Вы не зарегистрированы

Авторизация



Форма профориентационной подготовки в системе дополнительного образования

"Организация проектной деятельности учащихся в системе дополнительного образования как форма профориентационной подготовки»

 

 

Куценко Ирина Петровна,

педагог дополнительного образования

 МБОУ «Средняя школа №11»,

руководитель школьного хореографического

ансамбля «Фейерверк»

 

   

Смотреть фотоальбом

 

Профессиональная ориентация- это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества.

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами человека и потребностями рынка труда.

К профориентации относится информирование и ориентация учащихся   школы в отношении их возможного выбора своего профессионального будущего.

Профессиональная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности учеников к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Огромную роль в профориентации играют школьные творческие кружки,   студии, коллективы, секции, ансамбли.

Образовательная программа школьного  хореографического ансамбля     «Фейерверк» дает возможность ознакомиться с деятельностью:

-профессионального танцора;

- хореографа;

- репетитора-хореографа;

- режиссера постановщика;

- художника по костюмам;

- организатора.

Условием  развития познавательной активности и самостоятельности школьников в   профессиональном обучении – является их вовлечение в проектную деятельность.

Одна из форм дифференциации в  обучении – проектирование, которое направлено на формирование проектно-организаторских умений и навыков у обучающихся. Проектно-организаторская функция рассматривается как комплекс механизмов, направленных на формирование активной, самостоятельной, самоорганизующейся и творческой личности, способной к сотрудничеству и осознающей ответственность за полученные результаты. 

Вашему вниманию представлена разработка курса предпрофильной подготовки учащихся, направленного на проектирование индивидуальной образовательной траектории.

Цель проекта: познакомить воспитанников ансамбля «Фейерверк»  с искусством балетмейстера, с полным постановочным процессом спектакля - балета, и вовлечение их в  процесс постановки танца.

Задачи:

 Теоретические.

 Дать теоретические знания  по разделу  «композиция и постановка танца»:

1. Познакомить с такими понятиями как:  драматургия танца, музыкальный текст, хореографический текст, рисунок танца, либретто.

2. Познакомить с пятью составляющими  драматургии танца:

. Экспозиция.

 . Завязка.

 . Развитие действия.

 . Кульминация.

 . Развязка.

3.Научить составлять композиционный план

4. Составления генерального плана  от задумки  спектакля балета, до его практического воплощения на сцене

  Практические

1. Составление сценария будущего произведения.

2. Подбор музыкального материала

3. Работа над эскизами костюмов

4. Подбор слайдов для фонового изображения

5.Постановочный  и репетиторский  опыт

6. Объединение групп  общей идеей

7. Сплочение ансамбля

8. Раскрытие творческого потенциала  учащихся

9.Выявить лидерские и исполнительские качества воспитанников

Ожидаемые результаты:

1.Сформированность у обучающихся способности переносить известные способы действий (знания и умения) в новую практическую ситуацию.

2.Наличие умений к сотрудничеству, взаимодействию внутри малой группы; динамики в становлении ученического коллектива как учебного сообщества.

3.Наличие способностей к самостоятельной учебно-практической деятельности, умению ставить задачи, искать пути их решения, оценивать процесс проектирования.

4.Начало формирования умений владения разными коммуникативными способностями, включая публичные.

5.Повышение творческого потенциала обучающихся.

 

 

ПРОЕКТ    «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

(балет-спектакль)

 

В 2017 году, грядет очередной двадцатилетний юбилей ансамбля.  Уже сейчас идет подготовка репертуара к большому торжеству.  Общее желание ребят удивить и покорить зрителей, сделать концерт не стандартным и интересным вывел всех  на  идею создания балета – спектакля  «Машина времени».

Общаясь и записывая  мысли, пожелания, требования, предположения  каким ребята видят эту постановку пришли к следующим выводам:

- каждый участник должен применить себя в этой постановке не только как артист и танцор, но обязательно примерить на себя роль художника оформителя и декоратора, художника по костюмам, хореографом, организаторам, репетитором, драматургом, режиссером.

- постановка должна носить не только зрелищную и развлекательную функцию, но и поднять социально – значимые проблемы общества, которые бы затронули каждого человека в зрительном зале. 

-балет должен быть понятен детям и интересен взрослым.

В проект были вовлечены учащиеся ансамбля в возрасте от 13 до 18 лет, что соответствует третьему этапу образовательной программы ансамбля. В одну рабочую группу были объединены  две группы коллектива:  старшая – выпускники (16-18 лет) и воспитанники  которые только перешли на третий этап образования (седьмой год обучения  13-15лет).  Проектная работа состояла из

- теоретической части,

-  творческой части ( сбор материала, подбор лексики, постановка)

 -репетиционной части

Практическая часть

Была разработана основная идея постановки: любознательный мальчик, мечтал попасть в прошлое и увидеть далекое будущее,   это толкнуло его над созданием машины времени. Он думал это будет веселое и занимательное путешествие, но в каждой эпохе столкнулся с человеческим пороком, одна надежда была на будущее, но и тут его ждал очередной ужас, человечество исчезло и превратилось в полу роботов,  полу мутантов, солнце на земле исчезло и мир существовал в кромешной темноте. Наш герой разрушает машину времени, возвращая время вспять к колыбели рождения человечества, где царила гармония природы с человеком и понимает, что это и был самый идеальный мир, который люди не смогли сохранить, вместо духовного развития и прогресса привели человечество к краху.  Самый главный смысл постановки, призыв людей к духовному росту и бережного отношения к жизни, гармонии  с природой, к духовному созиданию.

Долго дискуссировали,  в какие эпохи будет путешествовать наш герой.  Решили остановиться на самых ярких эпохах с точки зрения сценического выражения:

- Рабовладельческая эпоха

 - Эпоха Золотого века - период правления Людовика « Короля Солнца»

- недалекое будущее (лет через 50-100)

-далекое будущее на многие тысячелетия вперед.

-далекое прошлое - колыбель рождения человечества, мы назвали этот период эпохой  « Адама и Евы».

Получилось, что в нашем балете будут пять полноценных законченных историй имеющих свою драматургию со всеми пятью составляющими. Машина времени будет связующим звеном между частями.

После того, как ребята уяснили, что мы хотим показать и рассказать закипела работа.

Группа учащихся взялась за составление Либретто (приложение №1)

Определили кто и сколько человек танцует в каждом действии.

Первая группа: «Рабовладельческий строй» -8 чел.

Вторая группа: «Золотой век» - 9чел.

Третья группа:  «Серый век технологий» 10 чел

Четвертая группа: «Далекое будущее» 6 чел

Пятая группа «Адам и Ева»: 9 чел

Шестая группа: «Машина времени» -6чел.

Финал: Весь коллектив

Другая инициативная группа принялась составлять композиционный план (приложение №2).

 Каждая группа  приступила к сбору материала. Была поставлена задача  подобрать музыку, которая бы соответствовала  раскрытию сюжета,  приносить эскизы к костюмам, а так же искать слайды для фонового изображения (приложение №3,4).

Постановочная работа, велась по подгруппам и индивидуально с солистами.

Репетиционная – сводная .

Постановка состоялась на сцене Камчатского колледжа искусств имела положительные отзывы зрителей, надеемся на нашем юбилейном концерте она займет достойное и заметное место и не оставит зрителя равнодушным (Смотреть фотоальбом).

 

Более подробно с проектом можно ознакомиться здесь

 

Список литературы:

  1. Агрипина Яковлевна Ваганова: статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н.Д. Волкова, Ю.И. Слонимского. — М.: Искусство, 1958. — 343 с.
  2. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. – 556 с.
  3. Громов Ю.И., Звёздочкин В.А., Каплан С.С. Мужской танец в Петербургской балетной школе: Педагогическое наследие В. И. Пономарёва. — СПб.: СПб ГУП, 2004–124с., 16с.
  4. Данциг Р. Ван. Воспоминания Нуреева. След Кометы. Перев. С нидерланд. И.
  5. Михайловой — «Геликон Плюс», Санкт-Петербург, 2011.- 386с.
  6. Захаров Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями. М.: Искусство, 1967. — 62с.
  7. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. — М.: Искусство, 1983. — 224с., рис., 24л.ил.
  8. Иванова И.А. Многообразие русского танца // Хореография: история, теория, практика.  Вып. 4. — М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. — 248с.
  9. Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения. Руки. Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство Планета Музыки», 2009. – 128 с.
  10. Рославлева Н.П. Марис Лиепа. — М.: «Искусство», 1979. – 100 с.
  11. Соковикова Н.В. Национальный танец как средство развития генетической отзывчивости на национальную музыку детей дошкольного и младшего школьного возраста//
  12. Хореография: история, теория, практика. Вып. 4. — М.: Московская академия образования Натальи Нестеровой, 2011. – 248 с.
  13. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. — М.: Искусство, 1981. — 479с.
  14.  Тарасов Б. Движение — эта великая сила.
  15. Толстой А.Н. Как мы пишем. Собр. Соч. — М.: 1961, т. 10.