Официальный сайт morning-news 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка

Размещено: Ольга Михеева - пн, 18/01/2016 - 14:48

Статья на тему: "Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка"

Подготовила: Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАДОУ детский сад №2 г.Балаково Саратовская область

«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»

В.А.Сухомлинский

   Эти слова выдающегося педагога подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.

   Детство –  пора, когда все впечатления, особенно ярки и значительны. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии. Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

   Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно-речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развивают художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи.

   Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье, прежде всего, должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова.

   В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызывать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности.

   Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев, изображаются динамично.  Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге.

   В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей специфики они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.

   Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность речи. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Это определяет идейное содержание сказок, характер ее сюжетов, образов, деталей повествования, ее язык. Сказка дает ребенку нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Вещи в сказках имеют запах, отчетливые формы, яркий цвет. Обыденное возведено в них в поэзию. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьба добра и зла, которая приобретает разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие.

   Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д.Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их,- великим педагогом.

   Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различны явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички». (Ромашки); «Весь из золота отлит на соломинке стоит». (Колосок); «Красна, сочна, душиста, растет низко, к земле близко». (Земляника). Образы поражают ребенка своей необычностью. Сходства и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира.

   Детям, учитывая их возрастные особенности, предлагаются загадки разной тематики. Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события, всегда дающие им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости. Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворения отличаются конкретностью, наглядностью: «В золотой клубочек спрятался дубочек». (Желудь). Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь.

   Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы – типа рассказов Л.Толстого из книги и «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности (Г.Снегирев «Верблюжья варежка»), о героизме (И.Винокуров «Сквозь буран»; Б.Житков « На льдине»), о Советской  Армии (Л.Кассиль «Про нашу пехоту») и другие.

   Большой познавательный материал о природе, о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б.Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Написанное от лица 5 летнего мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о Красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе: В.Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»; М.Пришвина «Золотой луг», «Разговор деревьев»; Е.Чарушина «Волчишко», «Еж», «Медвежонок»; Г.Скребицкого «Четыре художника». Ценность рассказов о природе в том, что, обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Мир природы показан в названных рассказах в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем учим любить Родину. Рассказы о природе побуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

   Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями. Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритмичность, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями детей, они воспитывают.

   Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с отдельными поэтическими произведениями А.Пушкина, Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета, В.Маяковского, с творчеством детских советских поэтов – С.Маршака, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и других.

   Важно не только правильно выбрать книгу, соответствующую возрасту ребенка, но умело ее преподнести, организовать занятие в течение 25-30 минут так, чтобы оно радовало ребенка, чтобы он приобретал знания и умения с удовольствием. В занятиях должна быть целенаправленность, которая определяется общими задачами художественно-речевого развития ребенка:

  • Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературных произведений, чувствовать и понимать их характер, воспринимать взаимосвязь жизненных явлений и художественных образов, понимать своеобразие сюжета, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания (образные слова и выражения);
  • Формировать художественно-речевые исполнительские способности – выразительность, эмоциональность исполнения, умение передать свое отношение к содержанию, персонажам, применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения, использовать смысловые ударения, паузы, уметь менять силу и тембр голоса;
  • Развивать творческие способности, воображение, умение  придумывать образные слова, собственный сюжет сказки, рассказа, загадки.

   Прежде чем читать или рассказывать ребенку художественное произведение, взрослый сам должен проанализировать его, понять идейно-художественный смысл, уяснить соответствие идеи произведения и способ художественного воплощения ее, определить главную цель своего чтения: какую мысль, какой эмоциональный оттенок он доложен передать интонацией голоса. Важно понять общую настроенность произведения, выделить сюжетно-логические, смысловые части ее, уяснить, что хотел сказать автор в данной части, какую картину он рисует, какое создается настроение.

   Дошкольник приобретает знания, познает окружающий мир через чувства. Эмоциональное восприятие у него предваряет интеллектуальное. Этим объясняется яркая эмоциональная реакция малышей на прослушанную сказку, рассказ или стихотворение. Ребенок бурно радуется удаче или печалится неудаче любимого героя, замечает тончайшие переходы в эмоциональных переживаниях героев и в смене изображаемых картин. В связи с этим, ребенок стремится реализовать свою внутреннюю активность в рассказах, в рисовании, в драматизации, в самостоятельных играх. Для закрепления эмоционально-образного восприятия прочитанного полезны беседы. Для обогащения словарного запаса и приобретения первоначальных знаний о многозначности, образности родного языка, активизации поэтического слуха, то есть способности выделять выразительные средства и соотносить их с содержанием, улавливать особенности стихотворной речи – ритм, рифму, композицию поэтических строк, очень полезны игровые, творческие задания: загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность.

   Важно, чтобы ребенок испытывал радость от занятий, чтобы у него появилось желание слушать книгу, думать о ней, пересказывать, читать наизусть, чтобы общение с книгой стало потребностью, тогда она будет способствовать умственному, нравственно-эстетическому воспитанию.

Список литературы:

  1. Л.Панкратова. Роль книги в нравственно- эстетическом воспитании ребенка //Дошкольное воспитание.
  2. Н.Апполонова. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошкольное воспитание
  3. Л.Романенко. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание
  4. Л. Венгер. О чем рассказывает сказка // Дошкольное воспитание Л.Павлова. Фольклор для маленьких // Дошкольное воспитание
  5. Л.Загик. Воспитывать нравственного человека // Дошкольное воспитание
  6. В. Андросова. Чтение произведений художественной литературы // Дошкольное воспитание 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
Интерактивный Методический Кабинет ДОУ

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн