Вы не зарегистрированы

Авторизация



Дидактические игры в развитии лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Дидактические игры

в развитии лексико-грамматического строя речи

у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

 

        

           Важное направление в развитии ребенка – формирование его правильной речи. Правильная речь – это не только формирование звукопроизношения, но и овладение детьми грамматикой родного языка. Основы грамматического строя закладываются постепенно с 1,5 лет и проходят в строгой последовательности все стадии речевого развития. Конечно, у каждого ребенка свой индивидуальный темп овладения языком, который может сильно отличаться от других. Но независимо от этого, стадии речевого развития всегда одинаковые.

           Представленные дидактические игры на образование относительных прилагательных для детей в возрасте 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, помогут детям:

  • практически усвоить и закрепить в игровой форме навыки образования и употребления в речи относительных прилагательных;
  • пополнить, расширить и активизировать лексику прилагательными;
  • развивать связную речь;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • автоматизировать поставленные звуки.

 

  1. Игра « Из чего сделано?»

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста навык образования и употребления относительных прилагательных в речи от названий материалов, из которых они сделаны. Пополнять и расширять словарный запас детей. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными, подбирать признаки. Развивать память.

Оборудование: предметные картинки, материал из которого сделаны картинки (деревянная щепка, кусочек кожи, кусочек шерсти, кусочек меха, камушек), мяч.

Описание игры  1-й вариант игры: на столе перед детьми ведущий (логопед) выклады­вает все картинки и материал из которого сделаны предметы на картинках. Просит соединить их с материалом, из которого они сделаны. Спросить у детей:

1. Из чего сделаны предметы? Например: «Шуба сделана из меха, туфли сделаны из кожи,...».

 2. Как будут называться эти предметы? Например: «Меховая шуба, кожаные туфли, деревянная скамейка, ….».

Убрать все предметные картинки и попросить детей вспомнить, что было нарисовано на картинках (называть относительные прилагательные). Например: «Я помню меховую шубу, каменный дом, кожаные туфли…».

2-й вариант игры: логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает «Кожаные».

Картинный материал: Приложение 1.

 

2.  Игра «Объясни словечко»

Цель : развивать связную речь . Обучать детей объяснять относительные прилагательные, употребляя конструкцию сложноподчиненного предложения (потому что).

Оборудование: предметные картинки Приложение 2.

Описание игры: на столе перед детьми ведущий выклады­вает предметные картинки в 2 столбика. Просит детей составить пары из картинок подходящие друг другу по смыслу и объяснить свой выбор. Например: «Это песок. Дорожка сделана из песка. Значит дорога песчаная. Это резина. Сапоги сделаны из резины. Значит сапоги резиновые».

 Логопед просит детей подумать и объяснить, почему мы говорим: песчаная дорожка, черепичная крыша, глиняный кувшин, пластмассовое ведро, резиновые сапоги, металлическая сковорода, шерстяной шарф.  Например: «Песчаная дорожка, потому что дорожка из песка. Резиновые сапоги, потому что сапоги из резины….».

Логопед предлагает  раскрасть до конца все картинки. Сказать какие картинки дети раскрасили. Например: «Я раскрасил ледяную горку, песчаную дорожку ….»

 

3.  Игра « Что купили?»

Цель : закрепить образование и употребление относительных прилагательных у детей. Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: предметные картинки Приложение 3.

Описание игры.  1-й вариант : на доске закреплены картинки с изображением мамы, папы и сына. Логопед раздает одинаковое количество картинок детям, предлагает посмотреть и назвать, что купили мама, папа и сын. Дети по очереди называют и закрепляют картинки с покупками на доске. Например: «Мама купила меховую шубу, кожаные сапоги и глиняный кувшин».

2 вариант игры: логопед просит детей посмотреть на картинку, где уже соединены персонажи игры и их покупки, и рассказать, что купила мама, папа и сын. Логопед переворачивает картинку и предлагает вспомнить, что купили папа, мама и сын.

 

4.  Игра « Повар»

Цель : практическое усвоение и закрепление в игровой форме навыков образования и употребления в речи относительных прилагательных, умением согласовывать в роде, числе, падеже существительных и прилагательных.

Оборудование: игра состоит из двух видов карточек.

Первый вид карточек это графическое изображение различной посуды: банка, кастрюля большая и маленькая, сковородка, салатник, тарелка, упаковка сока. 

Второй вид карточек это цветные предметные картинки с изображением овощей, фруктов, грибов, мяса, яиц, молока, разных видов круп.

Кроме этого к игре прилагаются несколько прозрачных конвертов

Описание игры: 1-й вариант: предметные карточки с изображением овощей, фруктов, других продуктов питания логопед раздает детям. (Материал из Приложения 4.2)

Картинки с графическим изображением разных видов посуды (Приложение 4.1) закрепляются на доске, а под ними располагаются прозрачные конверты, в которые дети складывают свои предметные картинки. Детям предлагается “приготовить” и назвать то или иное блюдо, используя предметные картинки. В процессе игры, дети “готовят” сок, салат, “варят” варенье, суп, компот, “жарят” котлеты. Главным условием игры является то, что ребенок должен прокомментировать, то что, он “готовит”. Если это салат из грибов то это грибной салат, сок из моркови – морковный, котлеты из мяса – мясные, каша из гречки – гречневая, и т д.

2-й вариант игры: более простой и позволяет детям, познакомится с названиями посуды, получить представление о том, что можно приготовить из тех или иных продуктов питания, а также способствует формированию навыка образования относительных прилагательных.

В игре участвует только те предметные картинки с изображением которых например, можно “приготовить сок”, соответственно из посуды используется графическое изображение упаковки сока. Логопед знакомит ребенка с графическим изображением упаковки сока и объясняет ребенку, что сегодня на занятии будем “делать сок”.

Далее показывает и называет все предметные картинки, участвующие в игре. Картинки делятся на двух игроков. Как правило, на начальном этапе одним из игроков является сам логопед, что позволяет дать ребенку образец образования относительных прилагательных.

 

5.  Игра « Овощи и фрукты»

Цель :  закрепить в речи детей обобщающие слова «овощи», «фрукты», их названия. Упражнять в умении образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих названия овощей и фруктов. Обогащать лексику детей прилагательными. Развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание. Автоматизировать поставленные звуки (р,рь, с, з).

Оборудование: картинки корзины и дерева, предметные картинки овощи и фрукты Приложение 5.

Описание игры: детям предлагается вспомнить названия овощей и фруктов, выявить их отличительные особенности. Разделившись на две команды, дети должны положить овощи в корзину, фрукты поместить на деревце. После этого дети анализируют правильность выполнения задания, подбирают прилагательные, обозначающие цвет, форму, вкус к каждому овощу и фрукту.

Затем дети должны определить из каких овощей и фруктов можно приготовить суп, сок, салат. Правильно назвать продукты питания из них: салат из овощей-овощной, салат из капусты - капустный, суп из гороха- гороховый, из картофеля –картофельный, а также соки: морковный, апельсиновый, гранатовый, грушевый, яблочный, вишневый.

Например при автоматизации звуков р, рь в предложениях, можно предложить ребенку разместить фрукты на дереве при этом проговаривая: Груша растет на дереве, Яблоко растет на дереве и т. д. или при автоматизации звуков с, з ребенок проговаривает : Соня сделала сок из яблок и т. д.

А также можно неправильно разместить картинки (яблоко положить в суп, капусту на дерево и т. д) и детям предложить найти и исправить допущенные ошибки.

 

6.  Игра « Листочки»

Цель : формировать и развивать навык образования относительных прилагательных, изменения их по родам, употребления в речи. Закреплять в памяти названия деревьев (береза, клен, дуб, рябина).  Развивать наблюдательность, тонкую моторику и координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков. 

Оборудование: предметные картинки Приложение 6.

Описание игры: дети по одному берут перевернутые картинкой вниз карточки, смотрят, называют и прикрепляют картинку с изображением листа к соответствующему дереву.  Например:«Этот лист упал с березы, он называется березовый….».
 

7.  Игра « Вкусная игра»

Цель : формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от названий фруктов и ягод, изменения их по родам, употребления в речи. Развивать зрительное восприятие, внимание и мышление.
Оборудование: картинный материал Приложение 7.

Описание игры: логопед раздает детям карточки, на которых изображены фрукты, ягоды, а также банки с вареньем и стаканы с соком. Просит соединить подходящие картинки друг с другом по цвету. Например : красную клубнику с красной банкой варенья, и т.д. Выигрывает тот, кто правильно соединит картинки и скажет , из чего приготовлены эти соки и варенье, и как они называются. Например: «Этот сок сделан из слив, он называется сливовый, а варенье из слив называется сливовое….».

 

8.  Игра «В магазине»

Цель : закрепить образование и употребление в связной речи относительных прилагательных.

Описание игры: логопед показывает сюжетную картинку. Просит детей посмотреть и рассказать какие соки продаются в магазине.  Например: «В магазине продаются апельсиновый, яблочный и т.д.»  Рассказать, что нужно купить детям. Тебе помогут карточки –подсказки у детей в руках.

Например: «Девочке надо купить два пакета апельсинового сока и одну бутылку морковного сока».

 

9.  Игра «Добавь словечко», « Найди отличия»

Цель : закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и их способов образования. Развивать связную речь. Расширить и активизировать словарь по теме «Дом». Учить составлять предложения с противительным союзом «а».

Оборудование: предметные картинки Приложение 9

Описание игры. 1-й вариант игры: логопед показывает детям картинку, на которой нарисованы два дома. Добавь словечко: у большого дома фундамент…кирпичный, а у маленького дома фундамент .. каменный; у большого дома стены … каменные, а у маленького дома …деревянные; у большого дома крыша черепичная…, а у маленького дома …железная; возле большого дома дорога …песчаная, а возле маленького дома…асфальтированная; в большом доме дверь …железная, а в маленьком доме…деревянная; в большом доме труба ..кирпичная, а в маленьком доме …тоже кирпичная».

2-й вариант игры: логопед просит сравнить два дома. Дети по очереди рассказывают самостоятельно, чем они отличаются.

 

Список литературы:

1. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №1, №2, №3, №4 предшкольная подготовка. – Творческий центр Сфера.

2. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой.- СПб.: Издательство «Союз», 2005.

4. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

5. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2005

Интернет- ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/articles/630356/

2. http://obrazovanie.slovarik.org/logopediya-1/data-id2919

3. http://www.picsearch.com.ru/

4. http://www.razvitierebenka.com/