; пирамида возрастов.

Общие сведения о биосфере; В.И. Вернадский о биосфере и ноосфере; живое вещество, биокосные тела, органогенные породы; круговорот химических элементов; глобальные проблемы биосферы; угроза "парникового эффекта", разрушение озонового слоя, аридизация суши, истощение природных ресурсов; международное экологическое сотрудничество.

 

  1. Практическая работа по описанию территории республики Бурятия на основании физико-географической характеристики ландшафтов (карты, литературные и интерактивные источники).

 

  1. Практическая работа по оценке уникальности Байкальской природной  территории путем сравнения количественных и качественных характеристик биоценозов мира.

 

  1. Практическая работа. Экскурсия в музей природы.

 

  1. Городские и промышленные экосистемы. Здоровье человека и окружающая среда: (16 часов)

 

  1. Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы.

 

Прогнозы численности населения Земли; тенденции в изменении соотношения городского и сельского населения; состав и потоки энергии городских экосистем, экологические проблемы современных городов;  сравнение уровней загрязнения атмосферы, почвы, воды в городах по ПДК. ПДВ; выявление по информационным показателям «группы риска» в отдельных микрорайонах города и селах.

Демографические проблемы и урбанизация; экологическая ситуация в городах; микроклимат города; состояние атмосферы в городе; меры борьбы с загрязнениями в городах; роль зеленых насаждений в городских экосистемах.

 

  1.  Практическая работа по сбору и анализу материала, для написания реферата по одной из тем направления: Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.

 

  1. Признаки экологического кризиса.

 

Кризис  присваивающего  хозяйства; кризис перепромысла крупных зверей; аридных районов; современный экологический кризис. Причины вступления биосферы в глобальный экологический кризис.

 

  1. Утилизация бытовых и промышленных отходов

 

Виды  отходов,  способы  утилизации:  складирование –  самый  дешевый  и  грязный способ утилизации, сжигание - невыгодный вариант в отношении ресурсосбережения, компостирование - вполне рациональный способом ликвидации отходов, захоронение токсичных промышленных отходов в пределах специальных полигонов; безотходная и малоотходная технология – будущее промышленности.

 

13.Практическая работа. Экскурсия на свалку, мусороперерабатывающий завод, очистные сооружения.

 

14.Практическая работа. Круглый стол на тему: «Проблемы утилизации отходов в Бурятии».

 

III Рациональное природопользование (30 часов)

 

15. Принципы рационального природопользования

 

Понятия природопользование, природоресурсный потенциал, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы; основы организации рационального природопользования;  правила определения предела устойчивости ресурсов и состояние ресурсной базы на сегодняшний день. Типы классификации природных ресурсов: по их использованию, по принадлежности к компоненту природы, по характеру воздействия. 3 правила определения устойчивости потребления ресурсов. Современное состояние ресурсной базы.

 

16. Рациональное развитие Байкальской природной территории.

 

Сохранение экологического равновесия – важнейшая задача развития сообщества. Экономическая активность, угрожающая сохранению биоразнообразия – нежелательна  для общества. Экономическое развитие Бурятии  и деятельность отдельных агентов, как основа  устойчивости экосистемы.

 

17.  Правовые и социальные аспекты экологии.

 

Определение экологического права, содержание, субъекты экологического права; экологическое воспитание и образование; права граждан; Федеральные и целевые программы, направленные на реализацию экологической политики государства; международное сотрудничество в экологическом мониторинге.

 

18. Практическая работа. Коллективное обсуждение ФЗ «Закона об озере Байкал» и его влияния на жизнь региона.

 

19.  Наука в природопользовании. Перспективы развития энергетики.

 

Классификация экологических проблем; основные направления социальной экологии; основной принцип рационального природопользования; перспективы развития энергетики; пути решения проблемы топлива.

 

20. Охрана окружающей среды

 

Сведения о Красной книге. История возникновения Красной книги. Полностью вымершие виды растений и животных и виды, находящиеся под угрозой исчезновения с лица Земли. Причины вымирания редких животных. Схема занесения в Красную книгу сведений о виде: статус, распространение, места обитания, численность, запасы, разведение в неволе и культивирование, меры охраны и др. 

 

21. Практическая работа. Обработка справочного материала «Ресурсы Мирового океана»: Мировой океан. Составные части Мирового океана. Полезные ископаемые, добываемые в океане. Пищевые ресурсы океана. Энергетические ресурсы океана.

 

22. Рациональное использование и охрана лесов

 

Значение лесов: лес – «зеленый фильтр» планеты, регулятор водного режима, защита от эрозии, значение леса в горах, лес – источник полезных ресурсов, лес – лекарь. Экологические проблемы леса. Пути их решения. 

 

 

 

 

23. Экологический мониторинг

 

Экологический мониторинг. Виды экологического мониторинга: биологический мониторинг, мониторинг растительных сообществ, мониторинг животных, мониторинг воздушной среды. Математическая обработка данных. 

 

24. Практическая работа. Анализ данных мониторинга Байкальской природной территории

 

25. Практическая работа. Экскурсия в Бурятский научный центр.

 

IV Особо охраняемы природные территории Бурятии и озера Байкал (9 часов)

 

26. Национальные парки Бурятии

 

Основы функционирования национальных парков. Характеристика национальных парков.  Задачи национальных парков. Принципы организации территории национальных парков.  Трудности и недостатки, присущие организации и функционированию национальных парков в Бурятии

 

27. Практическая работа. Сбор и анализ материала для реферата по одной из тем направления: Заповедники Бурятии.

 

28. Практическая работа. Экскурсия в заказник.

 

V Исследовательская деятельность учащихся (28 часов)

 

29. Практическая работа. Выбор объекта, предмета и темы исследования.

 

30. Практическая работа. Знакомство с литературными источниками по теме исследования (в том числе электронными ресурсами); сравнение, обобщение и дальнейший анализ информации.

 

31. Практическая работа. Выбор и отработка методов сбора материала исследования.

 

32. Практическая работа.  Отбор исследовательского оборудования и подготовка к его использованию.

 

33. Практическая работа. Планирование полевых работ для сбора материала.

 

34 Практическая работа. Проведение полевых и камеральных работ.

 

35 Практическая работа. Обработка и анализ собранных данных.

 

 

VI Современные методы оформления исследовательской работы (9 часов)

 

36. Практическая работа. Общие принципы оформления исследовательской работы.

 

37. Практическая работа. Работа учащихся по написанию и оформлению исследовательских работ с использованием персонального компьютера и необходимого программного обеспечения.

 

VII Современные методы представления исследовательской работы (30 часов)

 

38. Практическая работа. Общие принципы представления исследовательских работ. Правила оформления стенда.

 

39. Практическая работа. Оформление видеопрезентации. Правила подготовки публичного выступления.

 

40. Практическая работа. Подготовка учащимися стендового либо устного доклада и его представление на конференции или олимпиаде.

 

41. Практическая работа. Методы практического применения результатов исследовательской работы

 

42. Практическая работа. Способы работы с общественностью, образовательная работа, влияние на принятие решений, участие в природоохранном планировании.

 

43. Подведение итогов работы

 

44. Практическая работа. Комплексный экологический поход

 

 

Методическое обеспечение образовательной программы


Раздел программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Теоретический

Комбинированное занятие

(лекция-диалог)

Коллективное обсуждение;

тренинг

Экранные наглядные пособия

Интерактивная доска; мультимедийный проектор

 

Индивидуальная рефлексия

 

2

Практический

Семинар;

лабораторная работа;

диспут;

деловая игра;

круглый стол;

дискуссия;

мозговой штурм

Индивидуально-фронтальный

Презентация; раздаточный материал

Интерактивная доска; мультимедийный проектор

 

Коллективная рефлексия

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Алагуева В.П. Золотая книга о бурятах. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография, 2006. – 96 с.
  2.  Атлас Республики Бурятия. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000.
  3. Башкуев Б.В., Пастернак Л.Г. География Бурятской АССР: Учеб.пособ.для 8 кл. –Улан-Удэ: Бур.кн.изд-во, 1968. – 75 с.
  4.  Галазия Г.И. Байкал в вопросах и ответах – М.:Мысль, 1988. – 285 с.
  5.  Заповедными тропами. – М.: Просвещение 1980. – 192 с.
  6.  Иметхенов А.Б. Памятники природы Бурятии. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. - 157 с.
  7. Константинов  В.М.,  Челидзе  Ю.Б. “Экологические  основы природопользования” – М.: Академия, 2009.
  8. Красная книга Бурятии / Отв. ред. Т.Г. Бойков; Изд. дом «Информполис». – Улан-Удэ, 2005. – 328 с.
  9. Кузеванова Е.Н., Сергеева В.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал – Иркутск, 2012. – 254 с.
  10.  Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней – Иркутск, 2010. – 256 с.
  11. Методические рекомендации по составлению авторских и рабочих программ по географии: метод.рек./ сост. Л.Д.Пшеничникова; Бурят.ин-т ПКиПРО. – Улан-Удэ, 1998. – 12 с.
  12. Николайкин  Н.И.,  Николайкина  Н.Е.,  Мелехова  О.П. “Экология” –  М: Дрофа Высшее образование, 2008.
  13. Соломенцев  Ю.М. “Экологические  основы  природопользования” –  М: Высшая школа,2011.
  14. Цыдынжапов Г.Ц. Бурятская кухня. – Улан-Удэ.:Бурят.кн.изд-во, 1991.
  15. Чимитдоржиев Ш.А. Кто мы – бурят-монголы? – Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991.
  16. Эрдынеева М.О., Чернов Б.А. География Бурятии: Учеб.пособ. для 8-9 кл.сред.шк. – Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1994. - 128 с.

 

 

 

 

 

 

Интернет-ресурсы

Обще-информационные ресурсы по региону

17. http://www.buryatia.ru

18.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Бурятия

 

Природные ресурсы Бурятии

19. http://www.minpriroda-rb.ru/content/subscribe/

20. http://geo.govrb.ru/

21. http://baikalfund.ru/index.wbp

22. http://bm.isc.irk.ru/

 

Образовательные ресурсы

23.http://school-collection.edu.ru/

24. http://fcior.edu.ru/

25. http://store.temocenter.ru/

26.http://1sentyabrya.ru/

27. http://www.alleng.ru/

28. http://edunews.ru/

29.http://www.edu-all.ru/

30. http://prosto-o-slognom.ru/index.html

31. http://interneturok.ru/

32. http://slovo.ws/

33. http://nashol.com/

34.http://znanija.com/

35.https://openedu.ru/

36.http://ppt4web.ru/ehkologija/ehkosistema-ozera1.html

 

Научные сайты

37. http://antropogenez.ru/

38. http://elementy.ru/

39.https://nplus1.ru/

 

Электронный учебник по биологии

40.http://www.ebio.ru/index.html

 

Сайты по экологии

41. http://evolution.powernet.ru/

42.http://biodat.ru/

 

Бюллетень космического мониторинга байкальской природной территории

43. http://www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/bpt_ksm.htm

 

Поисковая система

44. http://www.nigma.ru/

 

 

 

 

 

 



На: Образовательная программа дополнительного образования детей


Спасибо!