Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности читателя на основе интегрированного подхода»

Submitted by Галина Михайловна Судоргина on Wed, 13/01/2016 - 23:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Судоргина Галина Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ "ООШ" города Кирсанова Тамбовской области, учитель начальных классов

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
рекомендации (советы) по обучению и воспитанию
Краткое описание ресурса: 
Опыт работы «Формирование коммуникативной компетентности читателя на основе интегрированного подхода» - базовая модель.

Опыт работы учителя начальных классов

МБОУ «ООШ»  города Кирсанова Тамбовской области

Судоргиной Галины Михайловны

«Формирование коммуникативной компетентности читателя

на основе интегрированного подхода»

 

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл

                                                                                               К.Д. Ушинский

  1. Актуальность  темы заключается в том, что умение читать приведет к повышению качества знаний.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети непросто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС)

На практике необходимо  научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и  применять их  в учебной  деятельности.

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

         2. Возникают противоречия:

- между ведущей ролью чтения в интеллектуальном развитии и слабо развитыми навыками чтения у школьников;

-между зависимостью качества образования от навыков чтения и недостаточным вниманием учителей к вопросу воспитания читателя;

-между высоким воспитательным потенциалом художественной литературы и снижением интереса  к  книге в современном информационном обществе.

3. Ведущей идеей опыта является:

Внедрение  системы интегрированного подхода в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества чтения,  к книге в современном информационном обществе.

4. Концептуальность.

- Использование интегрированного подхода к формированию навыков осознанного чтения позволит значительно повысить качество образования в целом;

-   Так как процесс познания у младших школьников  в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

-Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

5. Технология опыта.

Теоретическая база.

Постановка проблемы, поиск путей ее решения

Создание системы работы по обучению осознанному чтению:

отбор эффективных форм и методов;

пронизывание работой всех предметов и внеклассной работы;

нравственное воспитание в тесной связи с чтением;

привлечение к работе других педагогов и родителей.

Мониторинг качества образования (1 раз в четв.)

Мониторинг интереса детей к чтению (2 раза в год)

Корректировка действий учителя

Обобщение опыта работы

Выводы и результаты.

 Теоретическую основу моего опыта составляют:

Пути интеграции:

Применение разнообразных форм и методов

Работа над навыком чтения на всех уроках и во внеклассной работе

Постоянная связь развития навыков чтения с нравственным воспитанием

Совместная работа над чтением педагогов, учащихся, родителей

Эффективные формы и методы обучения:

Методы

Формы

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся

 

Игровой

Словесный

Проблемный

Иллюстративный

Использование технических средств, ИКТ

Работа с книгой

 

Урок-игра

Практические занятия

Праздники

Конкурсы

Занятия с логопедом

 

 

 

 

Речевые разминки

Разыгрывание диалогов, инсценирование

Логические задачи, загадки, ребусы, вопросы-тесты, кроссворды

Творческие задания

Учебно-ролевые игры

Использование ИКТ

 

 

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

индивидуальные беседы с детьми;

тестирование;

наблюдение;

изучение продуктов деятельности учащихся;

качественный и количественный анализ полученных результатов.

        Концепция читательской грамотности предполагает не только техническую сторону чтения, а и глубокое понимание прочитанного, умение интерпретировать текст, использовать личный опыт и выражать свое отношение к литературным героям.

Навык чтения - комплекс умений и навыков:

    Виды речевой
   деятельности:

Творческая работа:

ориентирование в книге;

чтение вслух, про себя, прослушивание содержания различных текстов;

определение главной мысли произведения;

пересказ прочитанного;

коллективное обсуждение и обоснование собственного мнения с опорой на собственный опыт.

 

чтение по ролям;

творческий пересказ текста (от лица героя, от автора);

создание иллюстраций по содержанию произведения;

работа в группе;

создание инсценировки по произведению.

 

 

Практическая база.

1.Ведение читательского дневника и тетради по чтению.

Читательский дневник

Тетради по чтению

Название книги

Автор произведения

Главные герои

Главная мысль произведения

Отношение к прочитанному

Аннотация прочитанного

 

Тема урока

Словарные упражнения

Ответы на вопросы к тексту

Составление плана прочитанного

Картинный план

Иллюстрирование эпизодов

Составление памятки

Тесты

 

 

2.Межпредметные связи:

Русский язык                                  Математика                Окружающий  мир

 

                                                                     Чтение

Технология                         Изо              Английский язык     

                                        

Русский язык

Окружающий мир

Работа над предложением и текстом

Восстановление деформированного текста

Письмо по памяти

Комментированное письмо

Изложение текста

Сочинение-миниатюра

Изложение текста по вопросам

Письмо отзывов о прочитанном

Описание-характеристика героев произведения

 

Сообщение о животных и растениях

Подготовка рассказа на заданную тему

Подбор в книгах и журналах дополнительных сведений о животном или растительном мире нашего края

Составление памятки о поведении в лесу

Подбор в библиотеке материала о домашних животных

Поиск материала в музее об охране животных в Тамбовской области

 

 

Музыка

Английский язык

Виды деятельности:

песни-игры;

опрос;

чтение;

заучивание текста песен;

слушание;

исполнение;

рассматривание репродукций картин художников;

просмотр видеосюжетов, слайдов;

изложение своих мыслей об услышанном;

       эссе-сочинения.

 

Работа над пониманием прочитанного:

передать содержание отдельных эпизодов из текста;

инсценировать поведение (поступок) тех или иных героев;

охарактеризовать того или иного героя повествования: внешность и характер;

объяснить намерения автора;

ответить на вопросы с изложением в ответе собственной точки зрения по затронутому вопросу;

дать развернутую оценку поступкам героев, изложенным в тексте;

рассказать о своих впечатлениях о тексте.

 

 

Виды деятельности на уроках технологии:

Освещение исторических факторов;

       Ознакомление с культурными традициями русского народа;

Изготовление изделий по плану;

Создание книжек-малышек по предметам;

Оформление поздравительных открыток.

Внеклассная работа по чтению

 

Формы внеклассной работы

 

Проведенные мероприятия

 

Кружок «Клуб любителей чтения»

                 «Устное народное творчество»

Литературный утренник

Викторина

Инсценировка русских народных сказок

Литературный час

Сочинение

Тематические выставки рисунков

Видеопросмотр

Классный час

Экскурсия

Участие в конкурсах

Литературная гостиная по творчеству К. И. Чуковского

Путешествие в Книгоград

«Книжное царство – премудрое государство»

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Литературный турнир «Любимые сказочки»

Презентация «По дорогам сказок»

Урок мужества «Богатырская наша сила»

Конкурс чтецов «Мартовская капель»

                                 « Стихи о войне»

Концерт «Малые жанры фольклора»

Мероприятие «По дорогам войны»

Экскурсия «Тамбовская земля, гордимся мы тобой»

Праздник «В стране вежливых слов»

 

Коллективный характер обучения чтению: учителя начальных классов, родители, библиотекарь.

-Работа с родителями:

Памятка для родителей

  1. Единственный способ приучить ребенка к книге - читать самому.
  2. Независимо от возраста вашего ребенка, на регулярной основе читайте с ним.
  3. Чтобы проверить, понял ли ребенок содержание текста, задайте ему вопрос о том, о чем он прочитал.
  4. На определенном этапе процесса чтения книги, попросите ребенка предугадать дальнейшее развитие событий.
  5. Воспитывайте интерес к чтению на собственном примере. Выключите телевизор, возьмите в руки книгу и начните читать.
  6.  Вместе ходите в библиотеку.
  7. Попросите ребенка помочь вам четко следовать инструкциям рецепта для приготовления его любимого печенья.
  8. Не стоит набрасываться на ребенка с командами или заставлять его заниматься чтением. Воспитывайте в нем любовь к чтению, и ребенок продолжит учиться и прогрессировать, даже когда вас нет рядом.

-Библиотечная работа:

Домашняя библиотека

Классная библиотека

Школьная библиотека

Любимые книги:

книги- друзья;

книги- помощники;

книги – собеседники;

книги – раскраски.

Периодическая печать

 

Художественная литература детских писателей

Тематические выставки рисунков

Книжки-самоделки.

 

Изучение правил общения с книгой.

Упражнения с детской книгой:

рассматривание    книги;

экскурсия в мир книг:

библиотечный урок.

Словари

Энциклопедии

Научно-познавательная литература

Детская периодическая печать

Ремонт книг

 

 

6. Результативность опыта

Показатели качества знаний учащихся за  три года подтверждает результативность

Диагностика

 

 

 

 

 

 

Этап диагностики

Норма скорости чтения, слов/мин.

Средняя скорость по классу, слов/мин.

Конец 1 класса

25-30

40

Конец 2 класса

40-50

59

Конец 3 класса

65-75

75

Конец 4 класса

85-95

91

Мониторинг качества образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика качества знаний (2011-2014г)

 

 

 

 

 

Прослеживается положительная динамика качества знаний  (в среднем) за 3 года.

 

 

    Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной  подготовки учащихся, развивать их  творческие и познавательные способности,  которые подтверждаются результатами участия детей  в предметных олимпиадах и различных  конкурсах:

п/п

Ф.И.

учащегося

Название конкурса

Уровень

Результат

Год

1

Медунцев В, Шорин М,

Щербакова Л,

Трушин Д,

Скрягин А

Областной интеллектуально-творческий конкурс для младших школьников «Муравей»

Областной

участники

2011

2

Трушин Д.,

Щербакова Л.,

Служеникин А.,

Шорин М.,

Скотников Д.

Эрудит-Марафон Учащихся (конкурсы Эрудитов, Специалистов, Творческих команд)

Областной

Призер

Призер

Участник

Призер

Призер

2012

3

Шорин М.

Спортивное ориентирование

Областной

Победитель

2012

4

Шорин М.

Фотоконкурс « В объективе — природа Тамбовщины»

Областной

Победитель

2011

5

Лопатников А.

Маликова М.

Покрашилин С.

Скотников Д.

Скрягин А.

Служеникин А.

Сухарников М. Трушин Д.

Шорин М.

Щербакова Е.

 

Проект виртуальной интернет - школы «Умный Градъ»

АНО «Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ»

 

сертификаты

2012

6

Щербакова Е.

«Художественное чтение»

Школьный

2 место

2012

7

Скотников Д.

Всероссийская интернет – викторина «Прояви себя»

Всероссийский Всероссийский

участник

2013

8

Скотников Д.

Щербакова Е.

Лопатников А.

Похвальный лист

за отличную учебу(3кл.,4 кл.)

Школьный

 

2012

2013

9

Логинов Д.

Поминова Н.

Дюдюкин А.

Трутнев М.

Кривенцова В.

Всероссийский дистанционный конкурс «Олимпис»

Всероссийский

участник

2014

10

Логинов Д.

Поминова Н.

Дюдюкин А.

Трутнев М.

Кривенцова В.

Резванцева А.

Всероссийская

Предметная олимпиада «Белый ветер»

(окружающий мир, русский язык)

Всероссийский

сертификаты

2014

11

Логинов Д.

Поминова Н.

Дюдюкин А.

Трутнев М.

Кривенцова В.

Резванцева А.

Гришин А.

Всероссийский

дистанционный конкурс «Лисенок»

Всероссийский

сертификаты

2014

12

 

Всероссийская олимпиада для младших школьников по математике

Всероссийский

участник

2014

13

Резванцева А.

Конкур поделок

«Пасхальное яйцо»

Городской

Победитель

2014

 

Трутнев М.

Лауреат

 2 место

 

Дюдюкин А.

Лауреат

 3 место

14

Кривенцова В.

Похвальный лист

за отличную учебу (2 кл.)

Школьный

 

2015

         С результатами своей педагогической деятельности делюсь с коллегами выступаю:

  1. на заседаниях ГМО:

Учебный год

Форма участия

Уровень работы

2013

Сообщение на тему: «Образовательные события как средства формирования УУД в рамках развивающей системы Л. В. Занкова.

Городское МО учителей начальных классов

2014

Сообщение и презентация  на тему: «Общие требования готовности ребенка к школе»

Городское МО учителей начальных классов

  1. на заседаниях ШМО:

Учебный год

Форма участия

Уровень работы

2013

Презентация:  « Особенности современного урока в условиях перехода на ФГОС НОО»

Школьное МО учителей начальных классов

2014

Сообщение на тему: «Оценка достижения личностных результатов освоения образовательной программы начальной ступени обучения»

Школьное МО учителей начальных классов

2015

Сообщение и презентация на тему «"Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной  работе учителя начальных классов"

 

МО классных руководителей МБОУ «ООШ»

 

Разместила  конспекты открытых уроков на сайтах сети Интернет:

Разработка урока литературного чтения по теме:

«Урок-концерт»

Всероссийский конкурс Рассударики»

http://rassudariki

Разработка урока по теме: «Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

Сеть творческих учителей «Я- Учитель»

it-n.ru

 

 

Выводы: интегрированный подход и особое внимание к вопросам осознанного чтения позволили повысить интерес к чтению, привить детям устойчивые навыки чтения, повысив при этом качество образования по отдельным предметам.

 

 

Информационные источники:

  • Интернет ресурсы :
  • www. n-shkola.ru  Сайт «Начальная школа»,
  • www.1 september.ru Сайт «Фестиваль педагогических идей»,
  • www.it-n.ru  Сеть творческих учителей

 

 

 

 

 

 

Список ИПМ

  1. Базовая модель опыта

План базовой модели.

1) Противоречия.

2) Ведущая идея опыта.

3) Личная концепция автора.

4) Технология опыта.

  1.  
  1. Информационные источники
  2. Приложение

1)Рабочая программа кружка «Устное народное творчество»

2)Разработка урока русского языка по теме» Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег»

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн