Реквизит:на доске – плакат с поговоркой «я – последняя буква в алфавите». На груди шести актеров – таблички с буквами «А Л Ф А В И Т». Актеры сидят на стульях лицом к зрителям и о чем-то беседуют.
Автор:Всем известно: буква «Я» в азбуке – последняя.
А известно ли кому – отчего и почему?
Неизвестно. Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили - не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я» в строку не встала,
Взбунтовалась буква «Я»!
Я:Я – главная – заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор:Говорят ей буквы хором:
«Встань на место!»
Я:Не пойду! Я ведь вам не просто буква.
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной – недоразумение!
Автор:тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Ф:Фу- ты, ну-ты!
С: Срам!
В:Воображала! Это всякий так бы смог!
Может, я и сам – предлог!
П:Попробуй, потолкуй с такой особой!
Ь:Нужен к ней подход особый.
Автор:А сердитый твердый знак молча показал кулак.
Гласные:Тише, буквы! Стыдно, знаки!
Не хватало только драки!
Мы же грамотный народ!
Буква Я сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду Я совать вперед?!
Автор:Я затопала ногами: «Не хочу водиться с вами!»
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!» Буквы тут переглянулись.
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор: «Хорошо!»
Алфавит:Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
(дает ей лист бумаги и карандаш)
Я:Чтобы Я да не сумела!
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор:Буква Я взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
Написать она сумела
Только «Я», да «Я», да «Я».
Как зальется буква Х:
«Ха – ха – ха!»
«О» от смеха покатилась,
«Б» схватилась за живот.
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет.
Я: Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю.
Алфавит:Что ж! Если хочет – пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы – вместе!
Гласные:В том, что все – от А до Я –
Жили, как одна семья!
Ф:Буква Я всегда была
Всем и каждому мила.
Ь:Но советуем, друзья,
Помнить место буквы Я!
Оборудование урока:рисунки учеников, карточки с заданием «Закончи фразеологизм», «Подбери синоним».
Ход урока.
Класс делится на две команды по 5 человек. Остальные ученики – третья команда, работающая по индивидуальному заданию. Работу команд оценивает жюри.
Слово учителя: «Заключительный урок по теме «Лексика и фразеология» начнут ребята, которые представят вашему вниманию инсценировку сказки Б. Заходера «Я – последняя буква в алфавите».
Приветствие команд.«Дружба» - девиз – «Один за всех и все за одного». «Виктория» - девиз – «Всегда быть первыми».
Блиц-опрос.Учитель задает вопрос команде. Если ответа нет или дан неверный ответ, вопрос переходит второй команде или болельщикам.
Вопросы:
- что изучает раздел русского языка «Лексика и фразеология»? Назовите слово по его лексическому значению:
- большая болотная птица с длинными ногами и шеей; (журавль)
- маслянистое вещество, которое добавляют в пищу; (масло)
- его ставят в лабораториях; (опыт)
- манера писать, характер написания букв; (почерк)
- наука о живой природе; (биология)
- письменное соглашение о взаимных обязательствах; (договор)
- наемный автомобиль с оплатой по счетчику; ( такси)
- тот, кто затевает ссоры, скандалы; (задира)
- перчатка с отделением только для большого пальца; рукавица)
- полотнище определенного цвета, чаще с эмблемой государства; (флаг)
Задание3:учитель называет вслух слова, к которым первая команда подбирает синоним, вторая – антоним.
- дружба; (товарищество/вражда)
- хороший; (замечательный/плохой)
- мокрый; (сырой/сухой)
- храбрость; (смелость/трусость)
- крупный; (большой/мелкий)
- некрасивый; (уродливый/прекрасный)
- огорчаться; (расстраиваться/радоваться)
- верность; (преданность/измена)
Задание1 команде:письменно подобрать как можно больше синонимов к слову – бежать –
2 команде– антонимы к слову – красивый -
Задание 5:объединить в группы синонимичные фразеологизмы. Выписать их номера.