Официальный сайт jetune 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Начальная школа 21 века"

Submitted by Ольга Николаевна Киреева on Sat, 07/11/2015 - 22:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киреева Ольга Николаевна
Место работы, должность: 

МОУ "СОШ с. Николаевка им. В.М. Кузьмина"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
учебная программа
Краткое описание ресурса: 
<p>Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Феде&shy;рального государственного образовательного стандарта начального общего образования&nbsp; и авторской программы Н.Ф. Виноградовой &laquo;Окружающий мир&raquo; в рамках проекта &laquo;Начальная школа XXI века&raquo; (научный руководитель Н.Ф.Виноградова)</p>

I.Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф.Виноградова)

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — предста­вить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечело­веческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодей­ствия во всех сферах окружающего мира. К общечеловеческим ценностям относятся: эколо­гически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

 

Программа предмета «Окружающий мир» реализует задачи :

*Образовательная задача – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, развитие целостного восприятия окружающего мира.

*Развивающая задача – обеспечение осознания отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие  школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения; формирование общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений). Развивающая задача предмета – формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

*Воспитывающая задача – решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и этических чувств. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания курса окружающего мира

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

II.Общая характеристика учебного предмета

Роль учебного курса, предмета- определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: 1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

     Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Программы начального общего образования по окружающему миру, программы «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой предусматривающей 68часов.- 34 учебных недель (2 часа в неделю)

IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Освоение программы «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные результаты представлены двумя группами целей.

Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
  • Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятель­ность.
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

  • Формирование основ российской гражданской идентичности.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в объедине­нии народов.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в современ­ном мире.
  • Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
  • Понимание особой роли России в мировой истории.
  • Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране.
  • Воспитание уважительного отношения к истории страны.
  • Воспитание любви к родному краю.
  • Воспитание любви к своей семье.
  • Воспитание гуманного отношения к людям.
  • Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
  • Понимание роли человека в обществе.
  • Принятие норм нравственного поведения в природе.
  • Принятие норм нравственного поведения в обществе.
  • Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование основ экологической культуры.
  • Понимание ценности любой жизни.
  • Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

 

Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регуля­тивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практиче­ских задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказа­тельства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных ви­дов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы по­лучения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассу­ждение, описание и др.).

 

Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира.
  • Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (на­блюдение).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (экс­перимент).
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (из­мерение).
  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятель­ности.
  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
  • Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

 

 

V.Содержание учебного предмета (68 часов)

 

Раздел программы

Содержание программного материала

Характеристика деятельности учащихся
(универсальные учебные умения и действия)

Человек — живое существо (орга­низм)

Человек — живой организм. Органы и системы органов человека. Восприятие, па­мять, внимание, мышление человека. Отличие человека от животного. Человек и здоровье. ОБЖ. Человек среди людей

 

Характеризовать функции разных систем органов. Конструирование ситуаций, рас­крывающих правила охраны здоровья. Ха­рактеристика правил поведения во время болезни. Сравнение: организм человека и животного

- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.

 

Иметь  общее представление о строении организма человека. Называть признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных)

 

Твоё здоровье

Правила здоровой жизни. Режим дня школьника. Пра­вильное питание. Закалива­ние. Вредные привычки. Опасности в доме. Правила работы с бытовыми прибо­рами. Опасности на дороге. ПЯЛ. Правила оказания первой медицинской помо­щи. Опасные животные

Высказывание предположений и оценива­ние физического развития. Составление ре­жима дня. Работа в парах. Составление таб­лицы «Продукты питания». Правила закали­вания, работа с фотографиями. Правила здорового образа жизни. Составление плана поведения при пожаре. Практическая рабо­та «Правила оказания первой медицинской помощи». Составление памятки «Признаки ядовитых растений»

Человек — часть природы

Отличия человека от жи­вотных. От рождения до старости: различные воз­растные этапы развития человека

Работа с иллюстрационным материалом. Со­ставление рассказа о значении речи в жизни людей. Работа в группах. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на те­му «Развитие человека от рождения до ста­рости»

Человек среди людей

Основные человеческие ка­чества: добро, справедли­вость, смелость, трудолю­бие и вежливость

Работа с иллюстрационным материалом. Пе­ресказ и умение делать выводы о прочитан­ном произведении. Умение вести беседу. Правила общения. Работа в группах. Моде­лирование ситуаций, раскрывающих поведе­ние человека среди людей

Родная страна: от края до края

Природные зоны России. Почвы России. Рельеф Рос­сии. Как возникали и строились города. Крем­лёвские города России. Россия и соседи

Характеристика основных природных зон России. Различение (по описанию, рисун­кам, фото) природных зон. Работа с картой: выполнение учебных задач. Различение: кремлёвские города и их достопримечатель­ности

Человек — творец культурных цен­ностей

Культура в разные истори­ческие времена

Соотнесение произведения искусства с его автором. Называние имён выдающихся дея­телей литературы и искусства разных исто­рических эпох и их произведений

Человек — защит­ник своего Отече­ства

Человек — воин. Героиче­ские страницы истории

Коммуникативная деятельность: повествова­тельные рассказы на темы «Войны в Древ­ней Руси», «Великие войны России». Уста­новление последовательности важнейших исторических событий

Гражданин и госу­дарство

Государственный язык Рос­сии. Гражданин и государ­ство. Символы государства

Характеристика прав и обязанностей граж­данина России

 

 

 

 

 

VI. Учебно-тематический план

 

Наименование разделов

и тем

Всего часов

к/р

практ.

раб.

сам.раб.

тест

проект

1.

«Человек - живое существо (организм)

16 часов

1

1

 

 

1

2.

Твоё здоровье

практ сост режима дня

подсчет пульса оказ первой помощи

12 часов

1

2

 

 

 

3.

Человек— часть природы

 

3часа

 

 

1

 

 

4

Раздел «Человек среди людей»

 

5часов

1

 

 

1

 

5.

Родная страна: от края до края

11 часов

1

 

 

 

 

6.

Человек— творец культурных ценностей

 

11 часов

1

 

 

 

 

7.

Человек — защитник своего Отечества

 

6 часов

1

 

 

 

 

8.

Гражданин и государство

 

4 часа

2

 

 

1

 

 

                              Итого :

68 ч

8

3

1

2

1

 

 

 

VII. Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Учебники: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова: «Окружающий мир»: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2014г. – 128 с.:ил.

Рабочие тетради :М.И.Кузнецова «Окружающий мир» : 4 класс: рабочая тетрадь №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений. -М.: Вентана - Граф, 2015г. – 48 с.: ил.

Методические пособия

  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. Н.Ф.Виноградова,
    М: Вента – Граф, 2011.
  • Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова –   Волгоград: Учитель, 2012     

 Литература дополнительная:

  • Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся./ Авт. – сост.
    Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010.
  • Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство
    «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.     

Технические средства обучения.

Компьютер, экран, фотоаппарат, проектор

Животный мир. Энциклопедии. (СД)

 

 

VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся.

  • выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
  • моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; харак­теризовать условия роста и развития ребенка;
  • оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить приме­ры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
  • описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
  • различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «истори­ческое время», «эпоха», «столетие»;
  • соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
  • называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рам­ках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
  • различать (называть) символы царской власти, символы современной России; на­зывать имя Президента современной России;
  • описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных историче­ских эпох.

 

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

  • применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать пра­вила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
  • различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения госу­дарственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.

 

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных ре­зультатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполне­ния итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем ус­пешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных ра­бот по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных дейст­вий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро­вать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

В четвертом классе осуществляются все виды контроля: текущий, тематический, ито­говый.

Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, срав­нивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освое­ния программы учеником. Четверокласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные прово­дятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учи­теля с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный оп­рос).

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение са­мостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирова­ние знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окру­жающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изу­чение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представ­лены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подби­рать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

Оценочная деятельность учителя, который организует обучение по УМК «Начальная школа XXI века», облегчается тем, что в программе определено, что должен усвоить млад­ший школьник к концу четвертого года обучения. Выделено три типа заданий, которые дети должны выполнить: «называть (приводить примеры)», «различать (соотносить)», «решать задачи в учебных и бытовых ситуациях».

 

 

 

 

Задания первого типа проверяют качество восприятия и память ученика - как он умеет воспринимать и воспроизводить изученные факты, явления, события окружающего мира; владеет ли адекватным использованием терминов, предпонятий, понятий.

Второй тип заданий позволяет установить, может ли учащийся проводить элемен­тарное сравнение, анализ полученных сведений (о природе, обществе, культуре, из исто­рии), объяснять некоторые зависимости и закономерности явлений природы (похожи - не­похожи; одинаковые - разные; существенное - несущественное).

Третий тип заданий помогает установить, сформировалось ли у выпускника началь­ной школы умение применять знания, полученные в процессе изучения окружающего мира, в различных ситуациях - как учебных, так и бытовых.

Значительная часть заданий представлена в рабочих тетрадях. Задания носят диффе­ренцированный характер и могут использоваться для контроля успешности обучения детей разного уровня обученности. При этом в начале работы учитель обязательно информирует учащихся: «Все должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на одну отметку». Если попытка решить дополнительные задачи не­удачна, за учеником остается право отказаться от второй отметки.

Главное в оценивании заключается в том, что, используя различные виды и формы контроля, педагог не только констатирует уровень успешности ученика в усвоении окру­жающего мира, но и учит школьника самостоятельно оценивать результаты своего учебного труда.

Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.

 

Устный ответ

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный матери­ал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явле­ниями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материа­ла, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объек­тами и явлениями природы, допускает серьезные неточности в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части про­граммного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

 

Оценка тестов

Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает пред­посылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает за­дания средней трудности.

Проверка проводится как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполнен­ная работа оценивается отметками «зачет» или «незачет». Считается, что ученик об­наружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% пра­вильных ответов.

Варианты оценивания:

Уровневая шкала

Процентная балльная шкала

Низкий

выполнены отдельные задания

0-60%

менее 17 баллов

оценка «2»

Средний

выполнены все задания, с незна­чительными погрешностями

60-77% 18-22 балла

оценка «3»

77-90% 23-26 баллов

оценка «4»

Высокий

все предложенные задания выпол­нены правильно

90-100% 27-30 баллов

оценка «5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 68 часов

 

урока

 

 

Тема урока

 

 

 

Тип урока

 

 

Повторение   

Дата

План

 

Факт

 

1 четверть -18 часов

 

Раздел № 1 Человек- живое существо (организм) 16 час

УУД:

Предметные:  Характеризует функции разных систем органов. Конструирует ситуации, раскрывающие правила охраны здоровья. Характеризует правила поведения во время болезни. Сравнивает организм человека и животного.

Метапредметные :

Выделяет признаки разли­чия; анализирует; готовит вывод, обобщение. Читает, наблюдает. Применяет  правила участия в диалоге, составляет план текста. Читает информацию, представленную на рисунках-схемах.   Представляет ответ на поставленный вопрос. Оценивает взаимодействия в совместной деятельности.

Личностные:  Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Осваивает новый статус ученика и школьника. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.

 

 

1

Общее строение организма человека.

Урок открытия новых знаний

 

01.09

 

2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

Урок открытия новых знаний

 

02.09

 

3

Двигательная система организма человека.

Комбинированный

 

08.09

 

4

Пищеварительная система. Как пища переваривается.

Урок открытия новых знаний

 

09.09

 

5

Пищеварительная система. Чтобы зубы были здоровыми.

Урок обобщения и рефлексии

 

15.09

 

6

Дыхательная система.

Урок открытия новых знаний

 

16.09

 

7

Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы.

урок -практикум

 

22.09

 

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Урок открытия новых знаний

 

23.09

 

9

Кожа.

Урок открытия новых знаний

 

29.09

 

10

Как человек воспринимает окружающий мир.

Комбинированный

 

30.09

 

11

Зрение. Гигиена зрения.

 

Комбинированный

 

06.10

 

12

Слух. Гигиена слуха.

Урок открытия новых знаний

 

07.10

 

13

Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

 

Урок – проект

 

13.10

 

14

Мир чувств.

Комбинированный

 

14.10

 

15

Внимание. Память.

 

Урок-исследование

 

20.10

 

16

Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека»

Контроль знаний

 

21.10

 

Раздел № 2 Твое здоровье  12 час

УУД:

Предметные:Понимает, что главное богатство человека – его здоровье.  Составляет режим дня четвероклассника. Составляет памятку  с правилами здорового сна. Высказывает предположения,  оценивает физическое развитие. Работает в парах.  Различает понятия «физический и умственный труд».  Анализирует ситуации, в большей степени вызывающие усталость.  Анализирует упражнения по снятию усталости. Делает вывод о том, что такое усталость и как её устра­нить. Характеризует своими словами значение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «системы органов». Объясняет, что все органы в организме составляют единое целое. Называет изученные системы органов. Осознает, что режим дня, правильное питание, гигиена и физкультура укрепляют здоровье. Знает, какие вредные привычки разрушают здоровье человека.

Метапредметные:  Анализирует, обобщает; форму­лирование вывода, установление причинно-следственных, последовательных и временных связей; выбор альтернати­вы, сравнение; выделение главной мысли текста. Читает, наблюдает. Пересказывает текст. Составляет текст по последовательной серии рисунков.   Представляет информацию в «свёрнутом» виде (памятка). Выполняет  рефлексивные действия:  самооценка взаимодействия в со­вместной деятельности; самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях.

Личностные: Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состояни­ем природы.

 

17

Режим дня. Здоровье человека. Здоровый человек- здоровый сон.

Урок- практикум

 

27.10

 

 

2 четверть -16 ч

 

 

18

Правила закаливания.

Комбинированный

 

28.10

 

 

19

Можно ли снять усталость?

Урок-исследование

 

 

 

 

20

Поговорим о вредных привычках. Курение опасно для здоровья.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

21

Поговорим о вредных привычках. Осторожно – спиртное.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

22

Когда дом становится опасным. Огонь –друг и враг.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

23

Когда дом становится опасным. Острые предметы- это опасно.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

24

Улица полна неожиданностей.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

25

Улица полна неожиданностей. Сигналы регулировщика.

Комбинированный

 

 

 

 

26

Если случится беда. Помощь при травме.

 

урок- практикум

 

 

 

 

27

Если случится  беда. Ядовитые грибы.

 

Комбинированный

 

 

 

 

28

Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».

Контроль знаний

 

 

 

 

Раздел № 3 Человек – часть природы 3 часа

УУД:

Предметные:  Работает с иллюстрационным материалом. Составляет рассказ о значении речи в жизни людей. Работает в группах: описательный рассказ на тему «Развитие человека от рождения до старости». Строит рассказ-рассуждение:«Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника).

Метапредметные:  Выполняет  рефлексивные действия:  самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Читает  информацию, представленную на рисун­ках, оформляет её в виде текста. Осознает необходимость внимательного отношения к окружающим людям.

Личностные : Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за при­родными явлениями.Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач.

 

 

29

Чем человек отличается от животных.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

30

От рождения до старости (развитие человека).

 

Комбинированный

 

 

 

 

31

Самостоятельная работа «Человек часть природы»

Текущий контроль

 

 

 

 

Раздел № 4  Человек среди людей 5 часов

УУД:

Предметные :   Работает с иллюстрационным материалом. Пересказывает и делает выводы о прочитанном произведении. Умеет вести беседу. Применяет  правила общения. Работает в группах. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей.  Фиксирует условия успешной коммуникативной деятельности людей. Осознает необходимость толерант­ного отношения к окружающим людям.

Метапредметные:  Выполняет  интеллектуальные действия: анализ, установление при­чинно-следственных связей, аргументация суждений, оформление вывода. Создает обобщён­ный план ответа по теме. Читает  информацию, представленную в рисунках, выраженную в художественном тексте. Осознает необходимость справед­ливого отношения к окружающим людям.

Личностные:  Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.

 

32

Поговорим о доброте.

Комбинированный

 

 

 

 

3 четверть – 20 ч

 

33

Что такое справедливость

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

34

О смелости.

Комбинированный

 

 

 

 

35

Умеешь ли ты общаться.

Комбинированный

 

 

 

 

36

Умеешь ли ты общаться. 

Тест : «Человек – живое существо».

Урок развивающего контроля

 

 

 

 

Раздел № 5   Родная страна: от края до края 11 часов

УУД :

Предметные: Характеризует природные зоны: «арктические пустыни» , «тундра,«тайга», «зона смешанных лесов» . Различает (по описанию, рисункам, фото) природные зоны. Работает с картой: выполняет учебные задачи. Находит изучаемую природную зону. Называет особенности природной зоны: температуру воздуха, длительность холодных (летних месяцев), характеристика почвы, специфика растительного и животного мира.  Работает с картой: находит разные рельефы, узнает и различает по цвету равнины России.  Характеризует понятия «рельеф», «равнина».

Метапредметные :  Анализирует, обобщает. Установление причинно-следственных связей, оформление вы­вода.

Выполняет познавательные действия: наблюдения, опыт. Осознает положение «вредных живых существ в природе не бывает».Выполняет  интеллектуальные действия: анализ, характеристика, обобщение, оформление вывода. Составляет рассказ-описание, находит  информацию в словарях.

Работает с воображаемой ситуацией. Читает  информацию, представленную в иллюстра­тивном виде, в графическом виде (карта), работа с энциклопедическими словарями.

Личностные:  Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.  Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

 

37

Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

38

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

39

Природные зоны России. Степи и пустыни.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

40

Почвы России.

 

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

41

Рельеф России. Восточно – Европейская равнина

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

42

Рельеф России. Урал- каменный пояс.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

43

Как возникали и строились города.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

44

Россия и ее соседи. Япония.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

45

Россия и ее соседи. Китай.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

46

Россия и ее соседи. Королевство Дания.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

47

Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края».

Урок развивающего контроля

 

 

 

 

Раздел № 6 Человек –творец культурных ценностей 11часов

УУД:

Предметные:  Высказывает предположения о том, что дает образование человеку и обществу. Составляет план рассказа«Особенности первых школ в России». Составляет рассказ о первых берестяных грамотах. Находит дополнительную информацию по теме в разных источниках.  Готовит вопросы для одноклассников по теме урока.

Метапредметные :  Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Выполняет интеллектуальные действия: анализ, сравнение, высказывание предположений. Составляет план текста; рассказ-рассуждение,  готовит пересказ.

Личностные: Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, опреде­ляет цель работы (задания) и выделяет её этапы.

 

48

Что такое культура.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

49

Из истории письменности. Создание славянской азбуки. О первых школах и книгах

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

50

О первых школах и книгах. Первая печатная «Азбука»

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

51

Чему и как учились в России при Петре I.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

4 четверть -16 ч.

 

 

52

Русское искусство до XVIII века. Русская икона.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

53

Русское искусство до XVIII века. Музыка в Древней Руси.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

54

Искусство России XVIII века.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

55

«Золотой век» русской культуры (XIX  век). Поэты и писатели 19 века.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

56

«Золотой век» русской культуры (XIX  век). Композиторы и художники 19 века.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

57

Искусство России  ХХ века.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

58

Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности».

урок развивающего контроля

 

 

 

 

Раздел № 7 Человек – защитник своего отечества 6 часов

УУД:

Предметные:  Устанавливает последовательность важнейших исторических событий. Пересказывает текст, разбивает его на части, выделяет главную мысль каждой части.

Самостоятельно читает текст и выделяет его главную мысль.  Анализирует причины поражения Наполеона в России. Кратко рассказывает о великом русском полководце М.И. Кутузове.

Метапредметные: Выполняет  интеллектуальные действия: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Пересказывает от первого лица (воображаемая ситуация), составляет рассказ-рассуждение.  Осознает  мотив изучения темы. Читает  информацию, представленную в графиче­ском и иллюстративном виде. Осознает долг человека –  защищать своё Отечество от врагов.

Личностные:  Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.  Самостоятельно мотивирует свою деятельность, опреде­ляет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.

 

59

Как Русь боролась с половцами. Битва на Чудском озере

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

60

 Куликовская битва. Отечественная война 1812 года.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

61

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Битва под Москвой.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

62

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Сталинградская битва.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

63

Великая Отечественная война 1941– 1945 г. Все для фронта-все для победы.

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

64

Контрольная работа. Тема: «Героические страницы нашей Родины».

Урок развивающего контроля

 

 

 

 

Раздел № 8 гражданин и государство 4 часа

УУД:

Предметные:  Характеризует права и обязанности гражданина России. Составляет диалог по теме. Находит информацию о народах, живущих в России,  об их традициях.  Рассказывает о главных символах нашей страны в разные исторические периоды. Знает текст и исполняет Гимн Российской Федерации. Рассказывает о гербе города, района.

Метапредметные:  Анализирует, обобщает; сравне­ние, характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». Идентифицирует себя с принадлеж­ностью к государству, российскому народу;  проявляет уважение к симво­лике государства. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

Личностные:  Сотрудничает  в совместном решении проблемы, в поиске информации. Понимание ценности любой жизни.

 

65

Гражданин и государство.  Права и обязанности граждан

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

66

Символика России.

 

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

67

«Гражданин и государство».

 

Урок открытия новых знаний

 

 

 

 

68

Итоговая контрольная работа

Урок развивающего контроля

 

 

 

 

                                       

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн