Официальный сайт 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Структура образовательной программы дошкольного образования: требования ФГОС ДО

Фото пользователя Екатерина Ивановна Рыкова
Submitted by Екатерина Ивановна Рыкова on Wed, 17/02/2016 - 20:42

Согласно п. 2.9 ФГОС ДО образовательная программа ДОУ должна включать в себя две необходимые с точки зрения требований Стандарта и взаимодополняющие друг друга части: обязательную и дополнительную, которая формируется самими участниками образовательных отношений. Это, в свою очередь обеспечивает широкие возможности при планировании воспитательно-образовательного процесса.

Обязательная часть образовательной программы должна обеспечивать комплексность подхода и включать в себя все пять перечисленных в ФГОС ДО образовательных областей.

Что касается части программы, формирование которой возложено на сами дошкольные образовательные учреждения, то здесь должны быть представлены самостоятельно разработанные или выбранные из уже имеющихся в федеральном образовательном реестре образовательные программы, которые направлены на развитие дошкольников в конкретных образовательных областях, культурных практиках или видах деятельности с использованием соответствующих методик, практик и технологий педагогической работы.

Объем обязательной части программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (п. 2.10 ФГОС ДО).

Образовательная программа ДОУ должна включать три основных раздела:

- целевой;

- содержательный;

- организационный.

Каждый из разделов должен отражать как обязательную, так и самостоятельно формируемую часть (п. 2.11 ФГОС ДО).

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели и задачи реализации программы;

- принципы и подходы к формированию программы;

- значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Содержательный раздел представляет общее содержание программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

В содержательном разделе программы любого дошкольного образовательного учреждения необходимо:

- описать структуру образовательной работы в ДОУ, которая должна соответствовать пяти основным образовательным областям, выделенным в ФГОС ДО, а также используемые образовательные программы и методики, которые будут обеспечивать реализацию данного содержания;

- описать вариативные формы, способы, методы и средства реализации утвержденной в ДОУ образовательной программы с учетом возрастных и особенностей воспитанников, а также их индивидуальных образовательных потребностей и интересов;

- описать основные направления и принципы образовательной работы по профессиональной коррекции нарушений развития детей (это необходимо в том случае, если подобный вид работы предусмотрен программой ДОУ).

В содержательном разделе образовательной программы ДОУ должны быть представлены:

- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

- способы и направления поддержки детской инициативы;

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

- иные характеристики содержания программы, наиболее существенные с точки зрения авторов программы.

Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

- сложившиеся традиции организации или группы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения образовательной программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто (п. 2.11 ФГОС ДО), в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации программы должны быть указаны:

- возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

- используемые Примерные программы;

- характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

В ФГОС ДО подчеркивается, что максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564) (7) (п. 3.2.9).

Таким образом, принципы целостности и интеграции образовательного процесса, положенные в основу ФГОС ДО, обязывают ДОУ коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

 


Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн