Официальный сайт e-rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



конспект нод по обучению грамоте

Submitted by Елена Геннадьевна савчук on пн, 07/12/2015 - 22:56

   Конспект непосредственной – образовательной деятельности       по обучению грамоте в старшей группе

                       "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

   

   Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закрепить знания о предложении(количество и порядок слов). Развивать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.

   Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что у нас изменилось в группе. Какой новый предмет у нас появился?

Дети: Сундучок

 Воспитатель: А как вы думаете что находится в сундуке?

(ответы детей)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С волшебными замками.

Посчитаем сколько замков на сундучке?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Смотрите, здесь еще и письмо, давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

                                                                                            Дед Грамотей. »

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием -  один замок откроем!

   Задание №1.

Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак?

Дети: Три звука.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: М-м-м…

Воспитатель: Звук М? Какой это звук гласный или согласный? Почему?

Дети : Согласный, потому что мы произносим его губами.

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А

Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный? Почему?

Дети: Гласный, потому что мы можем его пропеть.

Воспитатель: Правильно! Какой третий звук в слове Мак?

Дети: К.

Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки со схемой слова, и кружки двух цветов: красного и синего. Какие звуки обозначают кружки синего цвета, красного цвета? (ответы детей). Клеточки на карточке обозначают сколько звуков в слове «мак». Вам нужно выложить слово «мак» кружочками на карточке. Приступайте к заданию.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Мы хорошо потрудились, сейчас наши пальчики отдохнут.

 

«Смелые гуси»

Шли на речку важно гуси:

Говорили: «Га - га - га».

(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)

Кто захочет нас обидеть,

Не забудет никогда.

Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -

(ритмично вытягиваем шею)

Больно щиплемся. Беги!

(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)

Крыльями захлопать можем.

(ритмично похлопывают руками по бокам)

Мимо нас ты не ходи!

(ритмично потопывают)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

   Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть  в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!                    

  1. Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло. 

               Ребятишек радует

               Цветная … (радуга).

Сколько слогов в слове радуга?

Дети: Ра – ду – га. Три слога

Воспитатель: Правильно молодцы

  1. Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Воспитатель: Сколько слогов в слове ручки?

Дети: Руч – ки. Два слога

  1. Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

Воспитатель: Сколько слогов в слове гол?

Дети: Гол. Один слог

4) Солнце светит очень ярко,

    Бегемоту очень … (жарко).

Воспитатель: Сколько слогов в слове жарко?

Дети: Жар – ко. Два слога

  1. Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

Воспитатель: Сколько слогов в слове зверей?

Дети: Зве - рей

  1. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Воспитатель: Сколько слогов в слове лейка?

Дети: Лей – ка. Два слога

  1. Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

Воспитатель: Сколько слогов в слове поможет?

Дети: По – мо – жет. Три слога.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: А сейчас наши глазки отдохнут:

«Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Стоят с закрытыми глазами.

Открывают глаза,

Взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву «О».

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо-влево.

Моргают глазами.

 

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:

Фильмы, новости, рекламу,

Музыкальную программу,

Шутки, мультики, сюрпризы

Нам покажет...( Телевизор )

 (Дети достают ключ, он находится возле Телевизора)

   Задание №3.

Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это предложение.

Из чего состоит предложение?

Дети: Из слов

Воспитатель: Что могут обозначать слова?

Дети: Предмет, признак действия.

Воспитатель: Что обозначает полоска желтого цвета?

Дети: Предмет (приводят примеры)

Воспитатель: Что обозначает полоска зеленого цвета?

Дети: Признак предмета (приводят примеры)

Воспитатель: Что обозначает полоска синего цвета?

Дети: Действие предмета, (приводят примеры).

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру слов «Предмет, признак, действие). Я разложу полоски желтого , зеленого и синего цвета на ковре, вы будьте внимательны, если я назову предмет, то нужно будет подбежать к полоске желтого цвета, если я назову признак – то нужно подбежать к полоске зеленого цвета, если я назову действие – то нужно подбежать к полоске синего цвета.

Дети играю в игру.

Воспитатель: В слова мы поиграли, а теперь мы составим предложения с помощью наших полосок.

Дети составляют предложения из одного, двух, трех слов.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

   Физминутка:

Буратино потянулся,           Руки  в стороны развёл,

Раз – нагнулся,                    Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся,                   Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся.                   Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый  ключик, отгадаем ещё одну загадку:                              Не похож на человечка

Но имеет он сердечко

И работе круглый год

Он сердечко отдает

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

   Задание №4.

Воспитатель: Правильно! И следующее задание: Упражнение « Назови ласково » Воспитатель называет слово, дети образуют от него имя существительное с уменьшительно – ласкательными суффиксами :

Солнце – солнышко;

Луч – лучик;

Лист – листик, листочек;

Дождь – дождик;

Туча – тучка;

Облако – облачко;

Ветер – ветерок;

Паутина – паутинка.

(Дети справляются с заданием и открывают ключом четвертый замок)

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

   Задание №5.

Воспитатель:  Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

  1. Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
  2. Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
  3. Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
  4. Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
  5. Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
  6. Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

   Задание №6.

Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!

Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн