Официальный сайт rosregistr 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ: «ЗА» И «ПРОТИВ» учебно-исследовательский проект по русскому языку

Выберите действие:

МКОУ Михайловская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЛОДЁЖНЫЙ СЛЕНГ:

«ЗА» И «ПРОТИВ»

учебно-исследовательский проект по русскому языку

 

 

 

Автор: Рубцов Евгений

МКОУ Михайловская СОШ

Чулымского района

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Белышева Валентина Васильевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………3

Характеристика молодежного сленга………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………..9

Список использованных источников и литературы………………………...10

Приложения……………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

      «Самая большая ценность народа – его язык», - сказал Д.С.Лихачев в своей книге «Раздумья».   Его развитие не стоит на месте, оно постоянно в движении. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М.Горький)

    Языковая норма – совокупность правил построения языкового высказывания. Язык неоднороден, на всех языковых уровнях одно и то же содержание может быть передано разными элементами языка. Языковая норма, опираясь на традиции и авторитет и оперируя понятиями «хорошо» - «плохо», «допустимо» - «недопустимо», «культурно» - «некультурно», выбирает одно и отвергает другое. Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Нормой речевого поведения принято считать вежливость. Несмотря на то, что формулы вежливости – это традиционно «охраняемая» сфера лексики, на некоторые из них мода меняется. Особенно в среде молодёжи.

Целью исследования является:

- знакомство с особенностями и изменениями лексики современного молодежного языка;

- попытка показать пагубное влияние неустойчивого культурно-языкового состояния современного общества на речь подростков и их духовно-нравственное развитие.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- определить отношение подростков к молодежному сленгу

- выявить причины и источники молодежного жаргона

 

 

 

 

 

II. Характеристика молодежного сленга

     Молодёжный сленг является средством общения большого количества людей, объединенных возрастом. Носителями сленга являются, как правило, люди 12 – 30 лет.

      Исследователь молодежного сленга А.К.Бабина утверждает, что термин «сленг» появился в русской лексикологии относительно недавно. Проникновение этого слова в русский язык было связано с изучением англоязычных культур.

     В словаре О.С.Ахмановой даны два понятия термина «сленг»:

1. Разговорный вариант профессиональной речи.

2. Элементы разговорного варианта той или другой профессиональной или социальной группы, которые, проникая в литературный язык или вообще в речь людей, не имеющих прямого отношения к данной группе лиц, приобретают в этих разновидностях языка особую эмоционально-экспрессивную нагрузку.

Значение слова «сленг» близко к понятиям «разговорной речи» и «просторечия». Это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормами русского языка.

     Многогранен современный молодежный жаргон. Рассмотрим один только пример - слово «понт». «Понт» в современном жаргоне означает напускную заносчивость, высокомерие, хвастовство. Эти значения можно найти в «Словаре Большого города» Осипова. А «Словарь молодежного сленга» уточняет, что «понт» связан с обманом – это хитрость, уловка, с целью создать видимость чего-либо.

«Взять на понт» - действовать обманом, хитростью, «понты кидать» - рисоваться перед кем-либо, «дешёвые понты» - высокомерие, не имеющее под собой оснований, «без понта» - синоним слов бесполезно, безнадежно. Не менее популярно и наречие «беспонтово». «Понтировать» - в современном жаргоне, как указывает словарь молодежного сленга Никитиной, означает обманывать, хитрить. Автор «Словаря русского арго» В.Елистратов отмечает, что современный «понт» пришел из уголовного жаргона. Так называли шулера, воровской прием, отвлечение внимания жертвы во время азартных игр. «Крепким понтом» называли неопытную жертву, «готовить понта» - искать жертву.

 Слово это имеет латинские корни. Pons значит мост. Как уточняет энциклопедия Брокгауза и Ефрона, жрецы, носившие это имя, первоначально должны были наблюдать за ремонтом и постройкой свайного моста в Риме. В религиозном отношении он имел огромное значение. То есть первоначально «понт» действительно означал высокую миссию, однако при переходе в жаргон подлинное превосходство превратилось в ложное.

Приведенный пример со словом «понт» подтверждает лишний раз многогранность, многозначность каждого слова из молодежного сленга.

     Речь современной молодёжи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Иногда в диалоге подростка и взрослого человека взрослым сложно понять, о чём говорит подросток. Тот же в свою очередь удивлён, почему его не понимают.

     За последние годы особенно среди молодежи заметны признаки духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанные с языковыми потерями.

     В самом деле, есть о чём беспокоиться: по данным последних исследований степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33 % для девушек (т.е. зашибись, улёт, отпад, супер, стрёмно и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения). В речи молодёжи имеет место такая опасная болезнь,  как сквернословие. Это истинное зло. Такой язык грозит стать уже нормой. Анкетирование показывает: из 37   опрошенных обучающихся 7 – 11 классов употребляет в своей речи сленг часто – 21 человек (57%), иногда – 15 человек (41%). Один из опрошенных (2%)  ответил, что он никогда не употребляет жаргонов в речи. (Приложение 2)

     Удивляться, однако, нечему. Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, - становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.  48,6  % опрошенных на вопрос «Из каких источников молодые люди узнают слова молодежного сленга» указали, что такие слова узнают из модных песенных хитов, 27 % - от друзей, 24 % - из теле- и радиопередач. (Приложение 3)

     Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп – культуры, престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен («Мне всё по барабану» - группа «Сплин», «Нам с тобою было супер» - группа «Леприконсы»).

(Приложение 4)

    

     Следует сказать, что идеального, неиспорченного русского языка никогда и не существовало. Блюстителям языка всегда было за что бороться. В 20-30 годы разговорную речь захлёстывали волны уличной стихии – беспризорников, воров, - а также митинговый язык революционных матросов и солдат (от них – обращение братишка).  «Шершавый язык плаката» стал языком поэзии Маяковского. Остро вставал вопрос о сохранении литературного языка.

    Что же теперь? С какой стихией бороться сегодня?

     В настоящее время жаргон нередко преподносится как противоположность культуры речи. Кажется, всё ясно. Объект борьбы – жаргон.

     Но как видно, это явление далеко не новое в нашей языковой истории. Сленг – это постоянное словотворчество, в основе которого лежит принцип языковой игры. Комический, игровой эффект является главным в сленговом тексте. Молодому человеку важно не только «что сказать», но и «как сказать», чтобы быть интересным окружающим.  98 % опрошенных указали, что употребляют сленг  в общении с друзьями, потому что это модно (27 %), , чтобы было смешно и не было скучно (24 %).

     Почему, если молодёжь знает, как говорить правильно, она говорит неправильно. Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи, зная престижные, нормативные.

Да просто потому, что у неё другая система ценностей, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главное – элемент шока, встряски. Стихия, питающая молодежный жаргон, - всё новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, речь наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский язык (из жаргона компьютершиков – не грузи меня, тащусь, торчу – из жаргона наркоманов). Не секрет, что именно таким языком говорят герои новых мультфильмов, многих компьютерных игр. Заимствованные слова переосмысляются в игровом, ироническом ключе. Когда слово устаревает, затирается от частого употребления, появляется потребность его заменить, обновить образ. И часто это происходит в народной речи, в молодёжной среде, среди людей, умеющих пошутить. Не менее успешно пошутили и наши предки, употребив вместо уста ироническое слово рот (то, чем роют, рыло).

     Другой игровой приём, используемый в жаргоне, - это сближение слов на основе звукового сходства: лимон вместо  миллион, емеля вместо e-mail. Вспомним хотя бы историю топонима Царское село (из Сарское село, от финского saari – остров).    Особое место в молодежном сленге занимает «школьный» жаргон. Часто употребляемые определения оценок: двойбан, банан, твикс – двойка, тройбан, трюндель – тройка, баунти, отпад, отлэ –пятерка.

   Это исторически заслуженный способ развития языка. И шутка, игра – это позитивный элемент молодежной речи. Вряд ли кто-нибудь может всерьёз бороться с этим.

 

Но есть и другая, не менее важная характеристика молодёжной речи: 

  • нестабильность, постоянная изменяемость жаргона.

Не успев закрепиться, одни формы уступают место другим: так, например, не столь давнее жаргонное мани (деньги) заменили баксы, бабки, бабло.

Ещё один признак молодежного жаргона:

  • неопределенность, размытость значений входящих в него слов.

Стрёмно, круто, я прусь может быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Например, опрос показывает: слово «прикольно» - означает весело, хорошо, интересно, смешно, красиво, слово «отпад» - очень хорошо, великолепно, стрёмно, удивительно, чудо, смешно, хорошо выглядеть, совсем, нет слов выразить свои чувства.(Приложение 5)

Кроме расплывчатых значений они имеют свои грамматические особенности:

  • это уничижительные суффиксы - -няк, -ня (отходняк, депрессняк, тусня), фамильярные суффиксы в личных именах (Димон, Колян, Юрец).

И, наконец, это

  • заимствования из просторечной лексики.

Д.С.Лихачев называл подобное явление примитивизмом речи и считал болезнью языка. Вот с этой болезнью и следует вести борьбу. Для неё характерно, что молодёжь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа (меня колбасит, пойду поколбашусь). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов – «паразитов». Ведь  40,5 %   опрошенных указывают, что употребляют сленг, потому что затрудняются выразить свои мысли литературным языком и при толковании слов молодежного сленга испытывали затруднения в подборе литературных синонимов. Современная молодежь часто использует эти слова как своего рода междометия или просто способы связи предложений. Такие словечки появляются и в школьных сочинениях.

III. Заключение

      Итак, основное заслуживающее осуждения качество молодёжного жаргона – его выраженный примитивизм. Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь. Такая речь малопривлекательна и вряд ли может служить свидетельством вкуса и красноречия. Скорее это свидетельство той самой языковой болезни  - примитивизма, бездумности и отрицания норм. К сожалению, есть в этом и вина взрослых, ведь 13,5 % опрошенных указали, что узнают сленг из речи взрослых.

      Наш предмет называется «русский язык». Тот самый великий, могучий и свободный. Он не боится жаргона и заимствований, он не может быть изуродован модной волной или появлением на экране людей без высшего образования. Но необходимо более пристальное внимание к языку, языковым нормам на всех уровнях.  Нужно проявлять интерес к тому, что происходит в языке и верить в мудрость народа – языкотворца: шелуха слетит, нужное останется. А иначе язык не сможет развиваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Борисенко Н. Печальный знак времени, или сквернословие. // Русский язык № 4, 2000 г.
  2. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ф.П.Филин. – М.: «Советская энциклопедия», 1979. – 432 с.
  3. Федорова Л.Л. Современная молодежная речь: норма или антинорма? // Русский язык № 4, 2000 г.
  4. Языковые нормы. Серия «Эрудит». Язык и фольклор. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 192с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

АНКЕТА

«МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ»

Дорогой друг!

Цель этой анкеты – выявить  отношение к жаргону и причины употребления сленга молодыми людьми. Нам нужны только искренние ответы.

 

1. Пол (подчеркнуть): мужской, женский

2. Возраст _________

3. Употребляете ли вы в своей речи сленг?

    А) часто

    Б) иногда

    В) никогда

4. Если «да», то какие слова __________________________________________

                                               ___________________________________________

5. Если «да», то в каких ситуациях ____________________________________

                                                __________________________________________

6. Почему большая часть молодежи в разговоре между собой употребляет сленг?

    А) чтобы было смешно, не скучно

    Б) чтобы быть интересным рассказчиком

    В) с трудом удается выражать свои мысли литературным языком

    Г) не желают выделяться

    Д) модно

7. Из каких источников молодые люди узнают слова молодежного сленга?

    А) из речи взрослых

    Б) из теле- и радиопередач

    В) из книг

    Г) из модных песенных хитов

    Д) других (укажите каких) ______________________________________

 

8. Замените слова молодежного сленга литературными синонимами:

 

Прикалываться

Прикольно

Угорать

Колбаситься

Отпад

Взять на понт

Заколебать

Стрёмно

Тащусь

 

 

 

9. Является ли употребление сленга в общении со сверстниками  нарушением норм речевой культуры?

а) да

б) нет

 

10. Является ли употребление сленга в общении с взрослыми, в школьных сочинениях  нарушением норм речевой культуры?

а) да

б) нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Диаграмма 1.

Употребление сленга в речи школьников 7 – 11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Диаграмма 2.

Источники, способствующие пополнению сленга в речи школьников

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Примеры употребления сленга в текстах песен современных популярных музыкальных коллективов и исполнителей.

 

  1. «…мы сегодня будем круто зажигать» - Cj Кокетка
  2. «…что диджей нам врубит», «весь пипл будет в шоке» - Серёга
  3. «Неясно дальше как у нас покатит» - Chupacabra
  4. «…на дискотеку все диджеи опоздали, обкурились и спят. Стопудово…» - Леприконсы
  5. «Обкумаренные мысли гнездятся в голове…» - Джей Джей и Оленька
  6. «И вообще должна признаться, что люблю я тусоваться» - Мурзилка feat
  7. «…тебя увидев, я должна упасть или хотя бы обалдеть» - Ольга
  8. «…зажигай бэби жизни» - Роман
  9. «…достаёшь меня звонками» - Скорпион

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Толкование слов молодежного сленга школьниками 7 – 11 классов

 

Прикольновесело, хорошо, интересно, смешно, красиво.

 Отпад - очень хорошо, великолепно, стрёмно, удивительно, чудо, смешно, хорошо выглядеть, совсем, нет слов выразить свои чувства

Прикалываться – подшутить, смешить

Угорать – смеяться, веселиться,

Взять на понт – обмануть, типа спросить что-то, разыграть, обдурить, напугать, взять честное слово, поймать на чем-нибудь, развести

Заколебать – надоесть, достать, поколебать веру во что-либо

Стрёмно – старое что-то, страшно, некрасиво, не модно, не очень, неприятно, непривычно, не весело, не смешно

Тащусь – наслаждаюсь, хорошо, нравится, расслабляюсь, хорошее настроение, получаю удовольствие, отдых, веселюсь, приятно

Колбаситься – развлекаться, наслаждаться, надоело, веселиться, танцевать

Прикрепленный файл Size
проект.ppt 138.5 KB


Фото пользователя Галина Анатольевна Кузнецова

О проекте


Здравствуйте, Валентина Васильевна. Спасибо за проделанную работу. Но обратите внимание на теоретический материал, с которым предварительно вы должны были познакомиться (прикрепленный файл "Проектно-исследовательская деятельность"). Наша задача - научить детей правильно создавать и оформлять проекты. Обратите особое внимание в моей презентации на слайды №3,6,7,9,11. Успехов!



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн