Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Взаимодействие солей с кислотами"

Submitted by Рамзия Хакимовна Мухубуллина on чт, 14/04/2016 - 16:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухубуллина Рамзия Хакимовна
Место работы, должность: 

МОБУ лицей №1 с. Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан

Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

1. Воспитательная: Организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли адекватно оценить, как свои знания на уровне  способов определения свойств солей, так и по выделению признаков химических  реакций и их интерпретации. Прививать интерес к химии, воспитывать чувство само- и взаимо уважения и толерантности в условиях малых групп.

2. Развивающая: Осознать способы  взаимодействия солей с различными веществами и тем самым совершенствовать умения в моделировании способов  составления моделей.

3. Образовательная: Обеспечить освоение понятий процесса взаимодействия солей с кислотами и  реакции между солями. На основе рефлексии действий по  осуществлению  самоконтроля  и  последующей самооценки учить применять химические знания на практике.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сатбалдина С.Т. "Неорганическая химия", 8-9 кл.

Используемое оборудование: 

Реактивы

Краткое описание: 
<p><strong>Новые методики и технологии</strong></p> <p>&nbsp;</p> <p>&nbsp;Я описываю на примере данного урока (для учащихся 9 класса), как можно развивать творческий потенциал учащихся по химии в условиях развивающего обучения. Главная особенность данной методики &ndash; в том что, в процессе общения формируются адекватная самооценка. Формируя адекватную самооценку своей учебной деятельности,&nbsp; учащиеся осознанно повышают уровень своих знаний. Основные принципы при составлении урока &ndash; включение учащихся в разноуровневую познавательную деятельность, усиление в обучении общения, сотрудничества, сотворчества в условиях активности учащихся в совместной деятельности. Даная методика используется как эффективный метод обучения в классах, где учатся дети с разным уровнем обучаемости. Она позволяет дифференцированно строит процесс обучения.</p> <p>&nbsp;Урок состоит из 3 этапов.</p> <p><strong>1.Ориентировочно-мотивационый этап.</strong> Этап постановки учебной задачи. Совместно с учителем, учащиеся формируют цель урока и планируют действия по реализации этой цели. На этом этапе предлагаются ключевые вопросы для организации групповой и индивидуальной деятельности. Одна из главных задач: вызвать встречные усилия учеников к сотрудничеству друг с другом и учителем. С целью создания проблемной ситуации&nbsp;&nbsp; учитель &nbsp;приводит значение солей для потребителей и в первую очередь для детей. Именно эти знания должны&nbsp; подвести&nbsp; к изучению материала.</p> <p><strong>2. Операционально-исполнительский этап.</strong></p> <p>На этом этапе, учащиеся в ходе теоретических и практических заданий, изучают свойства солей, совместно реализуют план урока. Завершается этап моделированием способа. Моделирование изученного материала помогает самостоятельно думать, анализировать. Когда учащиеся составляют модели (1,2,3) они проверяют себя, как они усвоили изучаемое. Когда учащиеся чертят модели, они легко усваивают тему, запоминают правила, свойства. Действия учителя на уроке направлены не на изложение, а на организацию учебной деятельности учащихся</p> <p><strong>3. Рефлексивно-оценочный этап. </strong></p> <p>На этом этапе, учащиеся, под руководством учителя, осуществляя &nbsp;различные формы работы, контролируют, оценивают собственные результаты учебной деятельности. Урок завершается общей самооценкой. Получение самим учеником оценки на каждом этапе урока является обязательным требованием технологии деятельностного подхода в учебной деятельности. Учителю неважно, какая&nbsp; у&nbsp; него оценка, а важно, какая у&nbsp; него самооценка. Разумно организованная самооценка работ учащихся позволяет научить учащихся выделять главное в содержании изучаемой темы в ходе умственной деятельности. Число &nbsp;набранных баллов за урок переводится на пятибальную систему оценки знаний. В результате выясняются пробелы знаний по данной теме. В зависимости от того, какую оценку они заработали, каждый из них выбирает домашнее задание. Им предлагаются 3 уровня заданий:</p> <p>а) на уровне представлений;</p> <p>б) на предметном уровне;</p> <p>в) на творческом уровне.</p> <p>Важным является осмысление учащимися проблемы, которую они будут изучать и раскрывать. Через осуществление своей собственной практики, считаю, что &nbsp;будущее за&nbsp;&nbsp; развивающим обучением, &nbsp;согласно деятельностной парадигме образования.&nbsp;</p>

Урок для учащихся 9 класса. Реализация  принципа  деятельностного подхода при изучении темы «Взаимодействие солей с кислотами. Реакции между солями»

 

«Для того чтобы просто преподавать, можно знать чрезвычайно мало,

а для того, чтобы направлять собственную деятельность

ученика  - учитель должен знать много»

 Л. С.  Выготский

Цели:

1. Воспитательная: Организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли адекватно оценить, как свои знания на уровне  способов определения свойств солей, так и по выделению признаков химических  реакций и их интерпретации. Прививать интерес к химии, воспитывать чувство само- и взаимо уважения и толерантности в условиях малых групп.

2. Развивающая: Осознать способы  взаимодействия солей с различными веществами и тем самым совершенствовать умения в моделировании способов  составления моделей.

3. Образовательная: Обеспечить освоение понятий процесса взаимодействия солей с кислотами и  реакции между солями. На основе рефлексии действий по  осуществлению  самоконтроля  и  последующей самооценки учить применять химические знания на практике.

 

  1. Ориентировочно-мотивационный этап урока (10 мин.)

 

Задание 1.1:  Взаимопроверка и взаимооценка  выполнения домашнего задания. Обнаружены следующие анионы и катионы в минеральной воде санатория «Карагай». Какие соли могли образовать такие ионы?

 

Таблица №1 «Выведение  формулы солей»

 

соли             ионы

Са 2+

Mg 2+

Na +

Гидрокарбонат

1балл

1балл

1балл

Гидросульфат

1балл

1балл

1балл

Хлорид

1балл

1балл

1балл

 

 

Учащиеся подсчитывают число набранных баллов (максимальное число 9) и выставляют согласованные  оценки в тетрадь согласно разбалловке по пяти бальной системе. 9 баллов – «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3».

Задание 1.2. Формирование потребности изучения этой темы.

Ориентировочные вопросы:

1. Какие способы образования солей вы знаете?

а) Реакция между основанием  и кислотой – 1 балл

б) Реакция между основанием и кислотным оксидом – 1 балл

2. Какие химические свойства солей вам известны?

а) Взаимодействие с основаниями – 1 балл.

б) Покажите это взаимодействие на модели.

Модель №1

щелочь + соль                    нерастворимое основание  + соль

 

                                                                                                  

 

 

 

3. Взаимодействуют ли соли с представителями других классов неорганических  соединений? Нужны ли эти знания на ваш взгляд, вообще, и   нам в особенности?

Задание 1.3. Мотивация. На базе вызревающей потребности в знаниях здесь осмысливается конкретная региональная проблема, который и должен возбудить внутренние мотивы учащихся знаний.  Ребята, как вы думаете, какая минеральная вода ценится в нашем районе? Правильно, минеральная вода «Карагай», которая обладает мочегонным, желчегонным действием, способствует выведению желчи из организма, солей, слизи, и других элементов воспаления. Вода Карагай применяется для лечения заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата-болезней суставов и костей в детском и юношеском возрасте, болезней, связанных с  развитием костного скелета. Ребята, как вы считаете, нужны ли вам знания этой темы? Ведь Вы знаете, что в состав воды входят различные соли, которые, в свою очередь, определяют ее полезные свойства.

Задание 1.4. Целепологание.  

4. Какова же цель урока? Совместными усилиями на основе осмысленного материала формируется цель - изучить «Взаимодействие  солей с кислотами. Реакции между солями».

5.Какие еще химические свойства характерны для растворимых солей?

Задание 1.5. Планирование.

Каков же будет план урока? В процессе обсуждения составляется план.

  1. Изучить в коллективной  и  парной работе химические свойства солей, (взаимодействие с кислотами,  с другими солями).
  2. Уметь составлять реакции ионного обмена, исходя из состава, строения и свойств солей (С- С- С-). Уметь работать с таблицей растворимости,  определять признаки реакции (     ).
  3. Проговаривать свойства солей на основе изученного материала.
  4. Смоделировать способ  изучения   химических свойств солей.

 

  1. Операционально-исполнительный этап (25мин.)

 

2.1 Совместная реализация плана по пунктам, в ходе теоретического и практического изучения свойств солей, выполнение заданий.

Формулирование способа взаимодействия веществ в РИО.

а) взаимодействие солей с кислотами (образование осадка и газа)

б) взаимодействие солей с солями.

2.2 Коллективная деятельность класса в ходе - выполнения лабораторной работы «Химические сюрпризы».  За заполнение таблицы – 3 балла

 

Таблица №2.  Внешние признаки химических реакций

 

№ п/п

Реактивы

Наблюдения

Уравнения реакции

  1.  

АgNO3

HCl

Выпадение белого осадка

 

  1.  

CaCO3

HNO3

Образование газа

 

  1.  

Na2CO3

CaCl2

Образование осадка

 

 

 

Лабораторная работа №1.

Предлагается в раствор соляной кислоты добавить несколько капель нитрата серебра. Дети наблюдают выпадение осадка.

         Для составления реакции в сокращенной ионной форме выполняем следующие действия:

  1. Написать формулы реагентов в ионной форме и проведя обмен катионами и анионами вывести формулы продуктов реакции.
  2. Найти среди химических соединений  формулы  растворимого и нерастворимого вещества по таблице растворимости.
  3. На уровне понимания написать уравнение реакции и расставить коэффициенты.
  4. Составить уравнения реакции в ионной,  молекулярной  форме и затем в сокращенной ионной форме.

Совместно с учащимися определяем условия проведения  реакции:

1. Исходная кислота должна быть  растворима в воде.

2. Продуктом реакции является осадок или газ.

    Составляется  модель реакции (1 балл):

Модель №2

Способ получения продуктов при взаимодействии соли с кислотой.

 

Подпись: соль + кислота           соль   + кислота

 

Лабораторная работа №2.

Предлагается смешать растворы карбоната  натрия и азотной  кислоты. По выведенной модели способа, составляется реакция ионного обмена.  Совместно с детьми формулируется  вывод: Сильная кислота вытесняет слабую кислоту из ее соли.

Обсуждается вопрос:

«Мы знаем, что  соли диссоциируют в водных растворах на ионы. Что получится при смешивании растворов двух солей?»

Для ответа на этот вопрос проводится лабораторная работа №3

 

Лабораторная работа №3.

Предлагается смешивать растворы: CaCl2 и Na2CO3        

Совместно с учащимися формулируется  вывод: Образуется сразу две соли: одна растворимая, а другая нерастворимая в воде.

Формулируются умозаключения.

Мы научились:

а) различать реакции ионного обмена.

б) выводить способ составления реакции ионного обмена, как при взаимодействии солей с кислотами, так и с другими солями.

         2.3. Применяем сконструированный нами способ

Задание. Составьте уравнения реакций, протекающие с образованием осадка. Дайте названия реагентам и продуктам реакции.

а) Pb(NO3)2 + H2S                          б) K2SiO3 + HNO3

Двое учащихся работают у доски, остальные проверяют, правильно ли написаны уравнения реакций.

Задание для сильных учащихся: Пользуясь таблицей растворимости, установите, какие соли следует взять для проведения реакций (проговаривание вслух с охватом большинства учащихся)

Ca2+ + SO42-       CaSO4                                3Ba2+ + 2PO43-         Ba3(PO4)2

2.4 Физкультминутка для расслабления мышц спины, шеи, снятия усталости с глаз, рук.

 

III. Рефлексивно-оценочный этап (10мин.)

 

         Учащиеся выполняют задания по вариантам в парах, используя наработанный ими способ действий составления реакции ионного обмена в ионной и молекулярной формах.

3.1. Первичная самодиагностика и самокоррекция. 

На этом этапе учащиеся самостоятельно работают, спрашивая, советуясь в ходе общения друг с другом. Им предлагается выполнить задание, например, задание  «Ау-ау-ау», которое состоит в нахождении соответствующих формул в уравнениях.

1.Сu(NO3)2 + ?         CuCO3 + ?

2. K2CO3 +  ?        KCl + ?

После проведенного задания, проводится самооценка и взаимопроверка в парах. Выставление согласованной взаимо и самооценки в тетрадь. 

3.2. Повторная самодиагностика.

I. Pb(NO3)2 + ?       PbCl2 + ?        II.  ?    + Na3PO4        Ag3PO4 + ?

3.3. Подведение итогов урока.

  • Что мы узнали на уроке?

а) Изменились ли мы? Что изменилось в нас конкретно?

б) Чем был значим для вас учебный материал?

в) Как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания, которые вы получили при изучении данной  темы?

г) Достигли ли вы поставленных целей?

  • Моделирование содержания изученного материала (6 баллов)
  • Какую графическую модель вы составили? Совместно проанализируйте модель № 3 (Учащиеся в коллективной работе  заполняют колонки таблицы).

Модель № 3

Обобщение химических свойств солей

       
   
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание модели в группах шепотом.

3.5. Индивидуальная коллективная рефлексия.  

Учащиеся совместно с учителем формулируют следующие выводы: 

  1. Реакции между солями возможны, если в результате реакции выпадает осадок – 1 балл.
  2. Сильная кислота вытесняет слабую кислоту из ее соли – 1 балл.
  3. Реакция протекает между солью и кислотой, если в результате реакции выпадает осадок – 1 балл.

3.6. Формулирование цели следующего урока.

Мы изучили «Химические свойства солей». Как Вы думаете - все ли свойства солей изучены? Правильно, не все. Нам предстоит еще изучить:

а) Как различные соли растворяются в воде.

б) Могут ли ионы солей реагировать с водой? Как это можно доказать?

Именно этим, мы  с вами и займемся на следующем уроке.

Самоанализ и самооценка учителя по итогам усвоения темы. Учитель проводит анализ выполненных работ и оценивает себя как профессионала.

Подсчет набранных баллов и выставление оценок за урок. Примерная разбалловка: -25-24 баллов –«5»  24-22 баллов  - «4».

3.7. Осмысление домашнего задания.

Домашнее задание для учащихся составляется  на трех уровнях:

а) На программном. Рефлексировать записи в тетради, и, пользуясь учебником «Химия» Сатбалдина С.Т, Р.А.Лидин. выполнить  задание №5 на стр. 194.

б) На полутворческом. «Как очистить поваренную соль от примеси сульфата натрия». Составить уравнения реакции.

в) На творческом. Подготовить сообщение на тему «Соли природных вод и их практическое значение на примере минеральной воды санатория «Карагай» Мечетлинского района.

 Оценка урока.  В конце урока прошу детей подвести итог, пользуясь условными сигналами, такими как: поднятие правой руки, означающее, что урок понравился, поднятием левой руки - урок не понравился, не поднимают руки - урок не вызвал у них интереса.

Спасибо за то, что формируете себя воспитанным, развитым и образованным, затребованным обществом – гражданином.