Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Практические работы курса биологии как профессиональные пробы

 

Практические работы курса биологии как  профессиональные пробы.

 

 

Балалаева Светлана Владимировна,

учитель биологии МБОУ «Средняя школа №11»

 

 

     Современная биология - комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи, законы ее существования и развития. Знания, полученные на уроках биологии, помогут и в повседневной жизни. Кроме этого, биология – основа многих профессий. Такие специалисты, как учителя биологии, агрономы, садоводы, декораторы, продавцы цветов, врачи, фармацевты, медсестры, экологи, гидробиологи, аквалангисты, рыбоводы, егеря, ветеринары, сотрудники зоологического музея углубленно изучают биологию в различных ее проявлениях.

Именно на уроках биологии, непосредственно при выполнении практических работ в курсе биологии 8 класса, ребятам могут поробовать свои силы в данной области, определить свои интересы.  Например, при изучении темы «Опорно-двигательная система» формируются знания о таких узких специальностях, как ортопед, хирург, травматолог, рентгенолог. В приведенной ниже таблице видно, в каком разделе формируются представления о специальностях.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Таблица № 1

Название раздела, темы

Формируемые знания о специальностях профессии

Опорно-двигательная система

Ортопед, хирург, травматолог, рентгенолог

Кровь. Кровообращение

Иммунолог, кардиолог, гематолог, лаборант по забору крови

Дыхательная система

Терапевт, онколог

Пищеварительная система

Стоматолог, гастроэнтеролог, ортодонт

Обмен веществ и энергии

Диетолог, эндокринолог

Мочевыделительная система

Уролог, нефролог

Кожа

Аллерголог, косметолог

Эндокринная система

Эндокринолог

Нервная система

Невролог

Органы чувств

Офтальмолог, лор,

Индивидуальное развитие организма

Гинеколог, педиатр, венеролог

 

  Цели профессиональных проб:

  • создать условия для формирования у школьников интереса к профессиональной деятельности в сфере «Человек – Человек»;
  • выявить  у учащихся склонности  к медицинским специальностям;
  • подготовить выпускников основной школы к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения в старшей школе или учреждениях профессионального образования.

 

Задачи профессиональных пробы:

 

ознакомить  учащихся с условиями труда, характером и спецификой работы медицинских работников;

выявить  методом проб интереса у учащихся к практической деятельности в области медицины;

создать условия для формирования потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании избранного вида профессиональной деятельности.

 

Предлагаю вашему вниманию несколько практических работ

 

Лабораторная работа № 1: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ»

 

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход работы:

Подготовительную часть работы проделайте дома.

Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом. Подготовленные таким образом отпечатки принесите в школу.

Порядок работы:

1.  Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

2.  Измерьте ширину отпечатка стопы в ее средней части.

3.  Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину ее плюсневой части. Результат выразите в процентах.

Оценка результатов.

Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, то стопа нормальная, плоскостопия нет.

 

Лабораторная работа № 2. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА»

 

Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).

Ход работы:

1.  Возьмите в руки линейку и встаньте на стул или ступеньку лестницы.

2.  Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.

3.  Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула (лестницы).

Оценка результатов.

Если палец опускается ниже уровня стула, измерьте это расстояние и запишите со знаком «+» (это говорит о хорошей гибкости позвоночника).

Если палец не достал уровня опоры, измерьте расстояние и запишите со знаком «-» (это говорит о недостаточной гибкости позвоночника).

 

Лабораторная работа № 3. «ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ»

Ход работы:

1.  Встаньте спиной к стене, так чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2.  Попробуйте между поясницей и стеной просунуть кулак.

3.  Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов.

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

 

Лабораторная работа № 4. «ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ СЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ НА ФАЗЕ ВДОХА И ВЫДОХА»

Ход работы:

(Проба проводится в положении сидя).

1.  Сделайте глубокий вдох и глубокий выдох.

2.  После этого сделайте почти максимальный вдох и задержите дыхание. Начните отсчет.

3.  Выключите секундомер, когда дыхание возобновится непроизвольно, и запишите результат.

4.  Отдохните 5-7 минут.

5.  Сделайте не очень глубокий выдох, задержите дыхание и тут же включите секундомер.

6.   Выключите секундомер при непроизвольном восстановлении дыхания и запишите результат.

Оценка результатов:

Результат задержки дыхания на вдохе считается удовлетворительным, если человек смог задержать дыхание на 16-55 сек. Более низкие результаты следует считать плохими, более высокие - хорошими.

Результат задержки дыхания на выдохе считается удовлетворительным, если он не ниже 12-13 сек.

 

 

Лабораторная работа № 5."ДЕЙСТВИЕ ФЕРМЕНТОВ СЛЮНЫ НА КРАХМАЛ"

Оборудование: на каждом столе: кусок накрахмаленного накануне сухого бинта величиной с ладонь, чашка Петри или блюдце со слабым раствором йода, спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

Цель работы:

Убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

Ход работы:

1.Смочите вату на спичке слюной и напишите ею букву в середине накрахмаленного бинта.

2. Зажмите марлю между ладонями на 2-3 мин., а затем опустите в раствор йода.

3.  Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результат опыта.

Отчетное задание.  Запишите в тетрадь результаты работы по плану:

1.  Цель опыта.

2.  Ход опыта.

3.  Результат опыта.

4.  Вывод из опыта.

 

 

Лабораторная работа № 6. "ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ"

 

Оборудование: штатив с тремя пробирками, пипетка, термометр, хлопья белка куриного яйца, натуральный желудочный сок, 0,5%-ый раствор _________, водяная баня, лед.

Цель работы:

Выяснить условия действия ферментов желудочного сока на белки.

Ход работы:

1.  В каждую пробирку поместите хлопья белка куриного яйца.

2.  В каждую пробирку прилейте по 1 мл натурального желудочного сока.

3.   Первую пробирку поставьте на водяную баню при температуре +37°С.

4.  Вторую пробирку поставьте в воду со льдом или снегом.

5.  В третью пробирку 3 капли 0,5%-го раствора ____________ и поставьте ее на водяную баню при температуре +37°С.

6.  Через 30 мин рассмотрите содержимое пробирок.

Отчетное задание

1.  Заполните таблицу:

ВЛИЯНИЕ ФЕРМЕНТОВ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛОК КУРИНОГО ЯЙЦА

Условия опыта

Наблюдения

Выводы из опыта

 

 

 

 

2.  Сделайте вывод о необходимых условиях, при которых ферменты желудочного сока действуют на белки.

 

 

Лабораторная работа № 7. "ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА ЧЕЛОВЕКА"

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, раствор йода (цвета крепкого чая), чистая ложечка или стеклянная лопаточка.

Цель работы:

1.  Изучить клетки слизистой оболочки рта человека.

2.  Убедиться в клеточном строении тела человека.

Ход работы

1.  Приготовьте чистые покровное и предметное стекла, капните 2 капли раствора йода или чернил на середину предметного стекла.

2.  Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой по внутренней поверхности щеки, из полученной пробы сделайте микропрепарат и рассмотрите его под микроскопом (300х).

3.  Рассмотрите форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро.

Отчетное задание:

1.  Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.

2.  Запишите в тетради вывод: "Я убедился, что мое тело построено из __________, как и тела растений, животных, грибов, бактерий, что говорит о _________".

 

 

Лабораторная работа № 8. "ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ"

Оборудование: резиновые трубки для жгута, палочки для закрутки, бинт.

Цель работы:

1.  Научиться накладывать жгут.

2.  Уметь объяснять действия по наложению жгута при артериальном и сильном венозном кровотечении, применяя знания о строении и функциях кровеносной системы.

Ход работы:

1.  Прочитайте в параграфе учебника правила наложения жгута.

2.  Наложите жгут на предплечье товарища для остановки условного кровотечения.

3.  Забинтуйте место условного повреждения артерии.

Отчетное задание

1.  Опишите последовательность наложения жгута с объяснением своих действий:

а) сначала надо определить вид кровотечения, так как _________.

б) жгут следует накладывать __________ места повреждения, так как _________.

в) жгут надо накладывать так, чтобы __________.

г) жгут надо держать примерно __________ часа, так как ____________.

 

 

Лабораторная работа № 9. "ПОДСЧЕТ ПУЛЬСА ДО И ПОСЛЕ ДОЗИРОВАННОЙ НАГРУЗКИ"

 

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Цель работы:

1.Научиться подсчитывать пульс.

2.  С помощью подсчета пульса научиться определять частоту сокращений сердца и делать выводы об особенностях его работы в разных условиях.

Ход работы:

1.  Прочитайте параграф учебника. Ответьте на вопросы: что такое пульс, где его можно обнаружить? Объясните, почему пульс можно прощупать в этих местах тела человека.

2.  Найдите пульс на поверхности своей лучевой кости около кисти, научитесь его подсчитывать.

3.  Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин:

а) в положении сидя.

б) в положении стоя.

в) после 10 приседаний.

Отчетное задание:

1. Запишите в тетрадь, что такое пульс, о чем говорит частота пульсовых ударов.

2.  Заполните таблицу:

ИЗМЕНЕНИЕ ПУЛЬСА ПРИ РАЗНОЙ МЫШЕЧНОЙ НАГРУЗКИ

Число пульсовых ударов в 1 мин

                                                                  

При покое после 10 приседаний

 

В положении сидя в положении стоя

 

 

3.  Сравните полученные результаты, сделайте выводы о работе собственного сердца в покое и при нагрузке.

 

 

Лабораторная работа № 10. "ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ НА ОБЪЕКТЕ"

 

Оборудование: крупный рисунок усеченной пирамиды на классной доске, часы с секундной стрелкой.

Цель работы:

Изучить условия, при которых удается удерживать внимание на объекте.

Ход работы:

1.  Посмотрите на рисунок усеченной пирамиды и понаблюдайте иллюзию, при которой она видна вам то с вершины, то с широкого основания.

2.  За 30 с (сигнал подает учитель) просчитайте, сколько раз изменялся образ пирамиды, умножьте на 2 (за 1 мин) и цифру запишите.

3.  Старайтесь удержать внимание на каждом изображении, применив волевое усилие. Каждое изменение считайте, увеличивайте вдвое, цифру запишите.

4.  Представьте, что это комната, в которой вам предстоит разместить мебель и другие предметы. Каждое изменение считайте, умножайте, записывайте.

Отчетное задание:

В тетради опишите: цель опыта, ход опыта, результаты опыта.

1.  Отсутствие установки для удержания образа - _______ раз.

2.  При волевом усилии - ________ раз.

3.  Активная работа с объектом - ___________ раз.

Выводы:

Для того чтобы развить внимание, на котором основывается память, надо:

1.  ____________ .

2.  ____________ .

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн