Новые образовательные задачи, стоящие перед современной системой СПО в рамках ФГОС 3 +, предполагают подготовку студента, владеющего всей совокупностью общих и профессиональных компетенций. Реализации этой задачи способствует внедрение новых форм обучения.
Одним из подобных методов, позволяющих приобрести образовательному процессу практико-ориентированный характер, является метод индивидуальной проектной деятельности студентов СПО. Данная методика имеет ряд особенностей и преимуществ.
Во-первых, метод индивидуальных проектов позволяет решить одну из главных задач современного образования – формирование мотивации. В рамках изучения ОУД «Обществознание» студентам предлагается список тем проектов с широким кругом проблем, являющихся значимыми и актуальными для каждого участника проектной деятельности. Каждый студент, выбирая, тему проектов, конкретизирует ее до интересующего вопроса, проявляя при этом личную мотивацию. Таким образом, проектная методика тесно соприкасается с методами проблемного и деятельностного обучения.
Во-вторых, с помощью работы над индивидуальными проектами реализуются принципы личностно – ориентированного обучения, когда учащиеся становятся участниками проекта в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, работа над проектами вовлекает учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Студенты самостоятельно находят и анализируют информацию, происходит интеграция и актуализация полученных ранее знаний. Это ведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности, активности. В результате индивидуальной работы над проектом формируются умения планировать и принимать решения, нести за них ответственность.
В-четвертых, в результате работы над индивидуальным проектом учащиеся осознают социальную значимость своей будущей профессии, так как, работая над каждым из этапов проекта, студенты приобретают опыт разрешения реальных жизненных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
В-пятых, в процессе работы формируется личность умеющая осмысливать, оценивать себя, готовая к презентации своей деятельности и её результатов. То есть постепенно происходит освоение информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностей, формируется мировоззрение и личностная позиция, что в итоге будет способствовать её успешной самореализации.
Еще одной особенностью проектной работы является ее тесная связь с использованием ИКТ. Сочетание этих двух образовательных технологий обладает особой результативностью в формировании компетентностного обучения, взаимообогащая друг друга. ИКТ даёт технологическую и информативную базу, проектная же деятельность придаёт смысловую направленность, наполняет духовным и интеллектуальным содержанием. В итоге сочетание методик помогает перейти на продуктивно-творческий уровень образования.
Таким образом, метод проектов позволяет реализовывать индивидуальную работу с учащимися, а также работу в группах на основе сотрудничества, сотворчества. Используя данную методику на уроках обществознания с применением различных типов проектов (исследовательских, творческих, игровых, информационных, практико-ориентированных), реализуются на практике важнейшие положения ФГОС третьего поколения, ставящие своей целью подготовку высококвалифицированного, ориентирующегося в реалиях современных условий специалиста.
|