Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Фото пользователя Наталия Михайловна Кружилина
Submitted by Наталия Михайловна Кружилина on Tue, 26/01/2016 - 13:16
Данные об авторе
Автор(ы): 
Кружилина Наталия Михайловна
Место работы, должность: 

МБОУ "Базковская СОШ", учитель начальных классов

Регион: 
Ростовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
<p>Этот материал раскрывает суть наиболее распространённого&nbsp; метода обучения, как - деятельностный подход на уроках в начальной школе, а также приводит примеры использования его на практике в классе.</p>

Тема моего мастер-класса «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Актуальность данного выступления заключается в то, что за последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить - становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Особую значимость приобретают в начальной школе личностно - ориентированные педагогические технологии. Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».

В состав данного понятия входит три слова  (слайд 2)

Система – деятельность - подход

•  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство

•   Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

•   Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

Системно - деятельностный подход - это (слайд 3)

содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней,  в  максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов  развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Основными методами постановки учебной проблемы являются… (слайд 4)

 1 метод -    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: (слайд 5)

  1. создания проблемной ситуации;
  2. побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  3. побуждения к формулированию учебной проблемы;
  4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Давайте попробуем  проследить этапы проблемного диалога на примерах. 

 (слайд 6)

(работа с аудиторией)

Демонстрация 3 яблок 1 - красное, 1 – зеленое, 1 – желтое

В: Что это? Что  у них общего?  (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это яблоки. Они  растут в саду. Это фрукты. Они растут на деревьях.

В: Какого они цвета?  (предъявление 2-го факта)

Д: Красное,  желтое, зеленое (возникновение  проблемной ситуации)

В: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Все  это яблоки, но цвет у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные по цвету? (учебная проблема как вопрос).

(слайд 7)

Занятие  математике Тема «Масса»

Перед  детьми математическая игра = 1 кг.  и пуховая подушка весом = 1 кг.

В: Перед  вами   математическая  гиря и  пуховая подушка. Что  тяжелее?  (вопрос  на ошибку)

Д: 1.Подушка  больше она  тяжелее  2. Гиря  тяжелее, она  металлическая.

В: Давайте  поговорим:  взвешивание на весах (предъявление факта)

Д: Испытывают  удивление (возникновение проблемной ситуации)

В: Что  вы  сказали сначала?  Д: Ответы детей

В: А как оказалось  на самом деле?  Побуждение к осознанию противоречия

В: Какой же  будет тема занятия? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

2 метод - Подводящий к теме диалог  (слайд 8)

3 метод - ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тог­да подведем к теме урока от пройденного материала. А если на­чинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учи­телю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

(слайд 9)

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

 - Я хочу представить небольшой эпизод урока – окружающий мир (слайд 10)

Подводящий диалог.

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком  (слайд 11)

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы. (слайд 12)

- А нужны они ему?  (Конечно)

- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи. (слайд 13)

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

Слайд 14

Что бы вы хотели изменить в нашем герое?

(Нарисовать ему органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Задание для 1 группы: найдите на картинке 10 цыплят и раскрасьте их желтым цветом.

Задание для 2 группы: с помощью игры «День – ночь» с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Задание для 3 группы: определить, что за вещество, белого цвета  находиться в пакетиках.

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в баночках.

Задание для 5 группы: определить по запаху, что находится в пакетиках.

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану (дан на листе с заданием):

(У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли…

…   нам нужны…….

Научное название…можно посмотреть в учебнике.)

- Выступает 1 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли глаза. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – орган зрения.

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.

(группы рисуются глаза человечку)

- Выступает 2 группа. Чтобы выполнить его нам помогли уши. Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – орган слуха.

- Что вам помогло услышать звуки? (уши)

- Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

(рассматривают иллюстрацию с изображением ушей)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Нарисовать уши)

- Выступает 3 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог язык. Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название-орган вкуса.

- Что помог определить вкус воды? (язык)

- Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

(рассматривают иллюстрацию с изображением языка)

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.

(дети рисуют язык человечку)

- Выступает 4 группа.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли руки. Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название - …. орган осязания.

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов. (нарисуем ему руки)

- Выступает 5 группа. У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог нос. Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ….

- Что вам помогло определить содержимое банок? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. (нарисуйте ему нос)

Обобщающая беседа.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями (беседа по вопросам)

(Слайд 15)

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько  у человека органов чувств?

- На какой вопрос вы должны мне ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите. (слайд 16)

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)

Конечно же после проделанной работы проводится рефлексия. (слайд 17)

Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

Свое выступление мне хочется закончить словами : (слайд 18)

"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь."   Так гласит китайской мудрость.

Слайд 19-20

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн