Официальный сайт physbook 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогическое сопровождение при адаптации 5 классов в профессионально-трудовом обучении

Педагогическое сопровождение при адаптации 5 классов

в профессионально-трудовом обучении.

 

 

Шаверина С.С., учитель трудового обучения

КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

 

Общая задача трудового обучения в специальной (коррекционной) школе состоит в подготовке обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни  и труду.

 

Трудность решения этой задачи обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно-отсталым детям, имеющим стойкие нарушения высших психических функций  вследствие органи­ческого поражения головного мозга. Это выражается в нарушении познавательной деятельности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Проблема адаптации учеников требует особого внимания  при переходе обучающихся из начальной школы в 5 класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями раннего  подросткового возрастного периода.

 

Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.

 

Педагогическое сопровождение в профессионально-трудовом обучении направлено на предупреждение и преодоление трудностей в учебе, сохранение здоровья и эмоционального благополучия каждого учащегося в новых условиях обучения.

Трудовое  обучение в 5 классе ведется в соответствии выбранного профиля обучения.

При выборе  направления трудового обучения учитывается:

1. Желание ребенка

2. Рекомендации учителя выпускного класса  начальной школы

3. Рекомендации  медицинского работника

4. Рекомендации психолога

 

5 класс – это «класс наблюдения», изучения индивидуальных особенностей вновь прибывших детей, адаптации пятиклассников к обучению на новой ступени в среднем звене, поэтому учитель трудового обучения находится в тесной взаимосвязи с педагогами ОУ: классным руководителем, воспитателем и специалистами (учителем-дефектологом, учителем – логопедом, психологом и социальным  педагогом).

 

Профессионально-трудовая подготовка требует от ребенка максимальной затраты умственных способностей и возможностей, так как  при освоении программы по трудовому обучению обучающиеся получают объем знаний и  профессиональных навыков, необходимых для прохождения итоговой аттестации - экзамена по трудовому обучению.

 

Швейное дело - профиль трудового обучения, программа которого предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея - мотористка женской и детской легкой одежды.

 

В швейной мастерской обучающиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приемами труда и умениями планировать свои трудовые действия, анализировать результаты. Школьники обучаются построению чертежей изделий и их пошиву. Ученицы приобретают умения работать на швейном оборудовании.

 

В трудовых мастерских в начале обучения очень важно достичь эмоционального комфорта для учеников на занятиях и сформировать устойчивую учебную мотивацию, готовность к преодолению трудностей.

 

Трудовое обучение по профилю швейное дело требует от учащихся достаточно высоких трудовых возможностей и умений, поэтому в период адаптации обучающихся, учителем отслеживается:

1 Интерес учащихся к выбранному профилю

2.Соответствие возможностей и способностей обучающихся выбранному профилю

3.Уровень овладения учениками общетрудовыми умениями  и трудовыми действиями по профилю обучения.

 

Оценка профессиональных и личных интересов обучающихся по направлению трудовое обучение проводится следующим образом: в начале обучения обучающиеся заполняются анкеты, в которых просматриваются их интересы, соответствие выбранному профилю, а также анализируется интерес к швейному делу. (Анкета №1, Анкета №2),

Поскольку учитель профессионально-трудового обучения отвечает не только за формирование интереса к изучению швейного дела, но и за качество обученности обучающихся по предмету, поэтому тщательно анализирует результаты учебной деятельности  каждого обучающегося:

1.Анализ уровней овладения учениками общетрудовыми умениями и трудовыми действиями по профилю обучения по итогам 1 четверти, который просматривается через Карту отслеживания трудовых действий обучающихся. (Карта отслеживания трудовых действий учащихся 5 класса (швейное дело) 20____ - 20 ____ учебный год)

2. Изучение уровней развития в трудовом обучении, показателями развития (критериями) которого являются: самоконтроль, усвоение профессиональных приемов труда, сформированность профессиональных двигательных навыков, работоспособность, понимание объяснения учителя, усвоение технико-технологических знаний, формирование оперативного образа объекта труда, планирование трудовой деятельности.

 

Каждый критерий имеет свой уровень развития и оценивается по балльной системе.

Вся эта диагностика проводится в 5 классе 3 раза в год:

  1. Стартовый  контроль
  2. По итогам 1 полугодия
  3. По итогам года

 

Анализ педагогической диагностики в период адаптации 5 класса представляется на школьном Психолого-Медико-Педагогическом консилиуме, который проводится по плану ОУ в течение учебного года.

 

Педагогами коллегиально обсуждается адаптации пятиклассников, степень овладения учениками общетрудовыми умениями и трудовыми действиями по профилю обучения, отслеживается работа по программе изучения уровней развития в трудовом обучении.

 

Вся эта информация отражается в дневниках индивидуального сопровождения учащихся.

 

Период трудовой адаптации в 5 классе – самый сложный и самый важный, так как если этот период завершен успешно, то и направление трудового обучения будет соответствовать возможностям и способностям ребенка, что позволит ему освоить программу профессионально-трудового обучения, успешно сдать экзамен по окончании школы и продолжить профессиональную подготовку по профилю.

 

Вся эта целенаправленная работа позволяет подготовить выпускников специальной (коррекционной) школы к обучению в профессионально-техническом училище, помогает профессионально определиться,  адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

 

Приложение

Анкета №1

1.Тебе нравится выполнять изделия?

а)  да

б)  не очень

в)  нет

2. Какие изделия делают в этой мастерской?

_________________________________________________________________________________

3. Нравится ли тебе работать на тех машинах и теми инструментами, которые есть в мастерской?

а)  да

б)  не очень

в)  нет

4. Легко ли тебе учиться  в этой мастерской?

а)  легко

б) трудно

5. Хочешь ли ты и дальше учиться в этой мастерской?

а)  да

б)  нет

6.Почему ты хочешь учиться в этой мастерской?

а)  нравится учитель

б)  получу хорошую профессию

в)  в этой мастерской легко учиться

Фамилия, имя ученика_______________________________________________

 

Анкета №2

ФИО_________________________________________________

Ученицы(ка)   ____класса   Дата рождения_____________

Профессия, о которой мечтаю, хочу   приобрести ______________________________________________

Виды занятий, которые мне интересны ______________________________________________________

Пожелания к урокам трудового обучения ____________________________________________________

 

 

Карта отслеживания трудовых действий  учащихся 5 класса

(швейное дело)                 20____ - 20 ____ учебный год.

 

 

Вид труда

 

Тема

 

Класс

 

Дата

 

 

Операция

Фамилия, имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн