Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Профориентационные экскурсии

Профориентационные экскурсии – базовый элемент профориентации

 

 

Экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, поскольку оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор. 

Задачи профориентационных экскурсий

На всех этапах развития ребенка, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая полным завершением становления личности юношей и девушек (10 – 11 класс), очень важен процесс пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности.

В начальной школе (1 – 4 класс) начинается формирование профессиональных интересов детей. Поэтому надо знакомить их с различными видами трудовой деятельности, воспитывать уважение к людям труда и отрицательное отношение к тем, кто не любит трудиться. Необходимо также формировать у них элементарные представления о культуре труда, учить работать в коллективе, вырабатывать привычку содержать в порядке свое рабочее место, умение общаться с материалами и инструментами. Все это должно определить специфику профориентационных экскурсий для младших школьников.

В 5–8 классах основное внимание во время проведения профориентационных экскурсий уделяется знакомству учащихся с конкретными профессиями и различными условиями труда, формируется представление о главных отраслях народного хозяйства, интерес к определенной области трудовой деятельности, готовность к выбору профиля профессионального обучения.

В 9 классах профориентационные экскурсии призваны подготовить учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. В ходе экскурсии продолжается знакомство с видами трудовой деятельности в разных областях народного хозяйства, с массовыми рабочими профессиями, требованиями к уровню знаний, состоянию здоровья, морально-психологическим качествам. Определяется профессиональная пригодность.

В 10 – 11 классах профориентационные экскурсии носят качественно новый характер. Они должны помочь школьникам соотнести их профессиональные интересы и знания, полученные в школе, с новыми представлениями о мире профессий, о различных видах трудовой деятельности, о структуре потребностей региона в кадрах и выбрать профессиональный путь, наиболее соответствующий их личностным качествам и интересам.

          

Общие правила проведения экскурсий

Чтобы экскурсия вызвала интерес у школьников, важно во время экскурсии правильно преподнести материал. При этом необходимо соблюдать общие правила проведения экскурсий. Прежде всего, необходимо регулировать численность группы. Как правило, можно работать с группой 20 – 25 человек, но если шумно и установлены повышенные требования к безопасности, число экскурсантов не должно превышать 15 человек.

При знакомстве с группой экскурсовод должен выяснить ее возрастной состав, общую и техническую подготовку, узнать о ее интересах и заданиях, полученных в школе.

Во вступительной беседе он должен предложить общий план осмотра объекта, остановиться на поведении учащихся в цехах, отделах, учебных кабинетах, познакомить с правилами техники безопасности, выяснить, что знают учащиеся об объекте, с которым они знакомятся. Вступительная беседа не должна быть слишком продолжительной.

Если предприятие, организация, учреждение, учебное заведение имеет музей или комнату боевой славы, рекомендуется начать экскурсию со знакомства с его экспозицией. Тогда учащиеся, переходя к объекту, уже будут знать основные этапы истории предприятия, его лучших людей, результаты творческого труда коллектива.

Показ и рассказ должен вестись в заранее намеченных безопасных местах, позволяющих хорошо видеть объекты. Не следует обращать внимание экскурсантов на работу сразу всего объекта показа. Важно акцентировать внимание на работе участков и бригад, отделов, отдельных небольших коллективов.

От экскурсий у учащихся остаются, как правило, яркие впечатления. Но не всегда школьники могут их самостоятельно обобщить и проанализировать, сделать из этих наблюдений выводы. Рекомендуется в заключение провести итоговые беседы, в ходе которых экскурсовод направляет своими вопросами рассуждения детей, помогает разобраться в том, что они увидели и услышали, сделать правильные выводы.

Для закрепления и обобщения наиболее важных фактов и наблюдений, сделанных на экскурсии, школьники могут оформить небольшие стенды, фотоальбомы. Можно также провести различные конкурсы, например, на лучший рассказ об экскурсии и т. д.

Пример:  фототчет об эксурсии в профессиональное училище №3 и фототчет об экскурсии в педагогический колледж.

 

Типичные ошибки при проведении экскурсий

 

1. Плохая разработка маршрута экскурсии: задержки, длинные переходы, демонстрация старого оборудования.

2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения: при этом страдает качество восприятия. Если, например, в цехе шумно и сделать пояснение можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить пояснение.

3. Экскурсия посвящается какой–либо одной стороне производства или учебного процесса: демонстрации технического объекта, условиям работы, технологии и т. д.

4. Избыточная детализация, использование специальных терминов, не понятных учащимся.

5. Сухость, схематичность, поверхностность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимание на объекте экскурсии.

6. Отсутствие контроля со стороны школы за усвоением материала.

 

Примерные вопросы,

на которые должен обратить внимание экскурсовод при проведении экскурсии.

 

1.Знакомство с профессией и подготовка к ней.

История развития профессии. Потребность в профессии. Значение ее в наши дни для народного хозяйства, для общества в целом. Связь этой профессии с другими профессиями. Учебные заведения, в которых можно приобрести специальность. Условия приема и значение учебы. Характер обучения в профессионально – технических учебных заведениях.

2.Содержание труда по специальности.

Внешнее содержание трудового процесса: задание, материал, сырье, с которым работают, средства, ход, распределение и результат труда. Внутреннее содержание процесса: знания, навыки. Характер и условия труда: под открытым небом, в помещении, с животными, с техникой, требуют физического напряжения и прочее.

3.Требования к человеку.

Моральные, психофизиологические качества. Образованность, опыт. Медицинские и психологические противопоказания.

4.Социально – экономические особенности профессии.

Условия труда (время работы, охрана труда, отпуск и т. д.) заработок, система оплаты труда, рост доходов. Социальное обеспечение, деятельность профсоюзов. Жизненные и трудовые перспективы работников данной профессии. География профессии (местность, где работают специалисты данной профессии и где на них спрос.)

5.Литература о данной профессии.

Периодическая печать. Отдельные издания.

 

Приложение

Анкета - отзыв об экскурсии.

Юный друг! Просим ответить на следующие вопросы:

1.Понравилась ли вам экскурсия?

Да;

Нет;

Не совсем;

Если нет, то почему?

2.Какая профессия, специальность, данного предприятия, организации, учебного заведения Вас интересует?

3.Желаете ли Вы освоить одну из профессий, заинтересовавших Вас во время посещения предприятия, организации, учебного заведения?

Да;

Нет;

Не знаю;

Знаю.

4.Если да, то какую?

5.Узнали ли Вы о ней что-нибудь новое для себя во время проведения экскурсии?

Да;

Нет;

Не совсем.

7.Если да, то что Вы узнали об интересующей профессии?

Содержание труда;

Орудия труда;

Условия труда;

Требования профессии к человеку.

8.Считаете ли Вы себя пригодным для данной профессии?

Да;

Не знает;

Знает.

9.Какую информацию вы хотели бы получить дополнительно об интересующей вас профессии?

10.Помогла ли вам экскурсия на предприятие, организацию, учебное заведение в выборе профессии?

Помогла выбрать профессию;

Получил (а) соответствующую информацию,

Получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора;

Полезной информации не получил (а).

11.Ваши предложения по улучшению проведения экскурсий на предприятия, организации, учебные заведения.

Благодарим за ответы!

 

 

Используемая литература.

1.Степаненков Н. К. Профориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Мн., 1993 год.

2.Резапкина Г. В. Я и моя профессия. Москва, 2000 год.

3.Борисов Е. М. Индивидуальность и профессия. М., 1991 год.

4.Климов Е. А. Психология и профессионального самоопределения личности.. Ростов – на – Дону. 1996 год.

5.Меляков Н. И. Хрестоматия по педагогической профориентации. М.,1991 год.

6.Пути развития системы профессиональной ориентации. Сб. научных трудов. М., 1991 год.

7. http://pandia.ru/text/79/486/9810.php

http://www.proftime.edu.ru/index.php?id_catalog=46&id_position=


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн