Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Информатизация начального обучения

Фото пользователя Елена Анатольевна Бердюгина
Размещено: Елена Анатольевна Бердюгина - вс, 12/07/2009 - 12:16

Информатизация начального обучения.

Проблема информатизации начального образования все еще не получила системного решения в последние годы, несмотря на проведение комплексной информатизации школ страны в рамках отраслевых целевых программ. В связи с этим наблюдается возрастающее ощутимое несоответствием между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов. Следует отметить, что ИКТ обновляются значительно быстрее образовательных методик в школе, что влечет снижение общеучебной активности детей в информационной среде школы. История развития области информатики в школе уже насчитывает почти 20 лет, в то время как активное и повсеместное внедрение элементарной информационной грамоты детей начальной школы, в неразрывной связи с грамотой письма и счета, так пока и остается в стадии апробации или инициативы школ, поскольку даже в новом Базисном учебном плане 2004 года информатика в начальной школе присутствует лишь модулем, входящим в курс технологии в 3-4 классе и рекомендуется для использования лишь при наличии ресурса в информационной среде школы. Поскольку за последние 10 лет не проводилось целевое формирование информационной среды начальной школы, то ресурсы информационной среды школы в основном эксплуатируются для школьников основной и старшей ступеней обучения, что сказывается на информационном неравенстве детей начальной ступени обучения. Все еще формирование информационной активности детей проводится зачастую в бескомпьютерном режиме, что несомненно не дает эффекта готовности выпускника начальной школы активно включиться в информационную деятельность, не формирует элементарных навыков компьютерной работы, использования цифровых образовательных ресурсов, участия в дистанционных образовательных услугах. Однако, при этом средняя школа предлагает выпускникам начальной ступени обучения компьютерные технологии и коммуникации уже как очевидную необходимость. Если в начале 2000-х годов можно было оправдать такое состояние дел с информатизацией начальной школы экономическими трудностями и неравномерностью технического вооружения школ, то итоги реализации федеральных и региональных программ информатизации образования в период с 2002 по 2008 годы показывают, что эти проблемы в основном уже решены для школ России. А вот отсутствие гибких организационных механизмов конструирования информационной среды начальной школы и методик формирования информационной активности младших школьников заставляет задуматься о торможении в ближайшее время в решении вопроса информатизации школьного образования вообще, поскольку информационная активность школьника является частью цифровой грамотности населения, и именно молодежь составляет тот человеческий капитал, который позволит в ближайшее время решать задачи государственной политики в области социальной политики, построенной на общедоступных цифровых социальных сервисах в том числе. Информатика, выступая в роли школьного предмета, формирующего информационную грамотность школьников и их готовность к информационной деятельности, как инструменту социальной активности граждан, объединяет все школьные предметы на основе информационной деятельности, пронизывающей предметные учебные активности детей в школе и дома. Информатика и ИКТ в информационной среде начальной школы также позволяют охватить межпредметными учебными активностями всю область начального образования и, тем самым, перевести обучение детей на новый качественный уровень активной познавательной деятельности, но это требует внедрения в начальной школе таких образовательных методик и программ обучения по информатике, которые имеют гибкие возможности адаптации к конкретному педагогическому процессу и детскому коллективу в неразрывном единстве всех предметов. Требуется отметить доступность этих методик для учителей начального обучения, поскольку благодаря присутствию в начальном обучении одного педагога, работающего с детьми, важно вовлечь именно его в информационную активность совместно с учениками как проводника элементарной информационной грамоты в соответствии с требованиями стандарта начальной школы и соучастника информационной деятельности во всех предметах начального обучения.

Такие методики в первую очередь опираются на межпредметные практикумы на основе ИКТ. Они требуют формирования в начальной школе условия их реализации – это создание информационной среды начальной школы, соответствие кадрового потенциала учителей начального обучения таким методикам, а также наличие соответствующих учебно-методических материалов, отражающих новый образовательный стандарт начальной ступени общего образования и органично включающий в себя ИКТ.

Формы информатизации столь же разнообразны, сколь сами информационные технологии.

 

Критерии информатизации начального образования

Современные исследования показывают, что информатизация образования представляет процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия. Таким образом, наблюдаются главнейшие аспекты информатизации начального обучения. Развивающее обучение становится основным критерием педагогического процесса информационного обучения, оно должно активизировать межпредметные связи, интегрированные способы обучения, строиться на «педагогике сотрудничества». Основные принципы развивающего обучения, исследованные Л.В.Занковым, состоят в повышении трудности деятельности за счет активизации мыслительных процессов, ведущей роли теоретических знаний, что в свою очередь реализуется в обучении быстрыми темпами за счет применения задач ко всем полям деятельности ученика, рефлексии учения, то есть, формирование умений и навыков мышления как процесса, обращенного в себя, а также антиципации (планировании) деятельности. Удивительно, но эти принципы, развитые еще в середине ХХ века, на заре компьютеризации обучения, предвосхитили основы информационного обучения в начальной школе. Принцип доступности информационного обучения предопределил необходимость внедрения технологии развивающего обучения как предпосылки информатизации обучения. Л.В.Занков делает вывод о том, что доступность нового состоит не столько в приближении средств обучения к возрастным особенностям ребенка, сколько в разработке педагогического процесса, направленного на повышение творческого потенциала личности. Однако развитие информационных технологий и их внедрение в область образования являются неразрывными составляющими социального развития, отражают объективное развитие творческого потенциала общества. Таким образом, можно видеть, что процесс информатизации образования имеет обоснованные теоретические корни и выдвигает две категории обучающего педагогического воздействия – формирование знаний, умений и навыков практической информационной деятельности детей и развитие способов и стилей мышления на основе информационной деятельности. Несомненно, что развивая активность ребенка во всевозможных полях деятельности, предложенных и школой, и семьей, и бытом, развивающее обучение открывает перед учеником право выбора, индивидуализации в полях деятельности, позволяя достичь успешности в деятельности и сформировать чувство ответственности за самостоятельность в учении в современной информационной среде.

«Информационная среда» (по определению И.В.Роберт) представляется в современном обществе как очень динамичная система полей деятельности, охваченных компьютеризацией информационных процессов. Динамизм среды выражается во взаимовлиянии ее на развитие производительных сил и на интеллектуализацию деятельности членов общества. Это в свою очередь влечет расширение информационной среды, в том числе всех ее сфер, включая образовательную.

Интеллектуализация информационной деятельности способствует развитию интеллектуального потенциала индивида, реализует идеи развивающего обучения. Интеграционные процессы поддерживают общие тенденции ассимиляции полей знаний, в системе которых информационная среда становится интегрированной сферой деятельности, что обеспечивает реализацию возможностей предметной деятельности, а также реализацию индивидуальных интересов в различных областях деятельности ученика. Информатизация обучения позволяет также реализовать принцип повышения темпов обучения за счет автоматизации деятельности и доступности ресурсов деятельности.

Процесс информатизации обучения рассматривается в системе информационной деятельности с позиций педагогики сотрудничества, как основы гуманизации обучения, решающей вопросы воспитания социально активной личности. Современный педагогический опыт обобщил этот процесс в системе сотрудничества «ученик, учитель, компьютер», направленной на формирование коммуникативности личности. Для этого требуется правильно определять место новых средств обучения в учебном процессе, рассматривая их полезность и важность в общей системе средств обучения, а также в системе психологического взаимодействия с личностью, связывая критерии полезности с психологическими и физиологическими особенностями возраста ученика.

Спектр современных средств обучения предлагает традиционные, средства нового поколения и перспективные. Их взаимосвязанное применение позволяет решать проблему информатизации в системе опережающих задач, не нарушая принципов «экологичности» обучения, которые включают в себя психологические, физиологические, гигиенические аспекты деятельности. Результаты исследований психологов и методистов констатируют, что в процессе использования в обучении комплекса средств новой информационной технологии ученик подменяет объекты реального мира либо моделями, либо символами обозначений и связей объектов. Таким образом, восприятие реального мира становится опосредованным, что может привести к утрате предметности деятельности. Высокое эмоциональное напряжение и скоростные нагрузки также должны иметь пристальное рассмотрение в процессе информатизации обучения. Для психологии детства «эргономичность обучения» в системе использования средств ИКТ требует формирования комплексной информационной среды обучения, объединяющей предметные, технологические и электронные, деятельностные и моделирующие аспекты учения.

Развитие и реализация этих процессов обеспечивает возникновение феномена – синергизм педагогического воздействия, когда совокупность составляющих воздействия, совокупный эффект, превосходит локальные результаты воздействия отдельными составляющими процесса. Особенно важным видится лонгирующий результат воздействия, направленный на достижение конкретных воспитательных и учебных целей информационной деятельности ребенка, которые можно выразить как формирование устойчивой информационной активности в системе «новой грамоты». Эти цели ориентированы на процессы:

·                     инициирование развития определенных видов мышления средствами компьютера (наглядно-образного, наглядно-действенного, творческого, интуитивного, теоретического);

·                     развитие структурной памяти на основе компьютерной обработки массивов информации;

·                     антиципация мышления и деятельности с помощью компьютера (маршрутизация / мысленное планирование деятельности);

·                     обучение способам оптимизации деятельности и принятия решений в системе вариаций путей реализации решения;

·                     формирование коммуникативных качеств в деятельности общения реального и опосредованного на компьютере;

·                     воспитание самостоятельности в представлении и извлечении знаний с помощью компьютера;

·                     развитие ритмичности и синхронности мыслительной и практической деятельности на компьютере.

Достижение целей требует использования информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения регулярно, систематично и в комплексе мыслительных и практических инструментов информационной деятельности. Обобщенные выводы в рекомендациях ЮНЕСКО «Информатика в начальном образовании» (1999-2000 г.г.) подчеркивают особенности информатизации начального образования как обеспечение «инструментария и обстановки», нацеленных на формирование среды «новой грамотности» не в качестве желательной, но не обязательной в начальном обучении, а как требование общества и темпов его развития. Естественно, что информационные средства обучения значительно облегчают и ускоряют достижение традиционных целей образования, но «являясь сами предметом изучения», эти средства создают «мультисенсорную, интерактивную среду обучения с огромными  потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении, как учителя, так и ученика». Они позволяют формировать ассоциированный процесс обучения в новых, перспективных системах сотрудничества: ученики – ученики, школы – школы, школа – общественность, школа – дополнительное образование, школа – семья, учитель – учитель и другие, изменяя сферу взаимодействия личности с образовательной системой, «объявляя человека высшей ценностью на земле и решая проблемы человек и мир, человек и природа, человек и общество, человек и человек на основе общечеловеческих ценностей».

Еще одной особенностью информатизации начального образования является процесс «редукции образовательных сред». Это соответствует модели «зоны ближайшего развития» школы, то есть, системе опережающих задач образования. «Достаточно часто оказывается, что образовательная технология, разработанная и внедренная с использованием мощных ИКТ, может далее распространяться и применяться на базе существующих менее мощных, редуцированных ИКТ для овладения «новой грамотой». Этот вывод позволяет настраивать обучение на опережающие задачи обучения, готовить ребенка к их решению, повышая планку его возможностей и открывая ему путь развития в обновляющейся информационной среде, независимо от конкретного инструментального оснащения конкретного учебного пространства.

 «ИКТ могут играть роль переходной среды – умственного мостика между действенным знанием и символьным знанием», тем самым, формируя информационную активность ребенка в учении.

Требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе

Для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных  помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется  применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть  удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия  должны проходить не в темном, а в  хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м .

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше.
Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура – 19-21° С, относительная влажность – 55-62 %.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
Приобщение  детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего  утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации.

Оптимальная продолжительность   непрерывных занятий с компьютером  для учащихся II-IV классов  должна быть не более 15 минут.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1.     Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.     Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.     Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4.     Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6;  затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия – не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается   проведение  компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.

Новые профессиональные компетенции педагогов начальной школы в условиях информатизации образования

Какие же новые актуальные компетенции для учителя и условия сотрудничества ученика с ИКТ уже вошли в контекст школьного дела и стоят на его пороге? Для учителя они определяются не только пользовательской составляющей, которая несомненно требует расширения и удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в его профильной сфере развития, но и, конечно, новые методические компетенции, проявившиеся в условиях информатизации школы как новые формы и методы обучения детей и использование новых видов учебных материалов и образовательных услуг на основе ИКТ.

Заметим, что в представленной таблице обозначены  реальные потребности педагогов уже сегодняшнего дня, выявленные в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Кадровый потенциал современной школы напрямую связан с ИКТ активностью учителей и использованием потенциала ИКТ активности детей. На схеме показаны основные виды деятельности педагогов и детей в школе с использованием ИКТ.

  

Заключение

Для изменения образовательной ситуации в начальной школе наряду с внесением изменений в содержание, необходимы серьезные изменения образовательной среды. Данные изменения должны касаться форм организации учебной деятельности, форм организации учебного пространства, обеспечения учебного процесса различным видом оборудования. Важное место в оборудовании должны занимать современные средства ИКТ. Обучение учащихся начальной школы использованию ИКТ в учебном процессе позволит эффективно использовать их в процессе учения в основной школе, что в свою очередь позволит эффективно распределять учебную нагрузку необходимую на изучение большинства школьных предметов.

 

 

 

 

Приложение (выписка из стандарта)

Требования к учебному материалу по информатике и ИКТ для начальной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритет начального общего образования – формирование общеучебных умений и навыков.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

В рамках предмета «Технология» с III класса при наличии необходимых условий изучается раздел «Практика работы на компьютере (использования информационных технологий)».

 

 

ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Познавательная деятельность

Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).

Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»). Объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…). Различение целого и части.

Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.

 

Речевая деятельность и работа с информацией

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении. Построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).

Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…». Элементарное обоснование высказанного суждения.

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки. Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Организация деятельности

Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. Самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»).

Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление.

Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения (р);

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (р);

  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром литературы; обогащение нравственно-эстетического опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России (л, лнр);

  • формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме (ин);

  • развитие личности ребенка, внимания, мышления, памяти и воображения (ин);

  • развитие образного, логического и ассоциативного мышления, воображения (м, муз));

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи (ом)

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе (ом);

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье (ом);

  • воспитание уважения к музыкальной культуре разных стран мира (муз);

  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка (изо);

  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности (изо);

  • воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре (изо);

  • овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни (т);

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности (т);

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Восприятие и понимание звучащей речи (р)

  • Понимание на слух основного содержания высказываний, выделение в них наиболее важных фактов, понимание последовательности развития действия (нр).

  • Пересказ прочитанного текста, ответы на вопросы по нему. Составление плана текста. (нр). Постановка вопросов к тексту (лнр).

  • Понимание содержания прочитанного текста: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность (л). Составление простого плана. Пересказ текста (в том числе по плану), оценка прочитанного (нр).

Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения (р).

Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (р).

Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала (р).

Нахождение в тексте необходимой информации.

Отличие письменной речи от устной. Различение предложения и текста. Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания). Создание небольшого текста (сочинения) по интересной детям тематике; составление поздравлений, писем (в том числе с использованием компьютера) (р).

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью (л).

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников (л).

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова (р).

Использование словарей русского языка, орфографического словаря (р).

Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды. Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, > (м).

Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) (м).

Установление зависимостей между величинами, определяющими  процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена и стоимость). Построение простых логических выражений типа «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…» *м).

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) (м)

Установление пространственных отношений: выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, спереди-сзади, перед, после, между и др (м).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники – треугольник, прямоугольник. Распознавание: окружность и круг; куб и шар. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины (м).

Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя (ом).

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) (ом).

Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в обществе. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах (ом).

Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Совместные игры, труд, познавательная деятельность (ом).

Образная природа изобразительного и музыкального искусства (муз, изо).

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу (изо).

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (изо).

 Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции (изо).

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности (изо)

Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики (изо).

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии (изо).

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (изо).

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы (изо).

Процесс труда: планирование, организация рабочего места, распределение рабочего времени, выполнение последовательности операций, контроль за ходом и результатами деятельности. Осуществление сотрудничества при коллективной работе (т).

Создание моделей несложных объектов (первоначальные умения проектной деятельности) (т).

Природные и искусственные материалы (называние, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. (т).

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Использование измерений для решения практических задач (т).

Изготовление плоскостных и объемных изделий, декоративных композиций из различных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными приемами обработки бумаги, картона, природных, пластичных, текстильных материалов, фольги, проволоки. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций (т)

Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме; создание моделей по собственному замыслу. Проверка модели в действии (т).

 

 

 

Практика работы на компьютере

(использования информационных технологий)

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера (т).

ТЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

знать/понимать

  • последовательность чисел в пределах 100 000;

  • область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

  • основные источники информации;

  • назначение основных устройств компьютера;

  • правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером).

уметь

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кто?», «что?», «где?», «когда?» и отвечать на них);

  • кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

  • составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;

  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  • различать части (растения), отображать их в рисунке (схеме);

  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • выполнять инструкции при решении учебных задач;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.) (р);

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике (р);

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (р);

  • ведения диалога, построения монологических высказываний в условиях бытового общения;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях) (р, л).

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

  • определения времени по часам (в часах и минутах);

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки размеров предметов «на глаз»;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур);

  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

  • решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

  • поиска информации с использованием простейших запросов;

  • изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

 

Использован материал статьи

Цветковой  Марины Серафимовны

доцента Академии повышения квалификации работников образования,  эксперта и консультанта ряда международных проектов – компаний Интел совместно с Майкрософт "Обучение для будущего", компании Майкрософт "Академия учителей", зам. генерального директора издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний", канд. педагогических наук, почетный работник общего образования РФ

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн