Официальный сайт filipoc 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер-класс «Екатерина Великая в топонимике России»

Submitted by Любовь Михайловна Бородинова on пн, 28/03/2016 - 17:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бутусов Алексей Владимирович
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературу МОУ Красноткацкой СШ Ярославского МР

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

на увлекательном материале показать приёмы работы авторского кружка «Топонимика Ярославского края», раскрыть сущность топонимики как актуальной, многообразной научной дисциплины, находящейся на стыке лингвистики, географии, истории.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

-

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

проектор, экран, слайд-презентация без музыки

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
<p>на увлекательном материале показать приёмы работы авторского кружка &laquo;Топонимика Ярославского края&raquo;, раскрыть сущность топонимики как актуальной, многообразной научной дисциплины, находящейся на стыке лингвистики, географии, истории.</p>

Выхожу на сцену с большой географической картой в руках.

Я: - Здравствуйте, уважаемые члены жюри, участники фокус-группы, гости. Как вы думаете, почему я, учитель-словесник, вышел с географической картой? (вопрос всем)

ФГ или зал: - Наверно, мы будем говорить, как связана география и русский язык. Возможно, будем говорить о географических названиях.

Я: - Вы в шаге от истины! Я рад вас приветствовать на занятии кружка «Топонимика родного края».

(обращаюсь к жюри и залу) Если мы начнём рассматривать карту, то увидим, что там «живут» очень загадочные, смешные, зовущие к незамедлительной разгадке названия – топонимы. Деревня Закобякино. Речка Сковородка. Дуб Тимофей. Большой валун на глухой Пошехонской земле – Русалкин камень, Пьяная дорога в Ярославском районе, Озёра Яхробол, Искробол и Шачебол. Откуда такие названия? Ответ на этот вопрос даст актуальная нынче наука ТОПОНИМИКА, которая призвана сдружить лингвистику, историю и географию.

Будучи студентом, в качестве практического задания я составил часть рабочей программы и цикл лекций для студентов по авторскому курсу «Топонимика Ярославского края». Мог ли  тогда предполагать, что результатом этого увлечения станет моя рабочая тетрадь по курсу (показать печатный вариант), победа во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации», где я получил Медаль Януша Корчака (2008 год) и, наконец, серьёзный, продуктивный кружок в Красноткацкой школе, проект «110 деталей посёлка Красные Ткачи», эксклюзивные экскурсии по топонимики Карабихи, …

Хотите побывать на занятии кружка? Вы уже здесь!

Далее работаю с ФГ

Я: - Один пользователь сети Интернет высказал такую мысль: «Если бы не Екатерина Великая, выглядела бы карта России так»:

О чём говорит это высказывание?

ФГ: - О том, что императрица сыграла какую-то решающую роль в топонимике России, сделала её более разнообразной.

Я: - Более того, участники Интернет-форумов утверждают, что Екатерина Вторая – самый «популярный» государственный деятель, который давал названия населённым пунктом. Как вы думаете, как, при каких обстоятельствах это могло происходить?

ФГ: - Наверно, на государственных собраниях официальным приказом императрицы «города и веси земли русской» получали новые названия на карте?

Я: - Если бы это было так, топонимика не была бы столь интересной. Есть в Гаврилов-Ямском районе село Горе-грязь (на слайде-фото). Название этому селу императрица дала, когда… проезжала мимо из Москвы в Ярославль. Была поздняя осень, распутица, дороги развезло так, что карета застряла (а по другой версии – перевернулась!!!) и тогда Екатерина воскликнула: «Ну и грязь здесь! Просто горе!».

Другая топонимическая деталь – Екатерининские берёзы – находится недалеко от Красноткацкой школы. Старожили утверждают, что сохранившиеся старые берёзы вдоль шоссе сажала сама Екатерина, «чтобы было светлее ехать».

Ну а сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и предположить, при каких обстоятельствах Екатерина могла дать названия следующим объектам:

1)город Глазов

2)город Череповец

3)посёлок Выдропужск.

Но это ещё не всё.

Я предлагаю каждой паре оформить творческие стеллы с географическими  названиями так, чтобы в них нашла отражение ваша версия.

Я: (к жюри и залу) – Пока фокус-группа работает, расскажу немного о своей рабочей программе. Программа предполагает поочерёдное знакомство с такими разделами науки как оронимика, ойконимика, гидронимика и микротопонимика. Выполняя систему исследовательских, аналитических заданий, обучающиеся открывают закономерности в каждой отрасли топонимики. Лингвистический анализ топонимов позволяет школьникам научиться определять научные версии от «народной топонимики», проводить аналогии географических названий разных областей, отличать славянские названия от угро-финских и т.д. Тетрадь носит информативно-практический характер, включает карты для работы, фотографии и рисунки. Представляю вашему вниманию авторские дидактические материалы: контурные карты, листы с  системой упражнений, маршруты туристических походов и т.д. Система занятий с данным пособием позволяет школьникам выходить на метапредметный уровень, обучаться в соответствии с ФГОС.

Кроме традиционных занятий, кружок предполагает изучение микротопонимов в полевых условиях: походы, экскурсии, беседы с жителями. Несомненным достоинством кружка стали широкие возможности выхода на проектно-исследовательскую деятельность.

(к фокус-группе) – Предлагаю поделиться своими догадками относительно происхождения географических названий! (делятся)

Я: - А теперь предлагаю вам истории, которые можно встретить на краеведческих форумах:

1) Город Глазов, Удмуртия. Екатерина Вторая, когда посмотрела на чертёжный план будущего уездного города, с удивлением обнаружила, что он напоминает большой глаз. «Хмм, - сказала императрица. – Ну значит, путь будет город Глазов».

2) Город Череповец, Вологодская область. Ехала как-то Екатерина Великая через леса-болота. Остановилась на привал. Шагнула и нечаянно наступила на чей-то череп. Посмотрела: «Череп овец!» Вот и построили на этом месте город с таким названием.

3) Посёлок Выдропужск, Тверская область. Ехала Екатерина в Петербург. Увидела около дороги пьяного мужика. «Выдрать ещё пуще!» - осерчала императрица. Вот и назвали село на этом месте так…

Я: - А теперь предлагаю посмотреть другие версии происхождения этих топонимов.

1) город Глазов – а) русский перевод удмурдского топонима «Сингурт», что в переводе означает «глаз-деревня», б) по фамилии основателя.

2) Город Череповец - Название «Череповец» в оригинале звучало как «Чере — по — весь» и означало «поселение вепсов на рыбной горе.

3) посёлок Выдропужск был так назван предположительно, потому что в окрестных реках водилось много выдр.

Я: - Чем отличаются версии из первого столбика от версий из второго?

ФГ: - Тем, что в версиях первого участвует Екатерина.

Я: - Как вы думаете, в каком столбике представлены научные версии, а  в каком – легенды и предания?

ФГ: - В первом – легенды, во втором – научные версии.

Я: - Совершенно верно. Для версий первого столбика есть понятие «Народная топонимика» - толкование географических названий с учётом не научных данных, легенд, преданий и т.д. В роли авторов подобных историй вы только что побывали.

Очень часто местные жители предлагают туристам именно народные варианты. Будьте осторожны! По мнению историков, народная топонимика, ошибочна. Но с позиции лингвистики это увлекательное и интересное явление.

 

Ну а напоследок – вам «десерт» народной топонимики. Знаете, почему столица нашей Родины называется Москва?

ФГ: - высказывают свои мнения.

Я: - Да всё проще. Ехал Юрий Долгорукий по мосту через Москву-реку. И вдруг мост р-р-раз – и обрушился. «Ах ты мост, такой-сякой!!! – хотел было сказать Юрий. Но успел проговорить только «МОС…» - и утонул.

А лягушка в это время сказала «КВА!». Спасибо за участие в мастер-классе! До новых встреч!!!

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн