Вы не зарегистрированы

Авторизация



Социально значимый проект «От уездной волости – к муниципальному образованию» в рамках номинации "Саратовская область в прошлом и настоящем"

Фото пользователя Надежда  Геннадьевна Горох
Submitted by Надежда Геннадьевна Горох on пн, 15/02/2016 - 20:09
Данные об авторе
Автор(ы): 
Руководители проекта: Горох Н.Г., Колесникова Ж.А.
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ с.Ключи Лысогорского района Саратовской области"

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Краеведение
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
проект
Краткое описание ресурса: 
<p>В 1765г. началось в России Генеральное межевание земли с целью выделения земель иностранным колонистам, что сыграло большую роль в истории Саратовской губернии и, в частности, Аткарского уезда (ныне Лысогорского района).</p> <p>Специальным указом правительства Екатерины II Алексеевны от 1763 года для перевозки в Саратов и Камышин добываемой на Эльтонском озере поваренной соли сюда приглашались все желающие для заключения договоров. В наши места потянулись свободные люди из Малороссии, стали основывать свои селения.</p> <p>Так на территории сегодняшнего Лысогорского района в конце XIX века украинскими переселенцами были образованы более сотни слобод, деревень и хуторов. Через 100 лет на территории Аткарского уезда из числа малороссиян проживало более 30 тысяч душ обоего пола, что в то время составляло около 20% населения уезда.</p> <p>Так на территории сегодняшнего Лысогорского района в конце XIX века украинскими переселенцами были образованы: поселок Яблочной, поселок Мокрый, хутора Юлин и Средний Рельненской волости, хутора Петропавловский, Висловский. Ново-Лукашевский и Клиновой Больше-Дмитриевской волости и другие.</p> <p>На территории Широко-Карамышской волости появились и мордовские поселения: поселок Гремячий, Топкий Овраг и Тайный.</p> <p>По манифесту Екатерины II с 1765 года в Саратовской губернии на свободных землях стали поселяться прибывшие сюда из Германии и Австрии немцы, поселились они и в Аткарском уезде, создав свои поселения, получив от российского правительства значительные льготы.</p> <p>Императрица Екатерина II в это же время провозгласила, что возвратившимся из-за границы раскольникам-старообрядцам никаких притеснений чиниться не будет. С границ польской, турецкой, австрийской и из других мест тысячи монахов, бельцев, беглые православные попы-растриги, купцы, старики и молодежь - все стали возвращаться на свою родину. Прибыли они и в Аткарский уезд Саратовской губернии, своих селений здесь не основывали, а расселились в уже обжитых селах и деревнях.</p> <p>Так постоянно росла численность крестьянского населения Аткарского уезда и сел нашего района.</p> <p>В течение двух веков усилиями прибывших сюда крепостных помещичьих, монастырских, государственных и удельных, ясашных (нерусской национальности), беглых крестьян и вольных хлебопашцев осваивались новые для них правобережные приволжские земли, развивались их хозяйства.</p> <p>К концу 19 века в Аткарском уезде (нынешней территории Лысогорского района) насчитывалось 11 волостей: Шереметьевская, Федоровская, Лысогорская, Рельненская, Чадаевская, Голицынская, Ковыловская, Большедмитриевская, Копенская, Невежкинская, Ширококарамышская.</p> <p>Волостью до начала XX столетия именовался небольшой округ в составе уезда, включавший несколько сельских поселений Волость являлась низшей административной единицей крестьянского&nbsp;самоуправления, образуемой из смежных&nbsp;сельских обществ, с численностью населения от 300 до 2000&nbsp;ревизских душ&nbsp;мужского пола. Наибольшее расстояние отдалённых селений волости от центра управления в среднем не должно было превышать 12&nbsp;вёрст.</p> <p>В&nbsp;СССР&nbsp;волости были упразднены в ходе административно-территориальной реформы&nbsp;1923&mdash;1929 годов: уездно-волостное деление было заменено районным.</p> <p>28 июня&nbsp;1929 года Постановлением ВЦИК СССР был утвержден список районов по округам Нижневолжского края. Саратовский округ с центром в г. Аткарске имел 10 районов, в т. ч. и Лысогорский. С этой даты начинается история Лысогорского района Саратовской области, история, неразрывно связанная с жизнью и историческими событиями, происходившими в стране и в крае.</p> <p>&nbsp;Ко времени образования Лысогорского района из уже восьми расположенных на его территории волостей были сформированы новые сельские территориальные формирования - сельские Советы с избранными депутатами из числа не лишенных избирательных прав местных жителей.</p> <p>В период с 1917 по 1928 год на территории нынешнего Лысогорского района было сформировано 32 сельских Совета: Андреевский, Атаевский, Бело-Озерский, Больше-Копенский, Болыие-Рельненский, Владимиро-Гайковский, Ключевский, Каменский I, Каменский II, Кологривовский, Липовский, Лысогорский, Мало-Карамьшский, Мэриновский, Невежкинский, Николаевский, Ново-Красавский, Песковатский, Протогоповский, Старо-Бахмстьевский, Старо-Песковатский, 1-й Сергиевский, 2-й Сергиевский, Урицкий, Федоровски, Шаховский, Шереметьевский, Шмаково-Балковский, Широко-Кармышский, Чадаевский, Юнгеровский и Больше-Дмитриевский.</p> <p>Законом Саратовской области от 29 декабря 2004 г. N 118-ЗСО<br /> &quot;О муниципальных образованиях, входящих в состав Лысогорского<br /> муниципального района&quot; в Лысогорском муниципальном районе установили границы 11 муниципальных образований, столько же, сколько было волостей в 19 веке, но входящие в них населенные пункты стали уже другими.</p> <p>Населенные пункты, входящие в состав Гремячинского муниципального образования на начало&nbsp; 2005 года: поселок Гремячий; село Ключи; &nbsp;село Липовка; поселок Медвежий; село Озерки; деревня Суровка; поселок Топкий Овраг; &nbsp;село Топовка; &nbsp;деревня Харевка.</p> <p><strong>Мы приглашаем всех совершить заочное путешествие по родному краю, вспомнить, какими были эти места раньше и какими стали сейчас.</strong></p> <p>&nbsp;</p>

·       Тема проекта

«От уездной волости  – к муниципальному образованию»

  • Возрастная категория учащихся 11-16 лет
  • Основополагающий вопрос: Отражается ли  прошлое в настоящем? 
  • Проблемные вопросы:

1)Знаете ли вы, что в 19 веке означало слово  «волость»?

2) В какую волость входило наше село Ключи?

3)Как происходило заселение  Ширококарамышской волости?

4)Что вы знаете об историко-культурных особенностях сел Ширококарамышской волости?

5)Какие села входят в Гремяченское муниципальное образование сейчас?

6)В чем уникальность нашей малой родины?

 

  • Цель проекта: «Любить – значит знать»: собранный краеведческий материал создаёт благодатную основу для   пробуждения гражданского самосознания учащихся, ответственности за свою малую родину, желания своим трудом изменить положение к лучшему.
  • Задачи:

1.Способствовать формированию интереса к истории Отечества, расширению представлений об истории «малой родины»;

2.Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию;

3. Развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их творческие способности;

4.Создать условия для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива; 

5. Способствовать сплочению коллектива для совместной творческой деятельности;

6.Способствовать развитию коммуникативно-речевых умений.

7.Научить обобщать и обрабатывать информацию, используя информационно-коммуникационные технологии;

8.Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном  крае.

  • Гипотеза решения проблемы:  Задумываемся ли мы об истории тех мест, где живем? Прошлое земли, на которой живет человек и на которой трудились его предки, не должно кануть в Лету. Это прямая связь поколений, и наше завтра зависит от сохранения этой незримой нити. 
  • Группы для реализации проекта:

1)Краеведы-исследователи;

2)Художники- реконструкторы;

3)Оформители;

4)Создатели слайд-шоу.

  • План работы

I этап – Подготовительный.

 Включает в себя: диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края. Анализ полученных результатов с целью выявления актуальности и востребованности знаний и представлений о «малой родине». 

II этап - Погружение в проект (Организационно-ознакомительный)

Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Формирование групп по интересам, распределение ролей в группах для проведения исследований и определение формы представления результатов. Деление на группы.  Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.

III этап – Основной (реализация проекта):

Выдвижение гипотезы решения проблемы. Организовать встречи с людьми, знающими  прошлое нашего села и соседних сел, работа с материалами школьного краеведческого музея «Истоки», посещение школьного музея поселка Гремячий, сетевое взаимодействие с учениками-краеведами из других сел бывшей волости,  сбор информации в Интернете, накопление и обсуждение ее в группе, предварительная самооценка работы групп. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту.

 Оформление результатов проектной деятельности. Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листах формата А4 для дальнейшего сшивания в общий альбом. Также свои сообщения ребята дополняли фотографиями, рисунками-реконструкциями. Подготовка презентации проекта.

IV этап. Итоговый (Представление результатов работы)

Защита своих работ (выступления) . Оценивание результатов проекта школьниками, родителями и учителем.  Сшивание всех материалов в один альбом «История сел Гремяченского муниципального образования».

  • Источники информации:

1)Материалы школьных краеведческих музеев об истории и культуре сел Лысогорского района;

2)Беседы с жителями села;

3)Интернет-источники:

http://statehistory.ru/4647/Ot-pogosta-k-volosti/

http://old-saratov.ru/?id=1085

 

Продукт (продукты) проекта: Альбом  «Прошлое и настоящее родного края».   Видеоролик "Мое родное руское село"

  • Форма защиты проекта - заочная.