Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Общеразвивающая программа объединения "Ладошки"

Размещено: Марина Сергеевна Капцева - вт, 22/03/2016 - 23:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Капцева М.С.
Место работы, должность: 

МАУДО "ДТДи М" педагог дополнительного образования

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p>В дошкольном &nbsp;детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Детство - фундамент, основа, на которой держится радостное, позитивное восприятия дошкольником мира. Декоративно-прикладное искусство одно из ярких и эффективных средств раскрытия в ребёнке светлых, чистых чувств отношения к окружающему миру.&nbsp;</p>

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
 «ЛАДОШКИ»

 

 

 


Возраст учащихся 4-9 лет
Срок реализации – 5 лет
Автор:
педагог дополнительного образования 
первой квалификационной категории
Капцева М.С.

 

 

 

Саратов – 2015
 
I.    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью. 
В.А.Сухомлинский

В дошкольном  детстве ребёнок приобретает основы личностной культуры соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Детство - фундамент, основа, на которой держится радостное, позитивное восприятия дошкольником мира. Декоративно-прикладное искусство одно из ярких и эффективных средств раскрытия в ребёнке светлых, чистых чувств отношения к окружающему миру. 
Тема эта актуальна в современных педагогических исследованиях. Создание выразительных образов, по сути, проявление дошкольного творчества. Если в детстве человек - Творец, то творцом он станет в будущей жизни.
Дошкольники  и младшие школьники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и при занятии аппликацией, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме.  Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Значение занятий аппликацией, лепкой в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников и младших школьников исторически и научно доказано. Практическая значимость программы состоит в том, что при обучении учащихся аппликации, лепке происходит:
     - развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
-    развитие  умения использовать выразительные средства (цвет, ритм, композиция, симметрия) для создания художественного образа ;
-    развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
-    развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
-    становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
-    воспитание зрительной культуры; 
-    возможное раскрытие начал профессиональной декоративно-прикладной деятельности.
Декоративно-прикладное творчество интересно, увлекательно для учащихся, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности при помощи комка соленого теста, пластилина, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у учащихся творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой учащийся создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании пластилином, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова и музыки.
    Новизна программы заключается во взаимосвязи занятий по лепке и аппликации, приобщении учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством нетрадиционных техник аппликации, лепки. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
В результате у учащихся воспитывается интерес к декоративно-прикладной деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве учащиеся передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Актуальность программы заключается в приобщении учащихся к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства. 
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. 
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании предпосылок для развития познавательных интересов дошкольников и младших школьников. Такие занятия дарят учащимся радость познания, творчества.  Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. 

Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, помогает формировать у учащихся нравственно-эстетическое восприятие окружающего мира. 
Данная программа относится к художественной направленности.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей и создание условий для позитивной самореализации учащихся средствами декоративно-прикладного искусства .
Задачи:
1.    Обучающие
Обучить:
-     учащихся традиционным и нетрадиционным техникам аппликации;
-    созданию образов из солёного теста;
Расширить:
-    представления учащихся об окружающем мире;
2.Воспитательные
Воспитание:
-любознательности и аккуратности;
- интереса к декоративно-прикладному искусству;
- любви к своей семье, дому; 
-гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. 
Формирование:
 -личностных качеств вкуса, чувство меры, способность видеть и воспринимать прекрасное, желание и умение вносить красоту в быт;
-трудовых умений и навыков;
3.Развивающие 
Развитие:
- глазомера, мелкой моторики рук;
-творческих способностей и творческого мышления; 

Особенности возрастной группы учащихся, участвующей в программе.
Общение с искусством дает учащимся положительно окрашенное эмоционально - ценностное содержание. Возраст учащихся от 4 до 9 лет. Большинство учащихся в этом возрасте уже имеют элементарное представление об искусстве и его видах. И способны к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения и развития продуктивного воображения.
Режим занятий
 
- Общее количество часов в год – 144 
- Количество часов в неделю – 4
- Количество занятий в неделю – 2
- Периодичность занятий – еженедельно.

- Общее количество часов в год – 216 
- Количество часов в неделю – 6
- Количество занятий в неделю – 3
- Периодичность занятий – еженедельно.
 

Прогнозируемые результаты
Предметные
1 год обучения.
В результате освоения программы учащиеся 
должны уметь:
Лепка – создавать простейшие формы, соединять детали, создавать образы из 2-х − 3-х деталей. 
Аппликация - создавать образы из кусочков рваной или мятой бумаги, раскладывать и аккуратно приклеивать бумажные формы.
должны знать:
- название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (ножницы, кисти для клея, и т. д.), приемы и правила пользования ими;
- названия и назначение материалов (бумага, картон, нитки, ткань, веревки, природный материал и т. д.), их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- простейшие правила организации рабочего места;
- приемы разметки (линейка, угольник, циркуль, шаблон, трафарет);
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- иметь представление о геометрических фигурах, сравнивать фигуры между собой (отличительные особенности);
- виды декоративно-прикладного искусства, знание о различных нетрадиционных техниках.
2 год обучения.
В результате освоения программы учащиеся 
должны уметь:
Лепка – создавать объемные фигуры и простые композиции из пластилина, соленого теста, моделирование форм.
Аппликация – освоить элементарные навыки владения ножницами, создавать предметную и сюжетную композиции (цветы в вазе).
должны знать:
- как создавать композиционные образы из различных видов материалов;
- формирование сенсорных эталонов;
- приемы разметки (линейка,  шаблон, трафарет);
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
3 год обучения.
В результате освоения программы учащиеся 
должны уметь:
Лепка - самостоятельно придумывать композиции, рельефно лепить, освоить лепку на форме, на каркасе, прорезание стекой; подбирать и смешивать пластилин, создавать элементарные изображения, украшать банки.
Аппликация – самостоятельно создавать образы, смешивая различные техники аппликации, владеть техникой Торцевание.
должны знать:
-нетрадиционные техники аппликации– простые и сложные, способы их комбинирования;
-нетрадиционные техники аппликации и их правильное название - (торцевание, аппликация из ниток, гофрированной бумаги и т.д.
4 год обучения.
В результате освоения программы учащиеся 
должны уметь:
Лепка - самостоятельно придумывать композиции, рельефно лепить, освоить лепку на форме, на каркасе, прорезание стекой; смешивать пластилин создавать живописные композиции из нескольких техник (пластилиновая живопись и мозаика и т.д.)
Аппликация – самостоятельно создавать образы, владеть техникой декупаж, айрис- фолтинг, скрапбукинг на начальном уровне, украшать банки, бутылки и т.д.
должны знать:
-приемы работы в технике пластилиновая живопись, мозаика.
-нетрадиционные техники аппликации их правильное название -(торцевание, декупаж, скрапбукинг и т.д.)
5 год обучения.
В результате освоения программы учащиеся 
должны уметь:
Лепка - самостоятельно придумывать как индивидуальные, так и коллективные композиции; самостоятельно создавать объемные и плоские композиции с учетом возраста детей ( т.е. с усложнением); смешивать пластилин создавать живописные композиции из нескольких техник (пластилиновая живопись и мозаика и т.д.)
Аппликация – самостоятельно создавать образы, свободно владеть техникой декупаж, скрапбукинг, айрис фолтинг, торцевание и т.д.
должны знать:
-правильное название техник и способы выполнение работы (Скрапбукинг, айрис фолтинг, декупаж и т.д.)

Личностные
Результаты деятельности учащихся в творческом объединении выявляются на основе критериев и показателей уровня сформированности умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.
Первый критерий и показатели.
Изменения в интеллектуальной сфере учащихся характеризуются:
1. Усвоением знаний, предусмотренных учебными программами.
2. Расширением кругозора 
3. Развитием восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.
Второй критерий и показатели.
Изменения в эмоционально-волевой сфере учащихся характеризуется:
1. Формированием интереса к определённым видам декоративно-прикладного творчества.
2. Формированием положительного отношения к творческой деятельности.
Третий критерий и показатели.
Изменения в действенно-практической сфере учащихся характеризуются:
1. Формированием практических умений и навыков по определённым видам декоративно-прикладного искусства.
2. Обогащением опыта творческой деятельности.
3. Расширением коммуникативного взаимодействия:
- готовность и способность вести диалог внутри объединения с товарищами, родителями, педагогом.
-сформированное нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
-осознанное понимание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Итогом реализации дополнительной общеразвивающей программы являются выставки, участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества, отражающие творческий рост учащихся и повышение уровня сформированности умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.
Метапредметные
- развитие художественно - образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
- самостоятельное определение цели своего обучения, формирование для себя новых задач в декоративно-прикладной деятельности (лепке, аппликации);
- осознанный выбор наиболее эффективных способов решения творческих задач (освоение новых техник);
- проговаривание последовательности действий на занятии;
 - ориентировка в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- получение новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя информацию, полученную на занятии;
- умение слушать и понимать высказывания собеседников;
- применение экологического мышления при изготовлении изделий (теста, бумаги, ткани и.т.д.).
II. Учебно-тематический план
1год обучения


 п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Аппликация из ниток    10    2    8
3    Обрывная(рваная) аппликация    20    2    18
4    Аппликация из мятой бумаги    20    2    18
5    Оригами    10    2    8
6    Аппликация из бумаги    20    2    18
7    Работа с крупами, кофейными зернами, каштанами, листьями и т.д.    10    2    8
8    Работа с пластилином     24    2    22
9    Соленое тесто    28    2    26
10    Итого    144    18    126

1-год обучения

 п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Аппликация из ниток    10    2    8
3    Обрывная(рваная) аппликация    30    2    28
4    Аппликация из мятой бумаги    40    2    38
5    Оригами    10    2    8
6    Аппликация из бумаги    36    2    34
7    Работа с крупами, кофейными зернами, каштанами, листьями и т.д.    10    2    8
8    Работа с пластилином     30    2    28
9    Соленое тесто    48    2    46
10    Итого    216    18    198

2 год обучения
№ п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Работа с нитками, лентами, жгутами и т.д.    12        12
3    Работа с бумагой (обрывная аппликация. мятой бумаги и т.д.)    40        40
4    Работа с природным материалом     6    2    4
5    Оригами    8        8
6    Аппликация из ваты    12    2    10
7    Работа с текстилем    6    2    4
8    Соленое тесто     24        24
9    Работа с пластилином     34        34
10    Итого    144    8    136

3 год обучения
№ п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Работа с нитками, жгутами, лентами    6        6
3    Работа с бумагой     30        30
4    Оригами    8        8
5    Работа с природным материалом     6        6
6    Работа с текстилем    10        10
7    Работа с ватой    8        8
8    Соленое тесто    20        20
9    Декор (бутылок, банок и т.д.)    10    2    8
10    Работа с пластилином    24        24
11    Торцевание    20    2    18
12    Итого    144    6    138

 

 

 


4 год обучения

п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Работа с нитками, лентами, жгутами и т.д.    6
        6
3    Работа с бумагой    18        18
4    Работа с текстилем    10        10
5    Работа с кожей    6    2    4
6    Работа с природным материалом    12        12
7    Торцевание    10        10
8    Айрис Фолдинг    12    2    10
9    Скрапбукинг    16    2    14
10    Декор для интерьера    10        10
11    Пластилиновая живопись    16        16
12    Соленое тесто    20        20
13    Декупаж    6    2    4
14    Итого    144    10    134

5 год обучения

п/п    Тема    Всего часов    Теория    Практика
1    Вводное занятие. Техника безопасности    2    2    
2    Работа с нитками    8        8
3    Работа с бумагой    10        10
4    Работа с природным материалом    12        12
5    Работа с текстилем    8        8
6    Работа с кожей    8        8
7    Торцевание    8        8
8    Айрис Фолдинг    16    2    14
9    Скрапбукинг    16    2    14
10    Декор для интерьера    18        18
11    Декупаж     8        8
12    Пластилиновая живопись    10        10
13    Соленое тесто    20        20
14    Итого    144    6    138

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1год обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Демонстрация поделок, сделанные учащимися 2-го, 3-го, 4-го года обучения. Правила техники безопасности. 
2.Аппликация из ниток. 
Теория: Свойства ниток. Использование мелконарезанных ниток. 
Практика: Работа по шаблону. Изготовление поделок («Мухомор», «Бабочка», «Улитка», «Пасхальное яйцо», «Тюльпаны»).
3.Обрывная(рваная)аппликация. 
Теория: Обрывная аппликация. 
Практика: Изготовление поделок в технике обрывная аппликация. («Осень», «Космос», «Котенок», «Яблоко», «Зима», «Гриб», «Рыбка», «Кораблик»…).
4.Аппликация из мятой бумаги. 
Теория: Аппликация из мятой бумага. Использование гофрированной бумаги. 
Практика: Изготовление работы из бумаги («Новогодняя открытка Ёлочка», «Снеговик», «Цыплята», «Зайка», «Цветы», «Виноград», Солнышко», «Божьи коровки и ромашка»).
5. Аппликация с элементами оригами. 
Теория: История возникновения оригами.  Инструменты и материалы. 
Практика: Изготовление изделия в технике оригами («Пёсик», «Объемные рыбки», «Мухомор», «Тюльпаны»).
6. Аппликация из цветной бумаги. 
Теория: История возникновения бумаги. Техники работы с бумагой. 
Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов. («Валентинка», «Цветочек», «Деревья, фрукты», «Поздравительная открытка ко Дню матери», «Композиция гвоздики», «Открытка к 8 марту», Открытка к 23 февраля», «Ромашки», «Лягушата», «Волшебные цветы»).
7. Работа с крупами, кофейными зернами, каштанами, листьями и т.д.
Теория: Виды круп. 
Практика: Изготовление аппликации из крупы, природного материала.
 («Ромашка», «Бабочка», «Утенок», «Птичка», композиции из природного материала).
8. Работа с пластилином (рисование, мозаика). 
Теория: Пластилиновая живопись. Мозаика. 
Практика: Создание простейших работ. («Рыбки», «Лягушонок», «Подсолнух», «Домики», «Заяц», «Грибочки», «Полянка», «Новогодняя композиция», «Цветочки», «Розочки», «Фрукты», «Елочка»)
9.Соленое тесто. 
Теория: Технология получения соленого теста. Приемы работы с соленым тестом. Практика: Изготовление поделок различной формы. Использование дополнительного материала баночек, бутылок. («Сороконожка», «Кот», композиция «Летний день», Морские жители», «Мухомор», «Новогодние игрушки», «Карандашница»).
2год обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности. Повторение материала 1-го года обучения. Знакомство с программой 2-года обучения. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий.
2.Работа с нитками, лентами, жгутами и т.д.
Теория: Мелконарезанные и цельные нитки. 
Практика: Работа с шаблоном. Изготовление поделок. («Игрушки из помпонов», «Васильки», «Тюльпаны», «Божья коровка на ромашке», «Ромашка»).
3.Работа с бумагой (обрывная аппликация, мятая бумага и т.д).
Теория: Знакомство с бумагой, с ее свойствами. 
Практика: Изготовление цветов из гофротрубочек. Изготовление композиций в техниках мятая бумага, рваная бумага. Работа с шаблоном, с ножницами. («Груша», «Пасхальная композиция», «Космос», «На дне морском», «Лебединое озеро», «Поздравительные открытки», «Гофроцветы», «Одуванчики», «Композиция к 9мая», «Мимоза», «Снеговик», «Елка»…..).
4.Работа с природным материалом.
Практика: Работа с крупами, шишками, каштанами, листва и т.д. («Совушка в лесу», «Природная фантазия», «Лебеди»)
5.Оригами.
Практика: Работа по схеме, разметке. Создание композиции.
 («Тюльпаны», «Рыбки»….)
6.Аппликация из ваты.
Практика: Работа с ватой, ватными дисками. («Розы», «Каллы», «Лебединое озеро», «Зайка»…)
7.Работа с текстилем. 
Теория: История возникновения тканых материалов. Виды тканей.
Практика: Изготовление композиций («Бабочка», «Дерево счастья», «Букет цветов»)
8. Соленое тесто.
Теория: Приемы и способы лепки. 
Практика: Создание композиций объемных и на плоскости. («Подсолнухи», «Фрукты», «Подсвечники», композиция «Мышки на сыре», «Пасхальная подставка», «Цветочная фантазия»)
9. Работа с пластилином.
Практика: Работа с шаблоном. Приемы работы в технике пластилиновая живопись, мозаика.
 («Розочка», «Наступила осень», «Зайцы на лужайке», «Домики»……)
3год обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности. Повторение материала 2-го года обучения. Знакомство с программой 3-года обучения. Инструменты и материалы.
2.Работа с нитками, жгутами, лентами. 
 Практика: Изготовление композиций из цельных шерстяных ниток. («Маки», «Новогодний шар», «Чудесные баночки»).
3. Работа с бумагой. 
Практика: Выполнение работ в различных техниках аппликации (мятая, рваная бумага), работа с шаблонами, эскизами. Составление композиций из отдельных деталей. («Осень», «Панда», «Рождественская свеча», «Зимний пейзаж», «Поздравительные открытки», « Космос», «Ваза из гофротрубочек», «Цветочная композиция», «Черепаха», «Валентинки», «Пасхальная композиция», «Поросенок»).
4. Оригами. 
Практика: Складывание бумаги. Работа с схемами. Составление композиций. («Открытка к 23февраля», «Рыбки», «Коробочка»).
5. Работа с природным материалом. 
Практика: Изготовление композиций из шишек, листвы, крупы. («Орнамент», «Мишка в лесу», композиция)
6. Работа с текстилем. 
Практика: Работа с шаблоном. Изготовление композиций из нескольких деталей. («Бабочка», «Кот», «Зайчонок»……)
7. Работа с ватой. 
Практика: Работа с эскизом, приемы работы с ватой. Изготовление композиций сувениров.(«Овечка», «Воробей»……)
8. Соленое тесто.
Практика: Изготовление композиций. («Подсвечники», «Ромашки в корзине», «Тюльпаны»……)
9. Декор.
Практика: Декорирование бутылок, банок, шкатулок.
10. Работа с пластилином.
Практика: Смешивание пластилином. Приемы лепки. («Замок», «Тюльпаны в вазе», «Картина лето»…..).
11.Торцевание. 
Теория: Торцевание. Приемы работы. 
Практика: Изготовление и оформление композиций. («Цветочная поляна», «Кактус», «Гиацинт», «Рыбка»)

4 год обучения
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности. Повторение материала 3-го года обучения. Знакомство с программой 4-года обучения. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий.
2. Работа с нитками, жгутами, лентами и т.д. 
Практика: Изготовление композиций и сувениров из цельных и мелконарезанных ниток. Смешивание приемов аппликации в одной работе. («Рождественский венок», «Осенний пейзаж»).
3. Работа с бумагой.
Практика: Изготовление композиций в различных техниках, смешивание техник в одной композиции. Самостоятельное составление эскиза композиции. Скручивание бумаги, элементы квилинга (простейшие композиции) («Осенний лес», «Подсолнухи», «Сирень», «Русские березы», «Танки»…)
4. Работа с текстилем. 
Теория: Подбор ткани. 
Практика: Составление композиций. («Лес», «Геометрический орнамент», «Совунья»…..)
5. Работа с кожей.
Теория: Приемы работы с кожей. Свойства кожи. 
Практика: Изготовление простейших вариантов подвесок. («Подвески»)
6. Работа с природным материалом.
Практика: Работа с крупами, шишками, ракушками и т.д. Составление композиций из нескольких материалов («Овечка», изготовление сувениров, плоскостных и объемных композиций).
7. Торцевание 
Практика: Изготовление объемных и плоскостных работ. Самостоятельное составление эскиза. («Космос», «Цветы сада»…)
8. Айрис-Фолдинг. 
Теория: Айрис-Фолдинг. Приемы работы. 
Практика: Изготовление композиций, открыток. («Кленовый лист», «Воздушный шар», «Валентинка»)
9. Скрапбукинг. 
Теория: Скрапбукинг. Подбор материала по цвету. 
Практика: Изготовление открыток. («Открытка к 8 марта», «Открытка к Пасхе» и т.д.)
10. Декор для интерьера.
Практика: Декорирование предметов интерьера различными материалами. (рамки для фотографий, шкатулки…) («Кофейная фантазия», «Мухомор» и т.д.)
11. Пластилиновая живопись. 
Практика: Смешивание цвета. Самостоятельное составление эскиза. Использование в работе несколько техник. Самостоятельное создание выразительных работ. («День Победы», «Гроздь винограда», «Цветочная фантазия»)
12. Соленое тесто. 
Теория: Составление эскиза работы, приемы лепки. 
Практика: Создание композиций усложненного варианта. Оформление работ, выбор цвета, расположение композиции. («Ромашки в вазе», «Гроздь винограда», «Дремучий лес», «Подкова»…..)
15.Декупаж. 
Теория: Декупаж. Приемы работы. Материалы для работы. Практика: декорирование разделочных досок, баночек.
5 год обучение
1.Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Правила техники безопасности. Повторение материала 4-го года обучения. Знакомство с программой 5-года обучения. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для занятий.
2. Работа с нитками.
Практика: Самостоятельное составление эскиза. Изготовление композиций, сувениров из цельных ниток. Оформление композиций.
3. Работа с бумагой.
Теория: Композиции. Композиция в декоративно-прикладном искусстве. Основы композиционного решения плоскости листа. Основные приёмы вырезания. История квиллинга. Квиллинг - искусство бумагокручения. Азы квиллинга (основы, правила, приемы). Техника изготовления. Композиции на плоскости, объёмные композиции. Инструменты и материалы для квиллинга.
Практика: Изготовление объемных композиций из бумаги.
4. Работа с природным материалом.
Теория: Использование естественной формы фактуры природного материала. Освоение приемов резания ножницами, склеивания.
Практика: Изготовление поделок, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток. 
5. Работа с текстилем.
Практика: Выбор материала. Изготовление украшений, сувениров, композиций.
6. Работа с кожей.
Практика: Изготовление браслетов, картин, подвесок и т.д.
7.Торцевание.
Практика: Изготовление объемных и плоскостных композиций.
8. Айрис-Фолдинг.
Практика: Работа с схемой. Изготовление поздравительных открыток, композиций.
9. Скрапбукинг.
Практика: Выбор материала, цветовое решение. Изготовление альбомов, открыток, шкатулок.
10Декор для интерьера.
Практика: Изготовление топиарий, декорирование шкатулок, банок и т.д.
11. Декупаж. 
Практика: Подбор материала. Декорирование шкатулок, досок, банок и т.д.
12. Пластилиновая живопись.
Практика: Закрепить приемы работы в технике «пластилиновая живопись». Самостоятельное создание работы учащимися используя технику «пластилиновая живопись» и «мозаику» в одной работе.
13. Соленое тесто.
Практика: Изготовление композиций, сувениров. Оформление работ: выбор цвета, расположение композиции.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие состоит из двух частей:
•   Теория (объяснение нового материала).
•   Практика (изготовление подделок).

Методы и формы работы:
· Беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;
· демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;
· работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам;
· организация индивидуальных и коллективных форм художественного творчества;
· организация выставок детских работ;
· создание и развитие детского коллектива;
· работа с родителями.
Использование на занятиях педагогических технологий: репродуктивного обучения (традиционная), развивающего обучения; дифференцированного обучения, диалогового взаимодействия; проектного обучения (мини-проекты, долгосрочные проекты и др.); игрового обучения.

Основные способы лепки.
1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический способ – лепка из целевого куска соленого теста. 
3. Комбинированный способ – лепка с  применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из соленого теста.
6. Способ выбирания соленого теста стекой.
При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму
 и преобразовать их.
Как получить шарообразную форму.
1.    Раскатать кусочек соленого теста круговыми движениями;
2.    Раскатать кусочек соленого теста одной ладонью на твердой поверхности;
3.    Раскатать кусочек соленого теста кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму.
1.    Раскатать кусочек пластилина (соленого теста) в ладонях продольными движениями туда – обратно;
2.    Раскатать кусочек  соленого теста одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
3.    Раскатать кусочек соленого теста кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму шара.
1.    Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овал или эллипс;
2.    Оттянуть с одной стороны;
3.    Раскатать и при необходимости согнуть;
4.    Сплющить между ладонями в диск;
5.    Раскатать в конус;
6.    Сплющить с одной стороны в полусферу;
7.    Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра.
1.    Свернуть в кольцо;
2.    Скрутить в спираль;
3.    Сплющить с ленту;
4.    Раскатать в конус;
5.    Свить или сплести 2-3 колбаски.

Средства выразительности аппликации 
Предметная и сюжетная аппликация: цвет, колорит (подбор цветовой, гаммы в зависимости от основного фона поверхности, на которой, выполняется аппликация; подбор цвета для композиции из природного материала); форма, симметрия, величина пропорций, линия разреза или обрыва, детализация, общая композиция.
Декоративная аппликация: ритм, симметрия (зеркальная и ассиметричная) цвет; форма (построение декоративных композиций на различных геометрических формах и формах более сложной конфигурации – силуэтах одежды, объемных фигурах), композиция (орнаментальное построение на квадрате, прямоугольнике, кругообразной форме, силуэтах одежды).

Оборудование и материалы:
    столы;
    стулья;
    доска;
    мольберт;

Необходимые  технические средства обучения:
    моноблок, проектор;
Художественные материалы:
    краски разнообразных составов 
    кисти и другие инструменты 
    бумага;
    картон;
    ткани;
    нитки;
    кожа
    салфетки;
    природный материал;
    соленое тесто;
    пластилин; 
    клей; 
    Декоративные дыроколы
    Банки, бутылки, горшки и т.д.

 


V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова В.Н, Венгер Л.А, Запорожец; под редакцией Усовой А.П. Саккулиной Н.П. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М.: Изд-во Просвещение, 1965.- 185с.
2. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования). 
3. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. Творческий центр Сфера Москва 2007.
4. Башарина Н.М. Аппликация из соломки в детском саду. Академия развития 2009.
5. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление «Дошкольное воспитание» – 1994. – № 1. – С. 17-19. 
6. Богатеева З.А «Чудесные поделки из бумаги» Изд-во Просвещение 1992.
7. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. Изд-во Просвещение 1998 
8. Венгер Л.А. формирование познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание.- 1979.- №5.
9. Ветлугина Н. А.. Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978.
10. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 92 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. – 536 с.
12. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1982
13. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
14. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.-М.:1999.
15. Григорьева Г.Г Практикум по изобразительной деятельности дошкольника. Издательский центр «Академия» 2001. 
16. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
17. Данилина Т. А. В мире детских эмоций (пособие для практических работников ДОУ). Издательство АЙРИС ПРЕСС. Москва 2007. 
18. Доронова Т. Н. Программа воспитания и обучения «Радуга»
19. Ермолаева Н.В, Малышева А. Н. Аппликация в ДОУ в помощь воспитателям и родителям. Академия Холдинг 2007. 
20. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 20. Гуманит издательский Центр ВЛАДОС, 2001.
21. Козлова С.А, Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учебное пособие М:..,2000г.
22. Кириенко. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М.,1959. с.21.
23. Климова Е.П. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. 77 стр. 2007
24. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2002.
25. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. 
Практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) – М.: Просвещение,1987 
26. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Москва 2007 Творческий центр Сфера.
27. Павлов Димитр. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992. 
28. Петрова И. М. Объемная аппликация. Санкт-Петербург. Издательство «Детство – Пресс»
29. Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. -  № 5 (9). 
30. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика: учебно-практическое пособие. Изд-во: Педагогическое общество России (Центральный совет), Центр педагогического образования, 2007.
31.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Изд-во: Академия развития, 1997- 240с.
32. Урунтаева Г.А Диагностика психологических особенностей дошкольника. М..,1997.
33. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусства в формирование личности старшего дошкольника. Ростов- на- Дону 1995.
34. Шахова Н.В Художественная аппликация и узоры из бумаги- БАО ПРЕСС РИПОЛ Классик Москва 2006.
35. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн