Конспект непосредственной – образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе
"Волшебный сундучок Деда Грамотея"
Задачи: Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах. Развивать интонационную выразительность. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и согласных звуков. Закрепить знания о предложении(количество и порядок слов). Развивать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком и составлять предложение с заданным словом. Закрепить умение делить слово на слоги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что у нас изменилось в группе. Какой новый предмет у нас появился?
Дети: Сундучок
Воспитатель: А как вы думаете что находится в сундуке?
(ответы детей)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С волшебными замками.
Посчитаем сколько замков на сундучке?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Смотрите, здесь еще и письмо, давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с шестью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей. »
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Помощники Деда Грамотея принесли для вас карточку с изображением цветка. Что это за цветок?
Дети: Мак
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак?
Дети: Три звука.
Воспитатель: Какой первый звук?
Дети: М-м-м…
Воспитатель: Звук М? Какой это звук гласный или согласный? Почему?
Дети : Согласный, потому что мы произносим его губами.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?
Дети: М-аааа-к! Звук А
Воспитатель: Какой это звук гласный или согласный? Почему?
Дети: Гласный, потому что мы можем его пропеть.
Воспитатель: Правильно! Какой третий звук в слове Мак?
Дети: К.
Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки со схемой слова, и кружки двух цветов: красного и синего. Какие звуки обозначают кружки синего цвета, красного цвета? (ответы детей). Клеточки на карточке обозначают сколько звуков в слове «мак». Вам нужно выложить слово «мак» кружочками на карточке. Приступайте к заданию.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Мы хорошо потрудились, сейчас наши пальчики отдохнут.
«Смелые гуси»
Шли на речку важно гуси:
Говорили: «Га - га - га».
(дети тесно смыкают 4 - ре пальца одной руки и ритмично соединяют их с большим пальцем «клюв»)
Кто захочет нас обидеть,
Не забудет никогда.
Ш - ш - ш, - шипим мы грозно, -
(ритмично вытягиваем шею)
Больно щиплемся. Беги!
(ритмично прищипывать пальцами одной руки каждый палец другой)
Крыльями захлопать можем.
(ритмично похлопывают руками по бокам)
Мимо нас ты не ходи!
(ритмично потопывают)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!
(Находят второй ключ, выполняют второе задание./
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
- Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).
Сколько слогов в слове радуга?
Дети: Ра – ду – га. Три слога
Воспитатель: Правильно молодцы
- Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)
Воспитатель: Сколько слогов в слове ручки?
Дети: Руч – ки. Два слога
- Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)
Воспитатель: Сколько слогов в слове гол?
Дети: Гол. Один слог
4) Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).
Воспитатель: Сколько слогов в слове жарко?
Дети: Жар – ко. Два слога
- Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)
Воспитатель: Сколько слогов в слове зверей?
Дети: Зве - рей
- У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)
Воспитатель: Сколько слогов в слове лейка?
Дети: Лей – ка. Два слога
- Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)
Воспитатель: Сколько слогов в слове поможет?
Дети: По – мо – жет. Три слога.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: А сейчас наши глазки отдохнут:
«Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву «О», получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо-влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
|
Закрывают оба глаза.
Стоят с закрытыми глазами.
Открывают глаза,
Взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву «О».
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Глаза смотрят вправо-влево.
Моргают глазами.
|
Воспитатель: Вот ещё одна загадка от Деда Грамотея:
Фильмы, новости, рекламу,
Музыкальную программу,
Шутки, мультики, сюрпризы
Нам покажет...( Телевизор )
(Дети достают ключ, он находится возле Телевизора)
Задание №3.
Воспитатель: Вот и третье задание с третьим ключом: это предложение.
Из чего состоит предложение?
Дети: Из слов
Воспитатель: Что могут обозначать слова?
Дети: Предмет, признак действия.
Воспитатель: Что обозначает полоска желтого цвета?
Дети: Предмет (приводят примеры)
Воспитатель: Что обозначает полоска зеленого цвета?
Дети: Признак предмета (приводят примеры)
Воспитатель: Что обозначает полоска синего цвета?
Дети: Действие предмета, (приводят примеры).
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру слов «Предмет, признак, действие). Я разложу полоски желтого , зеленого и синего цвета на ковре, вы будьте внимательны, если я назову предмет, то нужно будет подбежать к полоске желтого цвета, если я назову признак – то нужно подбежать к полоске зеленого цвета, если я назову действие – то нужно подбежать к полоске синего цвета.
Дети играю в игру.
Воспитатель: В слова мы поиграли, а теперь мы составим предложения с помощью наших полосок.
Дети составляют предложения из одного, двух, трех слов.
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку: Не похож на человечка
Но имеет он сердечко
И работе круглый год
Он сердечко отдает
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Задание №4.
Воспитатель: Правильно! И следующее задание: Упражнение « Назови ласково » Воспитатель называет слово, дети образуют от него имя существительное с уменьшительно – ласкательными суффиксами :
Солнце – солнышко;
Луч – лучик;
Лист – листик, листочек;
Дождь – дождик;
Туча – тучка;
Облако – облачко;
Ветер – ветерок;
Паутина – паутинка.
(Дети справляются с заданием и открывают ключом четвертый замок)
Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)
Задание №5.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
- Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
- Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
- Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
- Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
- Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
- Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:
Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!
Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)
Задание №6.
Воспитатель: Слушайте последнее, шестое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Печенье! Оно в форме букв!
Воспитатель: Можно и поиграть с буквами, можно и чай с печеньем попить! Спасибо Деду Грамотею! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! А теперь предлагаю всем пить чай с волшебным печеньем!
|