Спортивный туризм как средство формирования личности в условиях реализации ФГОС.
Размещено: Александр Викторович Мальков - ср, 16/12/2015 - 22:24
В системе образования современной России наметились и претворяются в жизнь приоритеты, направленные на личностно-ориентированную педагогику, где ведущими становятся здоровьесберегающие технологии.
Ещё А. С. Макаренко говорил о том, что «нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить своё мужество».
В нашей школе с 2004 года функционирует кружок «Турист». До 2014 года деятельность кружка в основном была связана со спортивным ориентированием. Начиная с 2014 года, также активно работаем по направлению спортивный туризм (пешеходный туризм). В кружке занимаются 16 обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет. Занятия проходят два раза в неделю. Два раза в течение учебного года организовываем общешкольный туристический слёт, обычно в начале октября и в начале мая. В этом общешкольном мероприятии задействована большая часть учащихся 5-11 классов (85-90%).
Структура общешкольного туристического слёта такова: 1) спортивное ориентирование (прохождение маршрута с 5-10 КП с контрольным временем до 1 часа в зависимости от сложности и количества КП); 2) конкурсная программа.
В конкурсную программу, как правило, входит 5-7 этапов, например такие как:
прохождение КТМ по технике пешеходного туризма (как правило, дистанция 250-300 метров с 4-5 этапами – навесная переправа, параллельные перила, подъём, спуск, наведение бревна);
конкурс топографов;
конкурс «узлы»;
конкурс «медицина»;
определение азимута (или азимутальный ход);
спортивный конкурс;
конкурс туристский бивак (установка палатки, типы костров) и т. п.
Второй год команда нашей школы «Патриот» принимает участие в республиканских соревнованиях по спортивному туризму «Золотой карабин» и в республиканских соревнованиях по спортивному ориентированию.
Также компетенции, полученные на туристическом кружке, используются обучающимися на играх «Зарница» – в школе (проводим ежегодно 23 февраля), на районном и республиканском этапах.
В своей деятельности по данному направлению, столкнулись со следующими проблемами:
во-первых, это дорогостоящее снаряжение, что для образовательных организаций (особенно для сельской школы) обычно является непосильным приобретением (например, если для спортивного ориентирования затраты минимальны, то для снаряжения одного человека в спортивном туризме требуется минимум около 12-13 тыс. руб.);
во-вторых, неразвитость этого вида спорта в республике (провести полноценную тренировку практически невозможно в виду отсутствия специально оборудованных залов).
Если же говорить о спортивном туризме как средстве формирования личности в условиях реализации ФГОС, то исходя из личного опыта, пришел к некоторым выводам.
Спортивный туризм – не просто вид спорта, который развивает все основные физические качества человека – силу, ловкость, гибкость и выносливость (кстати говоря, пожалуй, не один из видов спорта не развивает их в такой степени гармонично), но он учит думать, причём думать в экстремальной ситуации. Он учит чувству локтя, умения работать в коллективе, принимать ответственные решения и развивает коммуникативные способности.
Какие сферы знаний включает в себя спортивный туризм? Это и физическая культура, и основы безопасности жизнедеятельности, это физика, медицина, краеведение и др.
Что же говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте по поводу его направленности и конечной цели образовательного (воспитательного) процесса?
В статье 1 пункте 4 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования говорится о том, что он направлен на обеспечение целого ряда важных положений, в том числе на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья и на обеспечение условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Занятия спортивным туризмом, по-моему, всецело соответствуют всем указанным положениям.
В этой же статье в пункте 6 даётся описание личностных характеристик выпускника, в том числе следующие:
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Перечень из пункта 6 не полный – я выделил те характеристики выпускника, которые бесспорно воспитываются благодаря занятию спортивным туризмом. Действительно, обучающийся занимающийся спортивным туризмом, преображается на глазах. К неуверенному приходит уверенность, недисциплинированный становится дисциплинированным, кто-то открывает в себе лидерские способности и т. п.
Занятия спортивным туризмом требуют постоянного совершенствования, преодолевая трудности, вырабатывается трудолюбие, настойчивость, воспитывается целеустремлённость, самообладание, воля.