Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Поэтическая гамма красок в творчестве Сергея Есенина"

Submitted by Людмила Сергеевна Бирюкова on вс, 07/02/2016 - 14:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бирюкова Людмила Сергеевна
Место работы, должность: 

ТОГБОУ "Казачья кадетская школа-интернат №1 им. графа И.И. Воронцова-Дашкова, учитель русского языка, литературы, ДНВ

Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Углубить знания учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина, познакомить с поэтической гаммой красок, используемой поэтом в описании дорогих его сердцу тем Родины, природы и животного мира, помочь детям соприкоснуться с неповторимыми эпитетами, используемыми автором в лирике; способствовать обогащению лексикона,  развитию логического и образного мышления.

Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Краткое описание: 
<p>Знакомство учащихся с поэтической гаммой красок в творчестве С.Есенина. Способность поэта передать красоту родной природы, Родины, животного мира, используя эпитеты, рнасцвеченные изобилием красок</p>

ТОГБОУ «Казачья кадетская школа-интернат имени графа                        И. И. Воронцова - Дашкова» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Устный журнал

 

«Поэтическая гамма красок в творчестве Сергея Есенина”

 

                                                                    

                                                                    Учитель русского языка,

                                                                    литературы и ДНВ

                                                                    Бирюкова Людмила Сергеевна

                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                                                    г. Тамбов, 2016

 

 

 Цель: углубить знания учащихся о жизни и творчестве С.А. Есенина, познакомить с поэтической гаммой красок, используемой поэтом в описании дорогих его сердцу тем Родины, природы и животного мира, помочь детям соприкоснуться с неповторимыми эпитетами, используемыми автором в лирике; способствовать обогащению лексикона,  развитию логического и образного мышления.

 

 Воспитательная цель: прививать любовь к Родине, природе родного края, братьям нашим меньшим, которые С.Есенин смог раскрыть в своих стихах, описывая природные и жизненные явления.

 

 Оборудование: компьютер, музыкальный центр, интерактивная доска.

 Оформление класса:

 

 Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

 Я скажу: «Не надо рая,

 Дайте Родину мою».

                             С. Есенин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Добрый день, ребята. Сегодня, мы вновь вспоминаем Сергея Есенина, русского поэта, который любил свою рязанскую землю и Родину. Перед вами на экране высвечены строки из стихов С. Есенина, который утверждает:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

 Глубока любовь Есенина к своей стране, поэт готов отречься от рая, ради своей Родины. Есенин создал такие стихи, которые близки каждому, и потомки  вспоминают о поэте с благодарностью. Сегодня мы проводим устный журнал, который называется «Поэтическая гамма красок в творчестве Сергея Есенина».

 Цель нашего урока: познакомиться с поэтической гаммой красок, используемой поэтом в описании дорогих его сердцу тем Родины, природы и животного мира, мы хотим, чтобы вы соприкоснулись с неповторимыми эпитетами, которые создал и ввёл автор в свою лирику. 

 

I страница: «Россия! Сердцу милый край»

 

1 ведущий:

         На необъятной карте России неприметной точкой затерялось село Константиново Рязанской области – родина великого поэта С.А. Есенина. Красива рязанская земля, сюда приходят каждый год, в октябре, тысячи людей, чтобы выразить свою признательность поэту.

2-й ведущий:

Здесь, на рязанской земле отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь зародилась любовь Есенина к Родине, природе, народу, давайте перенесемся в это чудесное место с. Константиново.

 

Просмотр слайдов о детстве Есенина.

Чтец:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.

 
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

 
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.

 
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори  меня вешние в радугу свивали.

 
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень  колдовная счастье мне пророчит.

 
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.

 
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

  Учащийся:

Родился С. Есенин 21 сентября 1895 года в селе Константинове, (Кузьминской волости) Рязанской области в крестьянской семье.

 Учился будущий поэт в земской школе, а позже в церковно-учительской школе в селе Спас-Клепики. В школе не было библиотеки, дети пользовались учебниками, но Сергею Есенину хотелось почитать художественную литературу, по которой он тосковал, поэтому Есенин ходил за книгами в земскую библиотеку, которая находилась в двух километрах от его школы. Учась в школе, Есенин начинает писать стихи, которые отличались обилием красивых эпитетов в изображении родного дома, природы.

2-й ведущий:

Есенин не только великий русский поэт, это сама Россия. Родина для С. Есенина начинается с его дома, деревни, где он жил, его семьи. Поэту дорога его Родина с малиновым закатом, синью озер, алой зарей, шумом белоствольных берез, пением белых  птиц. Красота родного края выразилась у С. Есенина  в стихах, с красочными эпитетами, полных любви к Родине:

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

1-й ведущий:

Тема Родины – любимая тема Есенина. Он до боли в сердце, до слез любил свою родину. О беззаветной любви к родному краю поэт признается в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная».

 Послушаем стихотворение в исполнении актёра Сергея Безрукова.

Удивительна цветовая гамма красок, используемая поэтом в изображении Родины: зеленистый косогор, рыжие стога сена, синие росы, белая пена озёр, серебряный ручей. Поэт ввел в свои стихи зорьку багряную на небе тёмно-синем, седые облака, плывущие в страну далёкую, дремлющие звёзды золотые в заводях затона. Пленяют читателя жёлтые поводья месяца, капли жемчужные в лучах золотых,  лазоревые цветы, улыбающиеся весёлому дню.… Есенин обладает способностью передать красоту родной природы, используя эпитеты, расцвеченные изобилием красок. Поэт притягивает внимание читателя к описанию природы, заражает читающего любовью к родному краю, к Родине. Задушевные слова, характеризующие природу, понятны каждому, поэтому близки цветовые эпитеты русской душе. Сонные берёзки, шёлковые косы, зелёные серёжки, серебряные росы, русые кудри, вечер голубой… - эти эпитеты  близки и понятны русской душе.

Ученик читает стихотворение  «С добрым утром»:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»   

Учитель: ребята, давайте вспомним, что означает термин эпитет.

Примерные ответы учащихся: эпитет – это художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в контексте признак предмета или явления.  Эпитет применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, предмета, природы и т.п.

Учитель: какой частью речи является эпитет?

Примерные ответы учащихся: эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным.

Учитель: ребята, что такое метафорический эпитет?

Примерные ответы учащихся: метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак, например, брови соболиные, каменное сердце, т.е., метафорический эпитет использует переносное значение слова.

Учитель:

Ребята, перед вами  листы со стихотворением «С добрым утром», возьмите карандаши и подчеркните эпитеты как члены предложения. Я пройду и посмотрю вашу работу.

Учитель:

 Ребята, послушайте стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся», назовите эпитеты и отыщите среди них цветовой эпитет.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных

Я хотел бы затеряться

В зеленях своих стозвонных.

 

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы – кроткие ромашки.

 

Курит облаком болото,

 Гарь в небесном коромысле.

С тихой тайной для кого-то

Затаил я в сердце мысли.

 

Всё встречаю, всё приемлю

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

 

Учащиеся называют эпитеты.

2-й ведущий:

В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся» Есенин не только признаётся в любви к своей малой родине, но и готов раствориться, «затеряться  в зеленях стозвонных». Цветовой эпитет «зеленя стозвонные» мог создать только талантливый виртуоз русской поэзии, каким предстаёт перед нами Сергей Есенин.

Все пленяет поэта на родной земле, даже топи и болота.

 2-й чтец читает  стихотворение «Топи и болота»:

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

 

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

 

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Суховатой липой

Пахнет от колёс.

 

Слушают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

 

Учитель:

В этом стихотворении автор использует удивительный цветовой эпитет, который смог возникнуть только у Есенина. Предлагаю каждому присутствующему на мероприятии найти и назвать этот эпитет. (Участники называют эпитет хвойная позолота). Ребята, что же за цвет у хвойной позолоты? Совместимы ли эти понятия?

(Ответы детей).

Учитель:

Удивительны и ярки эпитеты в лирике Есенина, мы видим различные оттенки красок, которые расцвечивают предметы, изображённые поэтом,  и создают неповторимую цветовую гамму.

2-ведущий:

Родина и природа в стихах Есенина дороги душе русского человека.  Любовь к Родине и природе Есенин пронес через всю жизнь.

 

II страница «Несказанное, синее, нежное…»

 

Учитель:

Нам, читателям, бесконечно дороги и близки есенинская березка – самый любимый образ поэта, старый клен, стерегущий голубую Русь, и цветы, низко склонившие к поэту свои головки. Природа у поэта живет, радуется, горюет, печалится, и ей поэт доверяет свои тайны, восхищается ее красотой.

В своих стихах Есенин применяет необычный набор цветовой гаммы, создавая яркие эпитеты. Очень много эпитетов у поэта, расцвеченных в голубой и синий тон. В стихах поэта много звуков, запахов, красок. Синие, голубые, алые,  красные, багряные, малиновые, сиреневые краски полыхают в стихах Есенина. Зелёные, жёлтые,  рыжие, оранжевые, серебряные, золотые краски переливаются, струятся в стихах поэта.  Порой контрастно появляется «серая хмарь и сырь вечеров», «в чёрной луже отражается продрогший фонарь», но яркий, светлый, радостный колорит является преобладающим.

Ребята, вы познакомились со стихами С. Есенина, назовите эпитеты, которые вас пленили, вызвали восхищение. (Работа учащихся с эпитетами).     

2-й ведущий:

  Цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России. Любимые цветовые тона поэта – это синий, голубой, розовый. Мы знаем, что синий цвет и голубой благоприятно действуют на психику человека, розовый несет ожидание счастья, добра, белый цвет – это чистый свет торжества души. Представьте: зима – это белизна, чистота и снег, и на этом фоне алая заря освещает березку… (демонстрация картинки зимнего пейзажа). Это необыкновенно красивое изображение могло возникнуть только у мастера лирики, которым является С. Есенин.

Ученик читает стихотворение «Береза»:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

 

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

 

А заря, лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.   

Учитель:

Есенин  любил зиму, любил зимний лес, зимнюю природу.

Прежде чем мы познакомимся со стихотворением «Пороша», мы побеседуем о лексическом значении этого слова. Что это за явление пороша, чем оно отличается от вьюги, пурги, метели, снегопада, позёмки? Откройте толковые словари и найдите лексическое значение этих слов.

Учащиеся работают с толковыми словарями, определяя значение слов.

Учитель:

Итак, мы выяснили, что пороша – снегопад без ветра, когда хлопья снега плавно и спокойно опускаются на землю, покрывая её снежным ковром.

В стихотворении «Пороша» жители леса – деревья, ожили,  и мы как бы попадаем в сказку (демонстрируются видеосюжеты зимнего пейзажа).

Послушайте стихотворение и назовите эпитеты.

Ученик читает стихотворение «Пороша»:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

 

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

 

Понагнулась,  как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

 

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.

Учащиеся называют эпитеты.

Учитель:

Пороша – это сыплющийся снег, он, конечно, белый. Но у поэта пороша бывает и сиреневой. Расцвечивая словесными красками стихи, Есенин к слову пороша подобрал удивительное определение, которое стало эпитетом. Эпитет «сиреневая пороша», созданный поэтом, необычен,  потому что мы привыкли со словом пороша употреблять слово белая. Но поэт от природы был наделён особым вниманием, поэтому в лепестках отцветающей сирени, усеявшей дорожки, он увидел  сиреневую весеннюю порошу. Удивительное видение мельчайших деталей в обычном природном процессе было дано С. Есенину свыше, поэтому его лирика стала для читателей притягательной.   

Ребята, а сейчас придумайте цветовой эпитет к слову  пороша и обоснуйте выбор.

Работа учащихся с подбором эпитетом.

 

III страница «…И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».

 

Учащийся:

 С. Есенин любил все живое на Земле, бережно относился к животным, птицам, называя их своими меньшими братьями. С какой болью и состраданием он пишет о собаке, у которой отняли и погубили щенят. Сейчас мы посмотрим видеоклип с участием артиста Сергея Безрукова «Песнь о собаке».

Просмотр видеоклипа «Песнь о собаке».

Учитель:

Какие эмоции вызывает стихотворение?

Ответы учащихся.

Учитель:

С особой трогательностью рассказывает поэт о лесных обитателях, которые готовятся к зиме. Ребята, послушайте стихотворение «В ожидании зимы»    и  назовите эпитеты, которые использовал Есенин:

Под осенними осинками

Зайка зайке говорит:

- Посмотри как паутинками

Наш осинничек обвит.

 

Замелькали нити белые,

Закраснел в дубраве лист;

Сквозь деревья помертвелые

Чей-то слышен вой и свист.

 

То зима идёт сердитая –

Горе бедному зверью!

Поспешим к её прибытию

Шубку выбелить свою.

 

Под осенними осинками

Обнялись друзья, молчат…

Повернулись к солнцу спинками,

Шубки серые белят. 

Учащиеся называют эпитеты…

    2-й ведущий:

Из биографии Есенина мы узнаём о том, что в детстве поэт знал клички всех собак, которые жили в его округе, часто подкармливал их, порой приберегая в кармане для братьев меньших лакомый кусок. Когда поэт переехал в Москву, он не отказался от привычки носить в кармане хлеб, которым кормил собак. Собаки чувствовали к поэту доверие, и частенько вереница собак шла по пятам за ним, ожидая угощение. Известен случай, что не раз для  вереницы собак поэт покупал хлеб и колбасу, разрезав продукты на кусочки, Есенин кормил собак.

1 ведущий:

Поэт любил собак, жалел их, восхищался собаками. Доброта чувств переполняет Есенина, когда он пишет о собаке по кличке Джим, который жил в московском доме артиста Василия Качалова. Поэт часто приходил в гости к артисту с угощением для собаки.  Джим радовался приходу Есенина. Поэт написал стихотворение  «Собаке Качалова», изобразив своего любимца необыкновенно красивым псом, которого каждый гость, «улыбаясь, норовит  по шерсти бархатной потрогать».  Есенин не отделяет себя от Джима, говоря с ним на равных в задушевной беседе. Восхищаясь Джимом, поэт с восторгом описывает великолепного пса. 

Учитель:

Посмотрите видеоклип на это стихотворение и выскажите свои впечатления о дружбе поэта и собаки Джима.

(Просмотр видеоклипа).

Вопрос к учащимся:

Ребята, скажите, кем же являлись животные для С. Есенина?

(Высказывания учащихся).

2-й ведущий:

С. Есенин был очень нежным сыном, братом. Самым дорогим человеком для него была мать, которой он посвятил много стихов. О матери, Татьяне Федоровне, он писал такие слова:

         Ты одна мне помощь и отрада,

         Ты одна мне несказанный свет.

Эти строчки может написать только любящий сын. Есенин был дружен с сестрами Шурой и Катей. Им он тоже посвятил стихи. В С. Есенине всегда жила мечта о верной и чистой любви, он хотел, чтобы его понимали, разделяли его взгляды. Следующие слова можно адресовать каждой женщине, потому что женщина для поэта – идеал красоты:

         С алым соком ягоды на коже,

         Нежная, красивая была.

         На закат ты розовый похожа,

         И как снег лучиста и светла.

 

Учитель:

Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, и вся она посвящена поэзии. Сегодня мы часто обращаемся к его стихам. Они помогают лучше нам понимать и беречь красоту природы, пробуждают в нас сострадание и милосердие, заставляют быть сердечнее  и добрее друг к другу. Многие стихи Есенина стали нашими любимыми песнями.

Звучит песня «Отговорила роща золотая».

Итог урока: психолого-ассоциативная работа с учащимися.

Учитель:

Ребята, возьмите в руки цветные карточки и покажите, какие цветовые гаммы использовал С. Есенин в стихах, создавая эпитеты?

(Учащиеся должны показать разнообразные цветовые карточки).

Учитель:

Покажите карточками, какие цветовые эпитеты являются любимыми для поэта?

(Учащиеся должны показать карточки голубого, синего и розового цвета).

Учитель:

 Какие цветовые эпитеты чаще всего преобладают в стихах поэта?

(Учащиеся должны показать карточки синие и голубые).

Учитель:  

Удивительное видение мельчайших деталей в обычном природном процессе было дано С. Есенину свыше, поэтому его лирика стала для читателей не только родной, но и желанной. Есенинские эпитеты чаще всего расцвечены разнообразием цветовой гаммы, которую читатель воспринимает душой, восторгается ей,  понимая, что поэт настоящий певец русской природы и своего Отечества. Красота родного края выразилась у С. Есенина  в стихах, с красочными эпитетами, полных любви к Родине.

Пожелания гостям.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн