Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема урока: "Буквы О-Ё после шипящих в корне слова" в 5 классе

Фото пользователя Юлия Сергеевна Матросова
Submitted by Юлия Сергеевна Матросова on вс, 01/11/2015 - 15:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матросова Юлия Сергеевна
Место работы, должность: 

МБОУ "КСОШ"

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);

находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова;

правильно писать слова с изученной орфограммой;

различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих;

буквы Ь после шипящих в конце имён существительных;

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
<p>Конспект урока по русскому языку&nbsp;по теме &quot;Буквы О-Ё после шипящих в корне слова&quot; в 5 классе&quot; - это урок нового поколения с учетом требований ФГОС,&nbsp;направленный на формирование метапредметных и личностных результатов.</p>

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

II.Орфографическая  разминка.

 

Задание 1. «Аукцион»: кто больше перечислит  орфограмм, встретившихся в тексте. Разберите по составу слова со знаком *.     

Отговорила* роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют* больше ни о чем.

(слайд 3)  

Познавательные УУД

Структурировать  знания. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание  в устной форме, извлекать нужную информацию, делать обобщения и выводы.

II. Актуализация изученного материала.

Задание 2. 

1. Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):
Дочь, чаща, круча, брошь, роскошь, меч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

 (Слайд 4)
Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих».
2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

дочь

чаща

брошь

круча

роскошь

жизнь

меч

шило

ключ

щавель

пустошь

чудо

 

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

Познавательные УУД
Владеть приёмами анализа и систематизации материала.











Коммуникативные УУД
Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Проблемная ситуация.
(Слайд 5)

Задание 3. Выполните задание и определите тему урока (учебники закрыты).

Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? 

точка    черный

лед         шорох

лодка    щетка

норка    желудь

Сравните результаты, определите тему урока. Молодцы! (Показать слайд 6-это тема)

Регулятивные УУД
1.
 Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать проблему урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Изучение нового материала

1.Задание 4. Прочитайте слова (слайд 7). Определите, почему в некоторых пишется О, а в других Е. Сформулируйте правило (в корне после шипящих под ударением пишется буква О, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным. Буква Е пишется, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным.).

2. Задание 5. Вставьте пропущенные буквы в словах (слайд 8)

Шелк, черный, шов, желтый, обжора, чопорный, желудь,  крыжовник, шепот, дешевый, печенка, щеки.

Объясните выбор буквы. Проверка.

3. Задание 6. Слова иностранного происхождения (слайд 9)

Буква О пишется также в  безударном положении в некоторых словах иностранного происхождения.

Шоссе, шофер, шоколад, жокей, жонглер.

Произнесите эти слова вслух, запишите в тетрадь.

Познавательные УУД
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

V. Закрепление изученного материала.

Задание 7. Дополните запись словами с буквами О-Е после шипящих (слайд 10).

  1. Трущоба,… .
  2. Желтый (желтеть)… .
  3. Шоколад,… .

Объясните написание данных слов.

Задание 8. Составьте предложения со следующими словами (слайд 11)

Челн, челка, пчелка.

Запишите их.
Задание 9. Прочитайте предложения (слайд 12).
Мальчик нечаянно ожёг руку.

К счастью, ожог был несильный.
Вопросы и задания к ним:
– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)
– Сравните их написание. Что необычного заметили?
– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)
 – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма»
– Какую букву после буквы шипящего вы напишете? Предложения записываются со слайда.













Познавательные УУД
1.
 Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).
2. Строить логические рассуждения.

VI. Рефлексия

Задание 10 (слайд 13).

  1. Какую букву выбрать?
  2. Найди лишнее слово.

(сдайд 14)Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?  О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

 Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

VII. Домашнее задание.

1.Выполнить упр.315
2.Составить самодиктант (с ИКТ­поддержкой) для последующей работы в классе в группах

(слайд 15)

Познавательные УУД
Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.

 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 5 класс. Учебник под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 

Интернет-ресурсы по ФГОС:

  • mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
  • www.mcko.ru – сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной програм­ мы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация к уроку.pptx 179.09 KB
О-Е после шипящих ФГОС.docx 31.24 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн