Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Использование текстов малой формы (современных притч) на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Submitted by Ирина Юрьевна Сергеева on вс, 06/03/2016 - 01:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сергеева Ирина Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ "СОШ №6" НМР РТ, учитель русского языка и литературы

Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
дидактический материал
Краткое описание ресурса: 
<p>Представлен опыт работы учителя.</p>

Использование текстов малой формы (современных притч) на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ  и ЕГЭ.

Сергеева Ирина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №6» НМР РТ

Одна из важнейших задач, стоящих перед современной школой – развитие речевой деятельности учащихся, способность понимать текст,  анализировать его с точки зрения композиции, сюжета, составлять характеристику героев.

Все эти умения необходимы современному  ученику, чтобы уметь работать с текстами разной направленности. Особенно это актуально звучит в условиях серьезной подготовки к выпускным экзаменам по русскому языку в формате ОГЭ, ЕГЭ.

Для учащихся постарше я подбираю тексты небольшого объема как для подготовки к написанию лингвистического сочинения в 9 классе, так и для написания сочинения-рассуждения в 10-11 классах.

В качестве примера возьму лирическую миниатюру В.П.Астафьева из сборника «Затеси» под названием «Игра».

    Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала легко и отчего-то крошилась.

    Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником, какие в детстве нам давали по праздникам, и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.

    Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.

Предлагаю примерный план работы с текстом малой формы в разных классах.

7-9 классы

Вопросы к тексту

Примерные ответы учащихся

  1. О чем текст?

О мальчишках, играющих пряником.

  1. Какие воспоминания, переживания «разбудила» эта ситуация в душе автора?

Вспомнил свое детство, пряник с розовой гривой.

  1. С чем сравнивает автор пряник, полученный им в детстве?

С луной, до которой невозможно дотянуться.

  1. С помощью каких слов В.П.Астафьев говорит нам об этом?

С помощью однородных сказуемых «был манящ, недоступен и призрачен»

  1. Что такое однородные члены? Дайте определение.

Однородными называются такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.

  1. Для чего автор их использовал?

Они помогают понять авторский замысел, тончайшие оттенки значений.

  1. Какое изобразительно-выразительное средство автор использует в последнем предложении?

Автор использует сравнение «как луна». Оно выделяет, подчеркивает предмет, обращает на него особое внимание.

  1. В каких словах выражено авторское отношение к детям?

«Мальчишки», «гоняли», « отчего-то крошилась».

  1. Есть ли в тексте синонимы?

«Шайба» - «пряник».

  1. Как называются такие синонимы?

Контекстные синонимы.

  1. Что волнует автора? Почему он назвал это произведение «Игра»?

Дети «гоняют» хлеб, что недопустимо.

 

10-11 классы

Вопросы к тексту

Примерные ответы учащихся

  1. Какие проблемы поставлены автором в данном тексте?

Проблема нравственного воспитания детей

Проблема отсутствие уважения к чужому труду

Проблема деформации ценностных ориентаций в обществе

  1. Приведите в качестве примера пословицы со словом «хлеб».

Хлеб – всему голова.

Жива душа калачика чает.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

  1. В каком предложении выражена трагедия нашего времени?

Предложения 1-2.

  1. Что мы понимаем, читая последнее предложение?

Мы забыли за заботами сегодняшнего дня об основах воспитания, с которого начинается человек.

  1. Приведите пример художественного произведения, в котором говорится о ценности хлеба?

К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

  1. А сегодня мы можем увидеть такое отношение к хлебу?

 

 

В 10-11 классах для работы с текстами малой формы на уроке удобно использовать небольшие по объемы притчи -  иносказательные рассказы с нравоучением. Особенно хорошо подходят для этого современные притчи, они затрагивают многие стороны нашей жизни, кажущиеся нам неважными, незаметными. Среди них мы можем найти притчи, в которых говорится о боли, которую мы причиняем другим людям, о Добре и Зле, живущих в наших душах, о смысле жизни, о зависти и нравственной глухоте, о семье.

 

С притчей мы работаем по следующему плану:

  1. О чем притча?
  2. Какая проблема поднимается автором в этом тексте?
  3. Эта проблема актуальная?
  4. Какие средства выразительности вы здесь видите?
  5. Какую роль играют эти языковые средства в тексте?
  6. Какова позиция автора?

Для примера возьмем  современную притчу «Два друга». 

Однажды два друга поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти, и нашли оазис, в источнике которого решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть.

Вопросы к тексту

Примерные ответы учащихся

  1. Давайте попробуем определить, каким способом автор будет показывать нам свою позицию. Это будет сделано прямо, открыто или через модальный план?

 

И прямо (через отдельные предложения), и через модальный план (использование языковых средств).

 

  1. Попробуем проанализировать данный текст, найти в нем средства выразительности, а затем выявить позицию автора.

Какую фигуру речи автор использует, чтобы показать нам, что один из друзей был мудрым  другом?  Зачитайте строки.

 

 

Мы находим синтаксический параллелизм: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину» - «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь»; «Тот, который получил пощёчину, стал тонуть, но друг его спас» - «Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу, спросил его»; «Когда кто-либо нас обижает…» - «Но когда кто-либо делает что-либо хорошее…».

 

3. А почему использован параллелизм?

 

Потому что они друзья, а дружба построена на доверии, терпении, прощении. Друзья идут по дорогам, пролегающим  рядом.

 

4.Почему тот, которому дали пощечину, не обиделся на друга?

 

Возможно, он был виноват в чем-то. А может быть, просто потому, что он настоящий друг. Ведь сначала он ему дал пощечину, а затем спас от смерти.

 

5. Какой способ  выражения авторский позиции мы здесь нашли?

 

Через модальный план.

 

6. В каких словах, на ваш взгляд выражена авторская позиция? Зачитайте эти строки.

 

Это последние предложения притчи: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы это стереть».

 

7. Это открытая авторская позиция. В чем заключается смысл этих строк, или мораль? Чему учит текст?

 

Они объясняют нам, что есть настоящая дружба: умение прощать обиды и ценить и помнить самые лучшие и добрые поступки своих друзей, доказывающие, что он и есть «мой самый лучший друг».

 

Таким образом, тексты малой формы помогают стимулировать развитие речевых умений, работа с изобразительными возможностями текста позволяют понять авторскую позицию, охарактеризовать героя текста, а значит, использование текстов небольшого объема дает много возможностей для построения глубокой разносторонней работы с текстом.   


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн