Официальный сайт printclick 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное чтение. Проблема: зависимость взаимоотношений в семье от выполнения детьми своих обязанностей. Тема: "Русские поэты и писатели для детей" (истоки семейного воспитания на примере литературных героев).

Выберите действие:

Фото пользователя Светлана Александровна Мезинова
Размещено: Светлана Александровна Мезинова - сб, 18/07/2009 - 17:55

Тема урока: «Русские поэты и писатели  для детей»


Проблема: зависимость взаимоотношений в семье от выполнения детьми своих обязанностей.
Цели урока:
­ Образовательная; на примерах поступков героев произведений русских поэтов и писателей уточнить, обобщить обязанности детей перед каждым членом семьи, научить их анализировать, какие примеры являются положительными и какие отрицательными, и определить, как выполнение своих обязанностей может повлиять на их становление, как гражданина нашего общества.
­ Развивающая; сформировать у учащихся, с точки зрения поведения, общих способов деятельности, таких как воображение, аналитико-синтетические навыки, логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы и уметь их высказывать.
­ Воспитательная; при работе в группах воспитывать коммуникативность, взаимоуважение, доброжелательность;
 во время рассуждений на уроке прийти к выводу, что без их любви, заботы, помощи, старательности и уважения не может быть крепкой и хорошей семьи.

Оборудование: парты накрыты красной, зеленой и желтой скатертями для работы в группах (в классах ККО до 12 человек); на столах коробочки с жетонами красного, желтого и зеленого цветов.
• Эмблемы (или жетоны) красного, зеленого и желтого цвета.
• На доске солнышко с ребусом «7Я» внутри. От солнца отходят восемь лучей. На каждом луче написаны слова: забота, помощь, поддержка, внимание, любовь, ответственность, уважение, послушание. Слова перевернуты внутрь и открываются во время урока, как вывод групповой работы.
• Портреты писателей К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.П.Гайдара, М.А. Шолохова А.Л.Барто, С.В.Михалкова и отдельно таблички с их инициалами для викторины «Узнай, кто это?» 
• Хрестоматия для чтения на региональном материале «Край родной» (закладка на странице 210, отрывок из рассказа А.П.Чехова «Гриша»).
• Карточки для групп с заданиями: «Братишки и сестренки», «Мамы и папы», «Дедушки и бабушки».
• Фрагмент мультипликационного фильма «Мама для Мамонтенка» с песней Мамонтенка В. Шаинского.
• Запись песни В.Шаинского и М. Танича «Песенка про папу».
• Выставка книг из школьной библиотеки на заданную тематику по выбору учителя.  




Ход урока.
1. Организационный момент.
­ До урока дети выбирают себе эмблему красного, зеленого или желтого цвета и занимают стол, скатерть по цвету которого соответствует выбранному цвету эмблемы.
­ Перед каждым ребенком лежит хрестоматия для чтения на региональном материале (закладка на странице 210) .
2. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока. 
­ Человек не может жить один. Сразу же после своего рождения он окружен людьми. Как же можно назвать людей, которые с самых первых дней окружают нас своей заботой и вниманием? Ответить на этот вопрос вы сможете, отгадав ребус в солнышке (7Я). Правильно. Это ваша семья, но мы поговорим с вами более конкретно – Я в семье. 
­ Помогать нам будут произведения поэтов и писателей, которые писали о детях и для детей. 
­ Викторина «Узнай, кто это?» (соотношение портрета писателя и его инициалов) 
­ Цель нашего урока, на примерах поступков героев произведений русских поэтов и писателей, с которыми мы познакомились на уроках внеклассного чтения, обобщить и уточнить ваши обязанности по отношению к каждому члену семьи. Зачем это нужно? Я думаю, ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего урока.
3. Выборочное чтение отрывков из рассказа А.П.Чехова «Гриша»
­ Откройте хрестоматию «Край родной» (стр.210) и прочтите, кто же такой Гриша, герой одноименного рассказа А.П. Чехова.
­ Как А.П. Чехов описывает маму в Гришином представлении?
­ Каким видится Грише его папа?
­ Как описывается еще одна загадочная личность для мальчика – его тетя?
­ Какие воспоминания возникли у вас, когда читали это произведение? Расскажите о них.
­ А.П. Чехов – наш земляк жил в большой и дружной семье. И, возможно, поэтому ему удалось настолько ярко передать воспоминания маленького мальчика. Великий писатель даже нас заставил вспомнить свое детство.
­ А много ли домашних обязанностей было у вас, когда вы были совсем маленькие? Какие это были обязанности, расскажите.


4. Рассуждение о значимости выполнения обязанностей детьми.
Чем старше вы становитесь, тем больше обязанностей у вас появляется. Но всегда ли мы правильно понимаем их значимость в нашей жизни? Послушайте стихотворение Агнии Львовны Барто «О человечестве» (рассказывает специально подготовленный ученик) и подумайте, в чем заблуждение главного героя.
Готов для человечества он многое свершить
Но торопиться нечего, зачем ему спешить?
Пока еще он подвига себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!), нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится, лекарство дать велит,
Но он не человечество, он старый инвалид.
С утра Наташка мечется, (гуляйте с ней с утра)
Она не человечество, а младшая сестра.

Когда судьбой назначено Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую на скверике пасти?
Пока еще он подвига себе не приглядел, 
А дома (что поделаешь!) нет подходящих дел.

В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра
«Я тоже человечество, и мне гулять пора!»

­ Как вы думаете, сможет ли человек, который не заботиться и не помогает своим близким людям стать действительно полезным обществу? Попытаемся подтвердить (или опровергнуть) ваши выводы на сегодняшнем уроке. 

5. Работа в группах.
Правила поведения при работе в группах:
­ Работать мы будем в группах. Вспомните, пожалуйста, почему и зачем мы работаем в группах, и какие основные принципы работы в группах должны соблюдаться, является ли работа в группах одним из элементов соревнования.
­ Не забудьте, что докладчик выражает мнение большинства, но его можно дополнять и исправлять, если вам кажется, что ответ дан не полностью или неточно. Если вы не согласны с докладчиком, то можно высказывать свое мнение, но, не выкрикивая с места.

Задания по группам:
Каковы ваши обязанности по отношению к: 
1 группа – братьям и сестрам.
2 группа - бабушкам и дедушкам.
3 группа - мамам и папам.

Работа в группах. 
Ребята советуются, и основной докладчик рассказывает об обязанностях по отношению к разной возрастной группе своей семьи. Желающие из этой же группы дополняют ответы своих докладчиков.
  Вывод.
  (Переворачиваются солнечные лучи на доске словами наверх).
  Ребята замечают, что все слова, написанные на карточках, принадлежат высказываниям всех трех групп).
  - Что интересного заметили?
­ Обязанности по отношению к каждому члену семьи – одни и те же: любовь, помощь, забота, уважение, послушание, старательность.
   
6.Обсуждение наших обязанностей по отношению к бабушке и дедушке.
Как же мы их выполняем? 
Наши бабушки дедушки. Они всегда рядом, даже если иногда и не живут вместе с нами. Мы всегда чувствуем их любовь и – заботу. Послушайте стихотворение Е. А.Благининой «Бабушка – забота»
Если внуки веселы – бабушке отрада 
Ишь, распелись как щеглы, до чего ж я рада!
Если внуки есть хотят, бабушке отрада

Пусть сидят, пусть едят подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад, бабушка в тревоге
Ну, как дождь или град, вдруг промочат ноги.
Чистота, красота дремота, тишина 
Вот она какая, бабушка – забота!
Ну а вы каковы? Как там с бабушкою вы?

­ Ответьте на вопрос автора.
­ Мы читали отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Нахаленок».
­ Расскажите от лица Мишки, о чем попросил его дедушка. 
­ От лица дедушки продолжение этого отрывка.
­ Почему дедушка обратился со своей просьбой к Мишке?
­ Какие обязанности не выполнил Мишка? 
­ Чем могла закончиться проказа мальчика?
­ Несмотря на то, Михаил Александрович Шолохов написал этот рассказ более 50 лет назад, но и в настоящее время, на примере своих героев, он учит нас как нельзя поступать по отношению к своим близким.

8.Обсуждение наших взаимоотношений с мамой и папой.
Мама наш друг и поддержка во всех наших замыслах, даже если ей иногда это и не очень по нарву. Послушайте стихотворение Агнии Львовны (читает подготовленный ученик).
Я занимаюсь боксом, я увлекаюсь боксом,
А мама уверяет, что дракой я увлекся.

Я маму звал в боксерский зал, она мне отказала.
-Нет -говорит- Я не могу! Я убегу из зала.

Вот предстоит мне первый бой, мне так нужна победа!
Противник мой, привел с собой двух бабушек и деда.
Явилась вся его родня, все за него, против меня.

Вдруг вижу – мама! Мама здесь сидит спокойно в зале.
 Сидит в семнадцатом ряду, а говорила не приду.
- Ну как я дрался? Смело?- я подбегаю к маме.
-Не знаю, я сидела с закрытыми глазами.

­ Неужели мама героя этого стихотворения такая трусиха?
­ Нашим мамам, также как и всем близким всегда больно и обидно, когда больно нам или нас кто-то обижает.


6. Просмотр отрывка из мультфильма «Мама для Мамонтенка»
Мы прослушали песню композитора Владимира Шаинского. Скажите – это веселая или грустная песня? Почему?

­ Как вы себя чувствуете, если мамы долго нет дома?
­ Работа в группах:
1 группа: какое у вас чувство возникает, если вы чем-то увлечены, а мама просит вас ей срочно помочь?
2 группа: какие слова мамы вас больше всего огорчают?
3 группа: возникало ли у вас желание, чтобы вы остались надолго дома одни и чем бы вы занялись?
Послушайте стихотворение А. Барто «Разлука»
-Что почувствовал герой стихотворения, после долгой разлуки с мамой? 
­ Почему иногда без мамы, мы все равно выполняем свои обязанности?
­ Кто страдал вместе с главным героем стихотворения?


­ А как поступает папа, если мы не выполняем свои обязанности?
­ Прослушайте стихотворение А. Л. Барто «Папа рассердился» и подумайте, какую обязанность не выполнил мальчик? Кто от этого пострадал больше всего?

7. Физминутка. Интерактивная игра. 
Дети с учителем выполняют под музыку танцевальные движения, взявшись за руки
(«Песенка про папу» поэта-песенника Михаила Танича и композитора Владимира Шаинского).

8. Анализ влияния наших взаимоотношений с братишками или сестренками на всю семью.
­ Мы не можем не поговорить еще об одних членах нашей семьи. Посмотрите инсценировку рассказа К. Д. Ушинского «Любопытство»
­ - расскажите, что вам понравилось во взаимоотношениях сестры и брата. 
­ Из чего можно сделать вывод, что они заботятся друг о друге.
­ Иногда бывает, что братишки или сестренки ссорятся друг с другом.
­ Ребята, на уроке внеклассного чтения мы знакомились с рассказом А.П.Гайдара «Чук и Гек» 
­ Кто такие Чук и Гек?
­ Приведите примеры, когда их шалости и ссоры привели к плохим последствиям.
­ Рассказ по картинкам (иллюстрация рассказа А.П.Гайдара «Чук и Гек»; 4 и 6 эпизоды

Вывод: (закончите мою мысль) Если мы не выполняем свои обязанности то страдает от этого …

9. Обобщение урока. 
­ В конце урока, мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопрос, поставленный в начале урока - зачем надо с детства выполнять свои обязанности?
­ Правильно, чтобы семья ваша была крепкой и дружной, нужно уметь заботиться друг о друге, а значит выполнять все свои обязательства друг перед другом.
­ Подумайте, а не влияет ли иногда ваше нежелание помогать своей семье лично вам? Послушайте еще одно стихотворение С.В.Михалкова «Про мимозу». Что это за цветок такой?
Чтение стихотворения С.В. Михалкова «Про мимозу»подготовленным учащимся.
Это кто накрыт в кровати одеялами на вате.
Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели
Осторожно моет щеки кипяченою водой?
Это верно дряхлый дед 114 лет? Нет!
Кто, набив пирожным рот, говорит: «А где компот?
Дайте то, подайте это! Сделайте наоборот!»
Это верно инвалид говорит? Нет!
Хорошенько посмотрите, это просто Мальчик Витя.
Мамин Витя, папин Витя из квартиры номер 6.
Обувают, одевают и всегда в любом часу, что попросит, то несут.
Почему? А потому, что все прощается ему.
И живет он в новом доме не готовый ни к чему!

­ Что же будет с нами, если мы так и не научимся выполнять свои обязанности, если мы будем считать, что только нам все обязаны, а мы никому и ничем. Давайте пофантазируем, каким же вырастет этот мальчик.
А вот теперь послушайте, как об этом сказал сам автор, С.В.Михалков.
И живет он в новом доме не готовый ни к чему!
Ни к тому чтоб стать пилотом, быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом, управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза, у мамы с папой на виду
Как растение мимоза в ботаническом саду.
10. Итог урока.
- Выяснение отношения ребят к уроку (тестирование): Ребята, если вас урок чему-нибудь научил, поднимите желтую карточку, если вы и так все знали и всегда выполняли все свои обязанности, возьмите синюю карточку, а кто думает, что пока он маленький и у него нет никаких обязанностей, поднимите красную карточку. Только сначала хорошо подумайте.

11. Домашнее задание. Книжная выставка из книг на заданную тему (по выбору учителя).
Посмотрите книги на выставке, и если вам какая-нибудь из них понравилась, возьмите ее в нашей школьной библиотеке и прочтите.
Можете почитать книгу и из своей домашней библиотеки, но только придерживайтесь при выборе книги темы сегодняшнего урока.
 Приготовьтесь рассказать, чему она вас научила, что нового узнали, чем вы похожи или отличаетесь от героев этих произведений. 
Урок внеклассного чтения
во 2 классе

Тема «Русские поэты и писатели для детей»

(истоки семейного воспитания на примерах поведения литературных героев)




Учитель МОУСОШ №16 г. Батайска Ростовской области Мезинова Светлана Александровна.



 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн