Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект непосредственно - образовательной деятельности по социальному миру в подготовительной к школе группе № 14 Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами».

Фото пользователя Вера Викторовна Маслова
Submitted by Вера Викторовна Маслова on пн, 30/11/2015 - 15:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Маслова Вера Викторовна
Место работы, должность: 

МАДОУ деткий сад № 11 "Сказка"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).

Краткое описание: 
<p>,</p>

Тема: « Не красна изба углами, а красна пирогами ».

Цель: Знакомить детей с традиционно - бытовой культурой русского народа (мини - музей: русская изба, печь), малыми фольклорными формами (пословицами).

Задачи:

Развивать у детей интерес к бытовой культуре русского народа. Закрепить знания детей малых форм устного народного творчества ( пословицы), умение применять их в речи соответственно ситуации, объяснять и понимать их значение.

Формировать представление детей о профессии печника, хлебороба, мельника.

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к народным культурным традициям.

Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно - бытовой культуре русского народа, к посещению избы, малым фольклорным формам, свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, владеет диалогической формой речи.

Материал: игрушки , зерно : пшеницы , кукурузы, мука, клубок ниток , картинки с изображением предметов , этнокарты « В гостях у русских людей», пироги , самовар.

Словарная работа: изба , печь , печник , мельник.

Подготовительная работа: заучивание песенок, потешек , пословиц .

Содержание деятельности

Мальчик и девочка в русском - народном костюмах , имитируя ворота

встречают детей идущими парами друг за другом словами :

- В золотые ворота проходите, господа , но только тот пройдёт , кто

пословицу назовёт.

Пара, назвавшая пословицу , проходят в открытые ворота (руки вверх),

перед следующей парой ворота закрываются (руки вниз), пока дети не

выполнят задания. Прошедшие в ворота встают в круг.

Дидактическая игра « Клубочек - назови ».

Воспитатель:

Молодцы, много пословиц знаете о труде, о дружбе, а кто их придумал? Дети: Русский народ.

 

 

Воспитатель:

Пословица это краткая народная мудрость, его устное творчество, наш народ очень талантлив и мудр и придумал много других

форм устного народного творчества, которые   мы часто применяем в играх, назовите их, передавая друг другу клубок ниток. Воспитатель: Пословица. Дети :

Поговорка , считалка , небылицы, дразнилки , скороговорки, чисто- говорки, загадки , частушки, потешки ,заклички , песенки, сказки и т.д. Клубок возвращается к воспитателю , дети стоят в кругу объединённые одной нитью .

Гимнастика для глаз

Воспитатель:

Поднимете все вместе   нитку вверх, посмотрите, у нас получился круг, опустите вниз, посмотрите, клубочек, объединил всех нас вместе. Дети:

Мы стали рука в руке. Вместе мы - большая сила!

И никто один не будет, и Ксюша с нами, и Вика, и Саша, и Лёша, и Кира и народная мудрость с нами. Один за всех и все за одного! Воспитатель:

Приглашаю вас ребята в мини музей русской избы. Присаживайтесь на лавочку поближе к русской печке о ней и разговор поведём. Все вы любите   русские   народные сказки, вспомните какими словами они начинаются? Дети:

Жили - были дед, да баба, а жили они в такой избе ( раньше так дом назывался). Воспитатель:

Жили дед с бабой, не тужили, печь русскую топили, хлеб в ней пекли, щи да кашу варили. Дом без печки - нежилой дом - в народе говорили. Для чего же нужна была печь? Дети:

Печка людей обогревала , кормила, лечила, и русский народ ласково называл её « кормилица , матушка-». Воспитатель:

На улице мороз, а в избе жарко от протопленной печки тепло и уютно. Детишки влезали на печь , а бабушки рассказывали им сказки долгими зимними вечерами . Русский народ наделил печь волшебством .В каких сказках происходят чудеса с печкой? Дети: Гуси- лебеди , Емеля , Двое из ларца, Колобок.

 

Воспитатель:

Молодцы ребята , много сказок знаете, где происходят чудеса волшебной

печью ? А кто создавал это чудо - печь в деревянной избе ?

Дети:

Печник.

Воспитатель:

Печник, самая уважаемая профессия в деревне и в наше время от его

мастерства зависило , как печь будет сложена . Хорошая печь - не дымит,

мало дров сжигает , тепло на долго сохраняет , пироги румянее печёт.

Когда в печи жарко - тогда и варко.

Заговорились мы тут , а вот хозяюшки - Марьюшки не видно .

В это время появляется из - за печи девочка подметая пол веником , да

приговаривая :

-Долог день до вечера , коли делать нечего.

  • Пчела мала, и та работает.
  • Порядок время бережёт. Хозяюшка - Марьюшка :

Ой, здравствуйте гости дорогие , гостям   всегда я рада .

Воспитатель:

Марьюшка , проголодались ребятки , не угостишь ли ты нас пирогом

румяном?

Марьюшка :

Я бы рада вас угостить , гости дорогие ,да вот мука у меня закончилась, к

мельнику Никите идте надо.

Воспитатель:

Показывай дорогу Марьюшка , а чтоб не скучно в дороге было вспомним

любимые пословицы и прибаутки хлебороба.

Физминутка

Землю красит солнце, а человека труд.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать ,

Будем рожь молотить.

Что посеешь, то и пожнёшь

Малых деток кормить

Что посеешь, то и пожнё.шь,

Что пожнёшь, то и смолотишь,

Что смолотишь ,то и смелишь,

Что смелишь,то и съешь. (Дети выполняют движения согласно тексту).

Не печь кормит, а руки,

Не котёл варит , а стряпуха,

Не топор тешет , а плотник,

А муку нам смелит мельник.

 

Марьюшка:

Здравствуй, Никита - мельник.

Мельник:

Здравствуйте люди добрые.

Марьюшка:

Никита - мельник, пришли мы к тебе за мукой, пирогов хотим испечь румяных.

Мельник: А муки - то у меня нет. Марьюшка: Как, мельник и без муки? Мельник:

Беда у меня приключилась, не доглядел я завелись мыши на мельнице, погрызли мешки с зерном, всё зерно смешалось. Как теперь муку - то смелешь, здесь и пшеница и кукуруза? Воспитатель:

Твоя беда мельник поправима. Посмотри, сколько у тебя помощников. Обращается к детям: ( Саша, Вика, Кира). - Поможем мельнику? Дети: Да поможем. Воспитатель:

Переберите зерно, отделите кукурузу от пшеницы. Дети:

Глаза страшатся, а руки делают, гласит народная мудрость. ( Начинают перебирать зерно). Воспитатель:

А вам задание найти на карточке предмет и по предмету узнать и назвать пословицу. Дети называют пословицы.

Пока мы играли Кира, Саша, Вика зерно перебрали. А теперь на надо помочь мельнику смолоть муку.

Чу- чу- чу - я зерно молочу ( дети стучат кулаками друг о друга) Чу- чу- чу - жернова кручу (потирают ладони вращающими движениями) Чу- чу- чу - муку получу (щелкают пальцами) Дети:

Мельник крыльями машет в дали, Будет мука, чтоб пирог испекли. Воспитатель:

А какая мука у нас получилась из пшеницы? Дети:

Пшеничная. Воспитатель:

А какая мука у нас получилась кукурузы? Дети:

Кукурузная. Воспитатель: А какая мука у нас получилась из овса?

 

 

Дети:

Овсяная. Воспитатель:

А какая мука у нас получилась из ржи?

Дети:

Ржаная.

Воспитатель:

Молодцы ребята. Мельник:

Готова мука для вашего пирога.

Марьюшка:

Спасибо - Никита Мельник, приглашаем и тебя в гости на пирог.

Мельник:

Спасибо, за приглашение, давненько я в деревне не был, забыл, как она

выглядит.

Воспитатель:

Никита мельник наши ребята умеют быстро собирать пазлы из этнокарт,

увидишь деревню во всей красе.

Лёша и Андрей собирают этнокарты.

Марьюшка:

Но вот пока мы ходили, огонь в печи погас.

Дыхательная гимнастика

Глубоко вздохнули, медленно выдохнули на угольки.

Воспитатель:

Молодцы ребята, развели огонь.

Дети:

Испеки нам пироги Хозяюшка Маруся

Марьюшка:

Ла-ла-ла

Положу я плошку

И налью молока

Соль, сахар и муки,

Будут пироги.

Марьюшка печёт пирог.

Марьюшка:

Вот готовы пироги

Вынимаем из печи

Приглашаю к самоварчику

Выпить чаю по стаканчику

Не красна изба углами, а красна пирогами.


»  Tags for document: