Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью через совершенствование межличностных отношений и коммуникативного поведения

 

Развитие личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью

через совершенствование межличностных отношений и коммуникативного поведения

 

Макошенко Елена Евгеньевна, педагог-психолог

КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

Социальная среда выступает для ребенка той действительностью, в которой, общаясь и сотрудничая с другими людьми, он овладевает человеческой культурой и готовится к самостоятельной жизни. Соответственно, одна из основных целей, которую ставит перед собой коллектив школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это реализация социального потенциала детей  и интеграция их в современное общество в соответствии с их психофизическими возможностями.

 

И здесь приходится сталкиваться с рядом объективных трудностей. Функции, связанные с отражением окружающего мира, а также приспособлением к его постоянно изменяющимся условиям выполняет эмоциональная сфера. Своеобразие эмоциональной сферы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью проявляется в снижении саморегуляции эмоций, в нарушении их адекватности, в наличие особых специфических закономерностей, определяющих развитие психики и её эмоционального компонента, что не может не сказываться на особенностях коммуникации. Также общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами.

 

Все это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии ребенка, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера. Ребенок одновременно и стремится к общению, и в то же время переходит на агрессию и отчуждение. Неумение детей органи­зовать и контролировать собственное поведение для эффективно­го взаимодействия с окружающими, в конечном счете приводит к нарушению общения, представляющее реальную опасность для их полноценного развития.

 

Развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки - важный фактор профилактики возможной школьной и социальной дезадаптации и возможности отвечать требовани­ям предъявляемым  обществом.

 

Так как подобные умения формируются у ребенка только в со­циальной среде, являются продуктом общения со взрослыми и сверстниками, эффективная коррекция нарушений социального вза­имодействия возможна только в группе. Следует отметить, что методы активного социального обучения или социально-психологического тренинга, одной из форм которого является групповая коррекция поведения у детей, восходят еще к идеям интенсивного общения у К. Роджерса (1951), его принципу «здесь и теперь», то есть анализу непосредственно происходящего в данной группе, принципу партнерства и равенства участников группы (совместного восприятия и обсуждения общей увиденной ситуации или проблемы и максимального учета интересов всех участников), осознания и эмоционального переживания проблем каждого члена группы, умения ставить себя в позицию другого, прочесть ситуацию его глазами, то есть, в группе внимание сосредоточено на непосредственном опыте и вовлечении в него. Здесь педагогу представляются большие возможности для наблюдения и изучения потенциальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью. Естественно, что все дети хотят участвовать в коллективной игровой деятельности.

 

Однако личностные качества учащихся, различие интеллектуальных и физических возможностей оказывают влияние на их активность в игре, успешность участия в ней. Педагог должен видеть это и учитывать в своей работе. В игре создаются условия, позволяющие пробудить в детях чувство товарищества, взаимопомощи, дети учатся соотносить свои личные интересы с интересами группы. Группа — идеальная обстановка для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Через коллективную деятельность дети на практике овладевают нравственными нормами поведения.

 

Социальное развитие этих детей, понимание норм общественной морали необходимо для самостоятельной жизни и успешной социально-трудовой адаптации. Это достигается благодаря осо­бой организации общения в  таких группах, в процессе активного социального обучения, главной характеристикой которого является «соответствие самой процедуры обучения тем процессам и явлениям, которые создаются в ходе его реализации, то есть отношения участников группы тренинга строятся в полном соответствии со всеми требованиями общения-диалога» (Ковалев, Петровская, Спиваковская). И представляя условия для общения детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие естественный процесс стремления ребенка к обществу других людей. Особенно это актуально для гиперактивных, агрессивных и повышенно застенчивых детям (Lorenzo, 2003). В поддерживающей и контро­лируемой обстановке ребенок может обучаться новым умениям,  и экспериментировать с различными стилями отношений. Группа представляет собой своеобразный остро­вок мира, в котором ребенок с помощью педагога и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробо­вать его новые  формы и средства. Наблю­дая происходящие в группе взаимодействия, участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившую­ся эмоциональную связь при опенке собственных чувств и поведения, у них развивается умение фиксировать и делать предметом рассмотрения актуально переживаемые эмоции, формируются на­выки социальной перцепции.

 

Потенциальное преимущество условий группы  - это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей. Это достигается благодаря обязательному групповому обсуждению каждого занятия в целом и всех его фрагментов. Обратная связь не только позволяет членам группы контролировать и исправлять свое неадекватное поведение, но и повышает коммуникативную компетентность детей, способствует развитию их "эмоционального интеллекта" и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

 

Крайне необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Необходимо, чтобы каждый член группы сохранил бы свою индивидуальность, согласуя свои интересы с интересами группы. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.

 

Опыт, приобретаемый в специально организованных группах коррекции поведения, помогает решению проблем, возникающих при межличностном взаимодействии ребенка в семье и школе. Такие скрытые факторы, как социальное давление, манипулиро­вание партнером, взаимовлияния, повседневно существующие в школе, в компании друзей, семье, осознаются, становятся очевидными в психокоррекционной группе, воздействуют на индивиду­альные жизненные установки и способствуют изменению поведе­ния. В результате аффективные переживания, происходящие в искусственно создаваемой обстановке, могут естественно перено­ситься во внешний мир, способствовать личностному росту ребенка и коррекции его поведения.

 

В соответствии с этими теоретическими положениями, программы групповой коррекции призваны решать следующие задачи:

1.  Совершенствование социальных умений посредством груп­пового опыта у тех детей, которые нуждаются в тренинге элемен­тарных социальных навыков.

2.Стимуляция активности ребенка в развитии адекватной са­мооценки, дружеских отношений, творческих способностей и в подавлении аффективных реакций и застенчивости.

 

Важным условием эффективного применения игровых коррекционно-развивающих игр является, во-первых, соответствие каждой игры возрасту и уровню психического развития ребенка, от которого, в частности, зависит и уровень общения ребенка, и, соответственно, характер нарушений поведения.

 

В нашей практике мы используем различные методы групповой коррекции общения. Так, например, для развития сензитивности используется игра «Рисун­ки на спине». Дети сидят в кругу спиной друг к другу и рисуют то, что как они по­няли, нарисовали им на спине. Эту игру очень любят дети младшего возраста.

 

Важная составляющая групповой работы - обучение способам выражения своих чувств адекватным образом (особенно актуально это для агрессивных детей). Здесь эффективно использование ролевой игры, групповой дискуссии. Детей разделяют на несколько групп, каждая из которых после обсуждения должна показать за­данную психологом ситуацию, а другие должны отгадать, что это за ситуация (например, ситуация в школе, магазине, транспорте, больнице и т.д.). Развитие дружеских отношений и групповой сплоченности происходит в тот момент, когда малые группы об­суждают ситуацию, которую будут демонстрировать другим груп­пам. Причем целесообразно менять состав групп, чтобы трениро­вать внутри- и межгрупповые взаимодействия.

 

Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения. Мы можем упражняться с ними в принятии справедливого группового решения. Также мы можем помогать детям видеть и понимать те возможности, которые в нашей культуре подавляются или искажаются. Например, можно обратить их внимание на то, что самый лучший подарок — это наше время и внимание, а не какая-либо очень дорогая вещь.

 

Необходимо уделять время также тренировке невербальных средств общения, таких, как жесты, мимика, пантомима и др. («Перебежчики и охранники», «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Совместный счет» и др.). Эти игры  способствуют развитию социальной перцепции.

 

Большое внимание в групповой работе уделяется развитию по­зитивных качеств взаимодействия в группе (эмпатия, доверие и др.), а также развитию дефицитарных регуляторных функций, та­ких, как внимание, контроль поведения, двигательный контроль (особенно актуально это для детей младшего возраста). Здесь очень хорошо подходят всем известные игры «Поводырь и слепой», «Зеркало», «Карандаши» (Грецов А.Г.), «Иван да Данила» (Фопель), «Запоминание позы» (А.Г. Грецов) и др. 

 

Дети любого возраста любят игру «Маятник» («Круг доверия», «Восковая свечка»). Все участники группы становятся плотно друг к другу и образуют круг. В центр круга входит один из участников, это - маятник, он закрывает глаза и мак­симально расслабляется; его раскачивают остальные участники группы. Желательно, чтобы на месте маятника побывал каждый ребенок в группе. Большой популярности пользуется упражнение «На пальцах» (А.Г. Грецов). Доброволец ложится спиной на парту, вокруг него становится 8-9 человек, которые подкладывают под его тело указательные пальцы. По команде ведущего они поднимают руки до уровня плеч. Упражнение ярко демонстрирует, как при четкой координации действий внешне невыполнимая задача легко выполняется с минимум усилий.

 

Групповая коррекция общения эффективно использует методы двигательной терапии «Имя-движение», «Поворот в прыжках» («Шеренга») (А.Г. Грецов), «Слепой танец» (К.Фопель) и др. Положительный образ собственного тела способствует самопринятию ребенка. Танцы, физиче­ские упражнения в группе дают уникальную возможность безо­пасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Для детей младшего возраста хорошо использовать различные музыкальные разминки. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

 

Для тренировки способности к дружескому взаимодействию плодотворно проведение в группе рисуночных техник. Дети любого возраста охотно рисуют. Правда, иногда бывают случаи нежелания ребенка рисовать, аргументируя неумением. Однако, мы стараемся преодолеть это сопротивление либо оказав практическую помощь в прорисовывании отдельных предметов, чаще всего мы прибегаем к помощи участников группы (дети охотно оказывают помощь), либо показывает ребенку, что качество рисования не играет здесь никакой роли, и даже реальные предметы мы можем при желании изобразить абстрактно. Этими упражнениями можно стимулировать осознание собственных чувств и эмоций (индивидуальное рисование), многие упражнения очень полезны для анализа межличностных взаимоотношений и конфликтов (рисование с партнером), можно иссле­довать также ролевые взаимоотношения в группе и влияние членов группы на индивидуальное творчество (групповое рисование). Хороший результат дает упражнение «Несуществующее животное» (И.А. Фурманов). Сначала дети рисуют несуществующее животное индивидуально и рассказывают о нем. Затем  они объединяются в «стадо» с теми животными, которые им кажутся привлекательными, выбирают вожака, придумывают девиз, знакомят остальных с информацией о своей группе и рисуют одно животное и рассказывают о нем. Завершает упражнение групповой рисунок одного животного, где каждый вносит свою лепту в рисование.

 

Развитие адекватной самооценки достигается благодаря тому, что дети в конце занятия ставят оценки себе и другим за поведение и понимание заданий, причем эти оценки коллективно обсуждаются. Здесь порой вскрываются антипатии и симпатии, но мнение коллектива позволяет объективно оценить повеление каждого школьника. Очень полезны такие упражнения, в которых дети подчеркивают положительные стороны друг друга и отмечают свои успехи «Браво!» (К. Фопель), «Тетрадь моих достижений» (К. Фопель). и др. В конце заня­тия можно проводить «Хвасталки», «Похвалилки», где дети хвалят друг друга и отмечают, что у каждого сегодня хорошо получилось.

 

Если говорить о критериях результативности, можно вычленить три компонента эффективной групповой коррекционной работы с детьми: когнитивный (знания об общении, о себе и других), поведенческий (развитие коммуникативных навы­ков и решение своих проблем) и эмоциональный (самопринятие и толчок к саморазвитию).

 

В заключении хотелось бы отметить, самое важное, что дети могут вынести из школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Гражданское и нравственное воспитание в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее результативно именно в практической работе, имеющей коллективный характер. Постоянная помощь и взаимозависимость при возможности  проявления своих способностей и сохранении собственной индивидуальности помогает сформировать правильное отношение детей друг к другу. Специфика групповой коррекции коммуникативных способностей и связанных с ними особенностей личности ребенка заключается в том, что в группе ребенок чувствует себя принятым и принимающим, он пользуется доверием и доверяет, окружен заботой и заботится, получает помощь и помогает. Все это требует от педагогов большого такта, гуманности, профессионального мастерства и творческого подхода к делу, который позволяет объединить растущего человека с обществом.

 

Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время, оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений.

Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем.

 

Приложение: Конспект занятия «Заюшкина избушка» 

Литература

  1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности/ Д.И. Бойков. – СПб: КАРО,2005. – 288с.
  2. Грецов А.Г.  Тренинг общения для подростков/ А.Г. Грецов. – СПб.: Питер,2007. – 160 с.
  3. Котышева Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья/Е.Н. Котышева. – СПб.: Речь; М.: Сфера,2010. – 112 с.
  4. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и родителей/ Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь,2007. – 368 с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: в 4-х томах/ К.Фопель -  М.: Генезис, 1998 - 160 с.
  6. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения/ И.А. Фурманов. – М.:ВЛАДОС, 2004. – 351 с.

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн