Официальный сайт isprras 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированное коррекционно-развивающее занятие «Моя семья» для обучающихся 6 - 7 классов

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие  «Моя семья»

  для обучающихся 6 - 7 классов

 

 

Свечникова Светлана Анатольевна, учитель-логопед

КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

 

 

Формирование личности человека происходит в ходе деятельности и общения. Задача подготовки обучающихся с проблемами в развитии к полноценному общению в устной и письменной форме выдвигается в настоящее время на первый план. Эффективность коррекционной работы  с детьми, имеющими лёгкую степень умственной отсталости, во многом зависит от средств и методов, обеспечивающих становление и совершенствование связной письменной речи обучающихся.

 

Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития.

 

Нарушения речи детей данной категории носит системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи детей с лёгкой умственной отсталостью характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются. В свою очередь нарушения устной речи ведут к нарушениям письменной речи.

 

Становление связной устной речи у умственно отсталых школьников осуществляется замедленными темпами и очень длительно задерживается на этапе вопросно-ответной формы речи, что совершенно не способствует успешной социализации ребёнка в обществе, затрудняет его общение с окружающими и в дальнейшем влечёт за собой  различные жизненные проблемы.

 

Обучающиеся старших классов школы-интерната - будущие выпускники, члены общества, будущие родители и супруги. В данный период школьного обучения обучающиеся приобретают знания, умения, навыки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшего приобретения социального опыта.

 

В условиях сопровождения ребёнка с ОВЗ в данном образовательном учреждении, объединение усилий учителя-логопеда и социального педагога позволяет использовать различные формы работы, дающие возможность для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирования положительной жизненной перспективы и адекватной оценки своих возможностей, что обеспечит успешную социально-трудовую адаптацию выпускнику специального (коррекционного) учреждения.

 

Одна из актуальных форм деятельности, реализуемых на практике – проектная. Проектная деятельность позволяет своевременно и комплексно воздействовать на все компоненты психики подростка в их системном единстве, способствующая воспитанию человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты своей деятельности и брать на себя ответственность за свои поступки.

 

В рамках проектной деятельности обучающиеся в библиотеке, под руководством социального педагога, знакомились со статьями Конституции РФ, Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, защищающими права семьи и детей. В проектную деятельность также вошло изучение произведений устного народного творчества о семье, быте, традициях под руководством учителя-логопеда, коллективное изготовление стенгазеты «Семейные традиции».

Продуктом изучения вопроса «Семья» стало итоговое интегрированное занятие с учащимися 6 – 7 класса по теме "Моя семья".

 

Тема: Моя семья.

 

Цель:  формирование устной  связной речи, коллективное решение главных вопросов связанных с понятием "Семья", какие бывают семьи, выяснение причин создания семьи.

 

Задачи:

- формировать убеждения о важности роли семьи и школы в жизни человека;

- формировать умение составлять полный ответ на вопрос;

- обогащать словарный запас и развивать практическое умение пользоваться им;

- давать определение понятию "семья";

- характеризовать различные виды семей;

- называть причины создания семьи;

- объяснять взаимоотношения семьи и государства;

- формировать духовные и нравственные качества, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности;

- воспитывать чувство товарищества, сопричастности к школьному сообществу;

- воспитывать уважительное отношение к семье, школе.

 

Оборудование: плакаты с высказываниями: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Семья – это та среда, где человек учится творить добро» Л.Н. Толстой,  газета «Семейные традиции», мультимедийный проектор.

 

Демонстрационный материал: плакаты с ребусами, сборная ромашка, презентация "Семья - ячейка общества", фоторяд «Школьная жизнь», музыкальное оформление. Карточки со словами: папа, мама, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя, племянники, зять, тёща, свёкор, свекровь.

 

Раздаточный материал: цветные карандаши, карточки с заданиями к упражнениям «Незаконченные предложения», «Восстановление пословиц».

 

Место проведения: актовый зал школы.

 

Ход занятия:

I.  Вводная часть.

Логопед: Ребята, тему нашего занятия мы сможем назвать, разгадав эти ребусы. (Ребусы: ЯЯЯЯЯЯЯ, 7Я)

Учащиеся отвечают, что тема занятия "Семья".

Логопед: Что значит слово семья?

Учащиеся отвечают, что это люди, живущие вместе и являющиеся родственниками.

(Составление схемы родственной связи на магнитной доске: папа, мама, дети, бабушка, дедушка, внуки, тётя, дядя, племянники, зять, тёща, свёкор, свекровь.)

II. Основная часть

1.(Звучит марш Мендельсона, после прослушивания отрывка, социальный педагог задаёт вопросы ученикам)

Социальный педагог: Знакомы ли вы с этим произведением? Какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением?

Учащиеся узнают произведение и называют событие: свадьба, создание семьи.

На экране появляется слайд "Семья - ячейка общества".

Социальный педагог: Давайте выясним, почему семью называют ячейкой общества.

Дети выясняют, что ячейка - составляющая, мелкая часть в составе какого-нибудь объединения, а значит семья - часть общества.

Игра "Этапы рождения семьи"

Социальный педагог предлагает расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности:

1. Встреча.

2. Образование малой группы.

3. Брак.

4. Обязанности относительно друг друга.

5. Рождение детей.

6. Обязанности по отношению к детям.

Постановка проблемы социальным педагогом: "Нужна ли человеку семья?",

"Что семья даёт человеку?",

 "Для чего люди создают семьи?",

 "Что является основой крепкой семьи?"

Обучающиеся составляют полные ответы и выдвигают свои версии:

- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

- Когда мужчина и женщина хотят воспитывать вместе детей, когда хотят помогать и поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

- Основа семьи - любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами.

Социальный педагог: Ребята, какие бывают семьи?

(Ответы детей на основе жизненного опыта: многодетные, семьи в которых нет детей - бездетные, малоимущие, состоящие из одного человека, полные, неполные.)

Социальный педагог объясняет, что семьи бывают одно поколенные, двух поколенные, трёх поколенные.

(Показ слайдов презентации).

Социальный педагог рассказывает о статьях Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребёнка, защищающих права семьи и детей.

2.  Упражнение "Незаконченные предложения"

Логопед: Ребята, возьмите листы, на них написаны незаконченные предложения, завершите их и запишите.

(Моя семья будет...., Я хочу создать такую семью...., В моей семье будут...., У меня в семье будет ....).

Ученики записывают на листах бумаги.

Логопед зачитывает образцы  завершённых предложений

Упражнение "Восстановление пословиц"

Логопед: Ребята, перед вами части пословиц, нужно найти правильное продолжение и записать.

(1а - Вся семья вместе,  1а - так и душа на месте.

2а - Работящая семья и: 2б - землю превратит в золото.

3а - В семье любовь да совет: 3б - так и нужды нет.

4а - В гостях хорошо,: 4б - а дома лучше.

5а - Дети не в тягость,:  5б - а в радость.)

Поочерёдное прочтение восстановленных пословиц и объяснение их значения.

 Упражнение "Школьная семья"

Логопед: Очень много времени мы проводим в школе. А можно ли класс назвать семьёй? (Варианты ответов).

Логопед: У нас с вами тоже школьная семья, и впереди годы учёбы, жизни. И как  в любой семье нам тоже нужны тепло, уют. уважение. Мы тоже должны заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит, у каждого из нас есть свои обязанности. Каковы ваши обязанности в семье?

(Ответы учеников)

Логопед: Точно так же у нас в классе - никто не придёт и не наведёт порядок, никто не может учиться за нас. Каждый может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло  и уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.

(Обучающиеся составляют правила по незаконченным предложениям)

Мы будем:

- Называть друг друга по именам.

- Защищать наших друзей, если их обижают.

- Помогать им в беде.

- Помогать им в учёбе.

Мы не будем:

- Грубить друг другу.

- Пускать в ход кулаки.

- Говорить друзьям обидные слова

 

Социальный педагог. С июля 2008 в России отмечается День семьи, любви и верности  и символом этого праздника является ромашка (обращает внимание детей на ромашку на магнитной доске, в центре цветка надпись - семья)

Логопед. Ребята, давайте прикрепим лепестки-пожелания к нашей ромашке.

(Ученики  выбирают и прикрепляют лепестки со словами -пожеланиями: доброта, ласка, забота, внимание, радушие, радость, счастье, участие).

 III. Заключительная часть, итог.

Социальный педагог: Ребята, что вы узнали на занятии?

Что запомнилось?

(Ответы обучающихся)

Логопед: Разрешите ещё раз прочесть ваши пожелания: добра вам, заботы, внимания, радушия, участия, радости и счастья в ваших семьях нынешних и будущих.

Занятие заканчивается мелодией «Родительский дом» и демонстрацией фоторяда «Школьная жизнь»

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн