Официальный сайт all-remont 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Из книжной сокровищницы Древней Руси

Submitted by Наталья Васильевна Заикина on Wed, 30/03/2016 - 14:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Заикина Наталья Васильевна
Место работы, должность: 

МКОУ Воздвиженская СОШ,учитель начальных классов

Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 

сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" 4 класс

Используемое оборудование: 

 компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»; карточки, листы с тестами для учащихся, поощрительные жетоны.

Используемые ЦОР: 

презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»;

Краткое описание: 
<p>Материал соответствует программе четвертого класса.&nbsp; Урок позволит школьникам узнать, кто создал на Руси письменность и на чем писали в древности. Организация урока направлена на развитие у учащихся внимания, образной памяти, восприятия. Знакомство со всеми разделами разработки поможет в воспитании интереса к чтению, изучению истории.</p>

                  ТЕМА УРОКА: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Цель урока
 

сформировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси

Задачи урока

  1. Формировать представление учеников о культуре Древней Руси.
  2. Закреплять умение работать с источниками информации.
  3. Развивать интерес к истории и культуре России.
  4. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связную речь.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.

 

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

 Учебник А.Плешаков "Окружающий мир" 4 класс, компьютер, медиапроектор, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»; карточки, листы с тестами для учащихся, поощрительные жетоны.

 

Основные
понятия

Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука

 

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу.

 

Слушают учителя. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

организация рабочего места

II. Актуализация

опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Неотосланная депеша»

Проверку домашнего задания проводит с помощью теста

(приложение 1)

 

 Объяснение правил выполнения теста.

Выполнение, взаимопроверка и взаимооценка.

(Ключ:  а б б б в а в б а в) 10 –«5» 8-9 –«4» 6-7

 

 

 

читает высказывания первых русских князей (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Выполняют тест.

взаимопроверка

взаимооценка

 

 

 

 

 

 

 

отвечают, кто мог сказать такие слова

Индивидуальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Устные ответы

III. Подготовка  к  восприятию нового материала. (Сообщение темы и постановка цели урока.)

 

 

IV.

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа
с текстом.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство
с двумя вариантами славянской азбукСообщение учителя, творческое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя.

Сообщения
учащихся.

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

Задания для учащихся
с высоким уровнем подготовки

 

 

- Мы знаем, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели писать и читать.  Каковы цели  этого урока, вы определите, восстановив предложения.  (Слайд 2,3):
А) письменность Кто Руси славянскую на создал?
Б) на чем Руси На писали и чём?

 

  •  нахождение ответов на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

– Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

– знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались
с ними так, будто они произведения искусства.

– Кто создал на Руси славянскую письменность?

 

 

 

 

– Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности».

– Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».)

– Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.)

– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.)(слайд 4)

 

Выполняет упражнения вместе с ребятами.

 

 

 

– Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица(слайд5) Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них(слайд 6)

– Рассмотрите иллюстрацию:

 

– Составьте слово «баба», используя старославянские буквы. ( )  (слайд 7)

– Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (слайд 8) (По названию первых букв.)

– Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово «глагол» переводится как «слово», «речь».

С помощью глаголицы можно было записать устную речь.

В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. (слайд 9) Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь.

– К какому веку относится 863 год?

В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. (слайд10) У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.

 

 

Рассказывает о летописях. (ПРИЛОЖЕНИЕ5)

Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг.

(слайд 11,12,13)

 

 

 

 

 

 

– Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56–

57).(слайд 14)

 

 

– Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

– Какие чернила использовали для письма?

– Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.)

– Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.)

 

 

– Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы:

– Какими были книги в Древней Руси?

– О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга?

– Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги?

– Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни?

 

 

 

Самостоятельное целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают кроссворд.

Отвечают
на вопросы учителя.

Выполняют
записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

Читают текст.

(текст у каждого на столе)

 

 

 

 

 

Выполняют вместе с учителем.

 

Знакомятся
с буквами славянской азбуки.

 

 

 

Проверяют
по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слушают рас-

сказ учителя
и сообщения учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читают
и отвечают
на вопросы по тексту.

Выполняют
задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

V. Вклю-

чение
в систему знаний и повторение изученного

Блиц -опрос
(соревнование между рядами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Древние
книги».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания
из электронного приложения к учебнику

 

 (слайд15)– Кто создал славянскую письменность? (Кирилл
и Мефодий.)

– Как называлась первая славянская азбука?

– Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор?

– В каком году была создана кириллица?

– Что такое летопись?

– Где и кем велись летописи?

– Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?

– На чем писали в Древней Руси?

– Что такое пергамент?

– Почему его ценили?

– Что такое берёста?

– Чем писали в Древней Руси?

– Каким способом написания на берёсте пользовались?

– Кто трудился над созданием книги в Древней Руси?

– Что такое киноварь? охра?

– Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу.

По жетонам определяется победитель.

 

– С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись:

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

отвечают
на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За правильный ответ получают жетоны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют
в дидактической игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют
задания

 

 

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы.

Личностные: осуществляют смыслообразование; осознают ответственность
за общее дело

Устные ответы,

выполненные

задания

VI. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений (работа по карточкам).

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Давайте вспомним, какие  цели мы ставили в начале урока. (слайд 16,17)

1. Кто создал на Руси славянскую письменность?

2. На чем и чем писали на Руси?

 

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.

Славянскую письменность создали ...

(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)  

На Руси писали на… ?  Используя для этого ?  

(На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья.)

 

Самооценка детей (рефлексия).

Отвечают
на вопросы учителя

Индивидуальная, фронтальная

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

Устные ответы. Выполненные

задания

VII. Домашнее задание

Комментарий учителя

 (слайд18) Учебник, с. 55–58. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1. А. А. Плешаков «окружающий мир» (учебник, 4 кл., 2ч.)//М.:Просвещение, 2015.

2. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «ВАКО», 2013.

3. Т. А. Соловьёва, Е. И, Рогалёва. Исторические темы курса «Окружающий мир» (4 кл.). Деятельностный развивающий подход.

М.: «ВАКО», 2012

4. Е. М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «Экзамен», 2013.

 

 

 

Ресурсный материал

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Тест  «Страна городов»

1.Из какого материала было построено большинство домов и городов Древней Руси?

А) Из дерева

Б) Из камня

В) Из кирпича

2.Как назывался центр древнего русского города?

А) Площадь

Б) Кремль

В) Собор

3.Какое название дали соборам, возведённым центре Древнего Новгорода и Древнего Киева?

А) Архангельский

Б) Софийский

В) Успенский

4. Как называлось собрание всех  горожан в Новгороде

А) Дума

Б) Вече

В) Рада

5. На берегах,  какой реки возник Великий Новгород?

А) Днепра

Б) Волги

В) Волхов

6. Как называли знатного боярина, управлявшего Великим Новгород?

А) Посадник

Б) Князь

В) Дружинник

7. На чём писали грамотные новгородцы?

а) На бумаге

Б) На глиняных дощечках

В) На бересте

8. Чем писали новгородцы?

А) Ручкой

Б) Гусиным пером

В) Заострённой палочкой

9. В какое время в летописях встречается первое упоминание Москвы?

А) В 12 веке

Б) В 13 веке

В) В 14 веке

10. Назови имя князя основавшего Москву?

А) Владимир Красное Солнышко

Б) Святослав

В) Юрий Долгорукий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ2

 

Игра «Неотосланная депеша»

1. «И призвали меня новгородцы, и пришел я с Синеусом и Трувором». (Рюрик.)

2. «Кто завтра не придет на реку, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)

3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего». (Вещий Олег.)

4. «Всякий нищий и убогий, приходите на княжий двор и берите все нужное из княжеских запасов: питье, пищу, деньги, а кто не может дойти – болен или немощен, то пусть младшая дружина развозит на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Ведь в Евангелиях сказано: «Продайте имения ваши и дадите  нищим».  (Владимир Красное Солнышко.)

5. «В память о великой победе над печенегами поставлю я на этом месте храм святой Софии, как в  Царьграде».  (Ярослав Мудрый.)

6. «Приходи ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)

7. «Теперь я узнал истинного бога!» (Владимир Красное Солнышко.)

8. «Пусть Киев город будет самым главным на Руси. Пусть он будет матерью всех других городов». (Вещий Олег.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ3

 

 

кроссворд

 

1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… . (Крепости.)

2. Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город.)

4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень.)

5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль.)

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов.)

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало.)

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. (Купец.)

9. Берёзовая кора, которую использовали для письма. (Берёста.)

Ключевое слово: кириллица.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ4

Возникновение славянской письменности

Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:

«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».

– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)

Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали славянскую азбуку в честь Кирилла – кириллицей.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ5

Рассказ о летописях

В Древней Руси создавались летописи.

Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» переводится как «год».)

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не происходило, то летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».

В конце XI века – начале XII века в Киево-Печерском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор? (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».)

Летопись писали от руки гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.

Прикрепленный файл Size
УРОК.docx 67.28 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн