Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проект урока литературы в 6 классе по теме "Проблема нравственности в рассказе Н.С.Лескова "Человек на часах""

Submitted by Мария Николаевна Крохта on Fri, 25/03/2016 - 12:59

Урок  литературы в 6-м классе

Тема:  «Проблемы нравственности в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»

 

                                                          «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»

 

Н.С.Лесков

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом «Человек на часах», его проблематикой; способствовать формированию представления о Н.С.Лескове как о талантливом русском писателе, значении его творчества.

 

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Н.С.Лескова как талантливого русского писателя; познакомиться с рассказом «Человек на часах», рассмотреть его проблематику, идейное содержание; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении, создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые  изобразительно-выразительные  средства языка; делать устный и письменный анализ произведения;

ценностно-ориентированная сфера: формировать собственное отношение к произведениям Н.С.Лескова; Приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками вдумчивого чтения;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, словарная работа, устные характеристики героев), индивидуальная( рассказ, сжатый пересказ, сообщение, презентации), групповая (чтение по ролям).

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, книжная выставка «Чтоб в человеке человеческое торжествовало», выставка рисунков детей к рассказу «Человек на часах»; эпиграф урока записан на доске: «Чтоб в человеке человеческое торжествовало».

Основные понятия и термины: честь, сострадание, искушение, гуманизм, гуманность, ирония.

Цели урока:

  • привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.

Задачи урока:

  • показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;
  • продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;
  • создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.

Ход урока

I. Организационный момент. Погружение в тему урока.

1.Вступительное слово учителя.

– Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами.

  А сегодня мы проведём необычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своём рассказе Н.С.Лесков «Человек на часах».

  Армия – основа государства, и поэтому проблему человека в армии поднимали многие писатели и поэты: Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов и другие. На примере рассказа Н. С. Лескова мы поговорим о людях, которые служили в армии, узнаем, какова роль и судьба простого человека, в каком состоянии находилась армия в годы правления Николая 1; постараемся выяснить, какую роль сыграло происшествие в раскрытии характера героя, а также попробуем разобраться в понятиях «добро» и «зло» и ответим на вопрос «Всегда ли человек получает награду за добро и должны ли мы только лишь за вознаграждение делать добрые дела?»

2.Работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

– Для чего нужен эпиграф? (в нём заключена главная мысль)

– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)

В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей,  речью, совестью, сердцем.

– Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герой рассказа “Человек на часах”.

– Откройте тетради, запишите число, тему, эпиграф.

– На столах у вас толковые словарики к рассказу, которые помогут нам в работе, в них же домашнее задание к следующему уроку.

2. Беседа по вопросам.

– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?

(Анекдот)

– Каково значение слова “анекдот”?

(Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет:

“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.

– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе «Левша».

– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.

Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.

– Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа а,может быть, даже и расстрел”).

Чтобы понять, почему Постников так долго не решался броситься на помощь, давайте посмотрим презентации по теме: «Воинский устав 19 века» (Приложение 1.) и «Измайловский полк» (Приложение №2)

– Что такое щпицрутены, мы узнаем подробнее из сообщения и презентации 

(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”) – длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.

3. Об этом жестоком наказании солдат напишет в 1903 году и Лев Николаевич Толстой в рассказе “После бала”. Мы его будем читать в 8-м классе. А сейчас пока рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу.

– А вот  замечательные рисунки к рассказу “Человек на часах”, которые вы выполнили Что на них изображено? (1-солдат Постников на посту, 2-офицер инвалидной команды подхватил спасённого и повёз его к приставу (участковому)

4. Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, опираясь на схему

Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера) -глава 2

Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (стр.156)

Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать)

– 4 глава.

Кульминация (всё-таки спасает) – 5 глава

Развитие действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.

Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.

5. Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.

– Случайно ли автор даёт ему фамилию “Постников”?

В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

– Какие значения отражает фамилия героя  ?(И воинскую должность, и воздержание).

– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).

– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат

Постников, стоящий в этот момент на посту.

– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)

– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.

– Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание.

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

…так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

…помнит и службу, и присягу…

…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…

…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

 

Физминутка.

Ребята! Вы, наверное,  немножко подустали. Давайте проведём физминутку.

– Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти

человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

– Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).

– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).

– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост”.

– Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).

– Тогда почему героя наказали, а обманщика - офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?

(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)

Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.

– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации).

– Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).

Все довольны. И Постников остался доволен.

– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос (стр.170)

– Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма)

– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”).

– Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).

– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173).

Вывод:

“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”

6. Подведем итоги. 

– Продолжите предложения.

Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)

Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)

7. Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.

– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии -“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”.

Народом сложено много пословиц и поговорок о чести и достоинстве. Презентация «Пословицы и поговорки о чести и достоинстве. Приложение 3.

8.Рефлексия: Как вы думаете, прав ли Постников или нет? Кто считает – да, прикрепите на караульную будку (рисунок караульной будки прикреплён к доске) зелёный кружок, кто нет – синий кружок.

9. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).

– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми).

10. Домашнее задание: напишите ответ на вопрос: Н.С.Лесков заставляет нас задуматься над вопросом, что важнее: долг или совесть…. Я бы в похожей ситуации поступил так:….

11. Оценки за урок:

За словарик
За пересказ  
За иллюстрации к рассказу  
За презентации
За знание текста
За участие в анализе и обсуждении рассказа

12. Урок закончен. Спасибо за работу.

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
приложение 1 воинский устав.pptx 987.43 KB
приложение 2 Измайловский полк.pptx 866.75 KB
Приложение 3 пословицы и поговорки о чести и достоинстве.pptx 1.33 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн