Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Синквейн

Submitted by Ольга Федоровна Матюшинец on Fri, 08/01/2016 - 00:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матюшинец Ольга Федоровна
Место работы, должность: 

учитель-логопед МБОУ "Белогорская начальная школа - детский сад"

Регион: 
Ленинградская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Уровни образования: 
дошкольное образование
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Педагогика
Предмет(ы): 
Родной язык
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Метод развития образной речи.</p>

Использование инновационных педагогических технологий  в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»

 

 

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,

но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

 

       В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.  В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

     Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

Применение данной  методики помогает  создать  условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.  Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными  областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.  

 Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Говорят, что слово "синквейн" в вольном переводе означает - «пять удач» или «пять вдохновений».

   Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она любила японскую поэзию в виде танка и хокку.На их основоной идее и создала такой метод как синквейн.  Именно синквейны вошли в ее посмертный сборник стихов, вышедший в 1914 году.  В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями.    

      Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат. Очень многие методисты говорят о том, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Виды синквейна

   Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления: Здесь все зависит от вида синквейна.

1. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и его слоговая структура составляет 2-4-6-8-2 и состоит из 22 слогов. Если сравнивать с другими формами, то в хокку их 17, а в танка 31. авторы, которые предложили эту форму в дальнейшем разработали и ее варианты.

2. Обратный синквейн — синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

3. Зеркальный синквейн — синквейн из двух пятистрочных форм, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейн;

4. Синквейн-бабочка — это девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

5. Корона синквейнов — это 5 традиционных синквейнов объединенных в одно завершенное стихотворение.

6. Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая - из второго, последняя и последнего.

7. Дидактический синквейн - это смысловое содержание и сочетание частей речи, которые используются в каждой строке.

Актуальность технологии «дидактический синквейн»                                заключается в следующем:

 

  • Синквейн – открывает новые возможности, помогает оптимизировать работу воспитателя.

 

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

 

  • Синквейн гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических конструкций, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

 

 

  • Синквейн  совершенствует словарную работу, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.  

 

  • Синквейн носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и формирует фразовую речь, способствует развитию памяти, внимания, ассоциативного мышления.

 

  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

 

 

  • Синквейн является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

 

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово»,  «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение.
  • Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.
  • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
  • умение соблюдать интонацию;

 

7. Д. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами.

Структура синквейна

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово. Название. Чаще всего это существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет описания.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия) — они обозначают свойства предмета или признаков выбранного объекта или предмета, данного в первой строке. Описание.

Третья строка образована тремя глаголами, а также деепричастиями. Она описывает характерные действия или события, происходящие с предметами. Действие.

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Ну и в завершении пятая строка — резюме, итог, вывод. Синоним названия темы (обобщающее слово).

     Четкое соблюдение правил в синквейне необязательно. Например, для того, чтобы синквейн был интересным и полным в четвертой строчке можно использовать вместо четырех слов может быть три или пять, а в пятой-три или два. Также возможны варианты использования и других частей речи.

На  сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

 

 

Например:


Кто?   -  Медведь.
Какой?  -   Мохнатый, большой.
Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение  -   Зимой спит в берлоге.
Ассоциация  -   Зверь.

      Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

     На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

         Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

      Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

     На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

     Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

 

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

 О ЧЕМ МОЖНО НАПИСАТЬ СИНКВЕЙН?

Тема его может быть любой:

О природе;

О маме или папе;

О настроении;

О любимой игрушке;

Об изученном на занятии…

Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Синквейн с точки зрения педагогики

      Написание синквейна с точки зрения педагогики это свободное творчество, которое требует от автора умения находить в информационном материале самые важные и существенные моменты, затем обязательно подводить итоги. Делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Кроме использования заданий по составлению синквейнов на уроке литературы, также синквейны используются как итоговое задание для заключительной проверки знаний. Для синквейна характерна простота построения. Именно при простоте построения делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который быстро позволяет получить результат. В частности, знакомство с самим словом и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своих мыслей.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейнов помогает формировать и развить аналитические способности. У ребенка вырабатывается способность к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, а эффективность в развитии многих способностей на порядок выше: как интеллектуальных, творческих и образных. Кроме того, его рамки более жесткие, чем при написании сочинения. Из всего этого можно сделать вывод, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать в себе элементы всех трех основных образовательных систем у человека: информационной, деятельностной, личностно-ориентированной. Еще одной чертой синквейна является его вариативность.

Возможны варианты:

Различные варианты синквейнов часто способствуют разноплановому составлению заданий.

  • Синквейны могут составлять как один человек, так и группами до 5 человек.
  • Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Дидактический синквейн можно использовать:

  • Для закрепления изученной лексической темы.
  •  

 

  • Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:


Звуки речи.
Гласные, согласные.
Слышим, произносим, выделяем.
Звуки складываются в слоги.
Речь.

 

  • Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

 Белка.

 Пушистая. Рыжая.

 Прыгает, Скачет, Заготавливает.

 Белка живет в дупле.

 Дикое животное.

 

      В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

 

  • Составление синквейна по прослушанному рассказу;

 

  • Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:
  •  
  •  

 

  • Дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами, синквейн печатают.

 

  • Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с  воспитателем.

Синквейн — это уникальная форма стиха, выполняющая не только эстетическую и творческую функцию, но еще и функцию дидактического характера. Поэтому в современном образовательном мире есть целые методики, которые построены на составлении синквейнов.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.
В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.  

 

 

Источники и используемая литература:

  1. http://logoportal.ru/sinkveyn-v-rabote-logopeda/.html  Кузьменко Л. П., учитель-логопед, МБДОУ № 15, г. Амурск Амурского муниципального района Хабаровского края.

 

  1. http://otvet.mail.ru./question /4589679/ синквейны из личного архива Коровиной И.Н.

 

  1. http://aida.ucoz.ru


4. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы . Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


5.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»?  Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).


6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).


7. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).

8. Личный архив Макаровой Е. В. воспитателя МДОУ № 6 «Родничок» комбинированного вида» г. Оленегорск, Мурмнской области по лексическим темам.

                                                                                                             

 

 

 

Прикрепленный файл Size
новогодний синквейн.pptx 4.64 MB

»  Tags for document:

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн