Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование и развитие лексико-грамматического строя речи у слабослышащих детей с ОНР

Фото пользователя Нина  Терентьева
Submitted by Нина Терентьева on Wed, 18/11/2015 - 13:42
Данные об авторе
Автор(ы): 
Терентьева Н.С.
Место работы, должность: 

КГОКУ "Камчатская школа-интернат для детей с ОВЗ"

Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Целевая аудитория: 
Иная категория
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>В данной работе представлена система&nbsp; работы по формированию и развитию лексико-грамматического&nbsp; строя речи у детей с нарушением слуха.</p>

     Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью, включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного аппарата. Важнейшим фактором речевого развития является нормальное функционирование слухового анализатора.

     В настоящее время в детских учреждениях прослеживается четкая тенденция к росту числа детей со сложными речевыми нарушениями, часть из этих детей составляют дети с нарушением слуха.

         В связи с инклюзивным образованием детей с нарушением слуха в образовательные учреждения нашего края хочу поделиться системой коррекционной работы по развитию лексико – грамматического строя речи у детей данной категории.

Система упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у слабослышащих младших школьников.

Работу  веду по следующим направлениям:

- расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова ;

- упражнения на словообразование;

- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Словообразование представляет собой особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

       В процессе формирования словообразования уделяю  основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняю  связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществлялось на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.

Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений. Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.

Логопедической работы по формированию словообразования имеет три этапа:

I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Содержание I этапа логопедической работы

Существительные.

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.

Глаголы.

а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;

б) возвратных и невозвратных глаголов.

Прилагательные.

Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.

Содержание II этапа логопедической работы

Существительные

Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-.

Образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница).

Образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка), с суффиксом -ин- (виноградина).

Глаголы

Глаголы с приставками в-  вы-, на-  вы-;

Глаголы пространственного значения с приставкой при-.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- без чередования (лисий);

б) относительные прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.

Содержание III этапа логопедической работы

Существительные

Образование названий профессий

Глаголы

Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.

Прилагательные

а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);

б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;

в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -еньк-.

Работу  над словообразовательными аффиксами осуществляю  следующим образом.

1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираю  слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.

2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.

3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).

4. Закрепление связи значения и звучания аффикса (например, -ик- вносит значение уменьшительности, -ниц-  значение вместилища).

5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.

6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).

7. Самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:

а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;

б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.

В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.

Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.

Формирование словообразования существительных

А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных

1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:

дом – домик,

нос – носик;

б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне:

таз – тазик,

сад – садик.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).

Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:

а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:

забор – заборчик,

шкаф – шкафчик;

б) с изменением звуковой структуры производного слова:

рукав – рукавчик.

3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:

лапа – лапка,

яблоня – яблонька;

б) словообразование существительного женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):

шуба – шубка,

береза – березка;

в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):

крыльцо – крылечко,

кольцо – колечко.

4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк-, проводится в следующей последовательности:

а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:

Аня – Анечка,

Оля – Олечка;

б) словообразование неодушевленных существительных женского рода:

лента – ленточка,

клумба – клумбочка.

5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-: вода – водичка,

коса – косичка.

6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -оньк-, -еньк- проводится в следующей последовательности:

а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я: Маша – Машенька,

Даша – Дашенька;

б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова: береза – березонька,

дочь – доченька;

в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова:

рука – рученька,

нога – ноженька.

7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов

 -ушк-, -ышк-, -ц-, -ец-, -ц-:

а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:

дед – дедушка,

соловей – соловушка;

б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:

перо – перышко,

солнце – солнышко;

в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:

суффикс -иц- в существительных женского рода:

лужа – лужица,

кожа – кожица;

суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:

мороз – морозец,

письмо – письмецо;

суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:

пыль – пыльца,

дерево – деревцо.

Б. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды)

1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова:

суп – супница,

сахар - сахарница.

2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:

хлеб – хлебница,

сухари – сухарница.

В. Образование существительных с помощью суффикса - инк-

1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:

бусы – бусинка,

пыль – пылинка.

2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:

горох – горошинка,

чай – чаинка.

Г. Образование названий детенышей животных и птиц

В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.

1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова:

гусь – гусенок – гусята,

еж – ежонок – ежата.

2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:

волк – волчонок – волчата,

орел – орленок – орлята.

3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):

овца – ягненок – ягнята,

свинья – поросенок – поросята.

Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)

Формирование данной словообразовательной модели проводилось в следующей последовательности:

1. Словообразование существительных мужского рода:

 с суффиксом -щик-

барабанщик,

угольщик;

 с суффиксом -чик-

летчик,

грузчик.

2. Словообразование существительных, обозначающих лиц мужского пола с суффиксом -ниц-, -иц-:

художник – художница,

работник – работница.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

1. Игра «Назови ласково».

Логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.

В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

2. Игра «Что для чего?»

Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).

Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице).

После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.

Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс

-ниц-.

Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.

В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.

- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)

- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)

- Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила?(Чернильница)

- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница).

3. Игра «Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.

В  начале логопед задает детям загадку про животного.

Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее

... Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?»

Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т.д.

- Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок-)

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.

В связи с этим, в процессе логопедической работы проводится преимущественно закрепление наиболее простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов осуществляется в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),

-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),

-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать - поужинать),

-про- (читать - прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-:

входит – выходит , влетает – вылетает, въезжает – выезжает, прибегает – убегает, приезжает – уезжает, прилетает – улетает, приходит – уходит, подходит – отходит, подлетает – отлетает, подплывает – отплывает, подъезжает – отъезжает, закрывает – открывает, наливает – выливает, насыпает – высыпает.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно, а где совершается:

мыла – вымыла, умывается – умылся, одевается – оделся, гладит – погладила, рисует – нарисовал, поливает – полил.

2. Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто...

Умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется.

Делается вывод: слова: умывается, знается, прячется, причесывается, обувается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (ся)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:

Входит – выходит, подлетает- отлетает, подходит – отходит, влетает – вылетает, переходит – перебегает, наливает – выливает.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую карточку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

Формирование словообразования прилагательных

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

А. образование притяжательных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, утиный, Кошкин.

2. Словообразование с использованием суффиксов -j- без изменения звуковой структуры корня производного слова.

Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -j- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий.

Б. Образование качественных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, - чин-, -оват-, -еват- и др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т.д.

В. Образование относительных прилагательных

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, скучный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, - чин-, -оват-, -еват- и др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т.д.

В. Образование относительных прилагательных

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.

а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффиксов -н-.

а) Без чередования в корне производного слова.

Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -ск-, -енн- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

Задания и игровые упражнения по закреплению словообразования прилагательных

1. Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвост? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий. Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный. Хвост быка – бычий.

Игра «Ералаш»

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Дети находят у себя изображения других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

2. «Правильно назови листья».

Лист дуба – дубовый лист, лист березы - ..., лист липы - ..., лист рябины - ..., шишки сосны - ..., сережка ольхи - ..., лист осины - ....

3. Игра в лото «Что из чего сделано?»

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический.

Логопедическая работа над родственными словами

Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова.

1. Подобрать слова – «родственники» (тема «Зима»).

На доске картинка «Зима». Проводится беседа по картинке.

- А теперь подберите слова – «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ?» (Зимующие.) Итак, какие же вы вспомнили слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная.) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница.

2. Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, горе;

боль, большой, больница;

водить, вода, водный;

лес, лесник, лестница.

     Формирование лексического и грамматического строя речи провожу в тесной связи с развитием высших психических функций,  сенсорных функций, моторики и интеллекта. Особое внимание уделяю коррекции нарушений фонематических процессов, звукопроизношения, звуковой и слоговой структуры слова. Осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.

Список литературы

 

1.      Выготский Л.С. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 2008. – 246с.

2.      Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И. Ю. Кондратенко. — М.: Айрис - пресс, 2005.

3.      Власова Т.М.,  Пфафендродт А.Н. «Фонетическая ритмика» , Москва, Учебная литература - 1997

4.      Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1986-№ 6.

5.      Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2009.

6.      Зикеев А.Г. Особенности развития глухих детей. – М., 2008. – 208с.

7.      Иванов Е.С. Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Сб. научн. тр. – Л.: ЛГТИ, 1978. – 198с.

8.      Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. – СПб.: Речь, 2004. – 108с.

9.      Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб., 2004.

10.    Лапшин В.А, Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 2001. – 342с.

11.    Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 358 – 369.

12.    Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973.

13.    Методика работы с детьми, имеющими нарушения слуха. / Волкова С.Б. – М.: Медицина, 2003. – 224с.

14.    Михайлова Е.Н.Основы коррекционной педагогики. - Томск: ТГПУ, 2009.

15.    Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л. П. Носковой.— М.: Педагогика, 1984. – 286с.