Вы не зарегистрированы

Авторизация



Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использованием web-сервисов

    Выберите действие:

 Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использованием web-сервисов

О.Н. Зиборова,

преподаватель информатики и ИКТ

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

 

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться [3].

 

Безусловно, процесс оценивания можно назвать главным инструментом в управлении качеством образовательного процесса в школе. Это четко отражено в  федеральных государственных стандартах всех ступеней.

 

В отечественной педагогике выделяют два разных подхода к оцениванию качества результатов. Оценивание результатов по уровню достижения заданного уровня обученности называется констатирующим оцениванием. Если же оценка применяется для получения данных о текущем состоянии дел ученика для определения ближайших шагов в направлении улучшения этого состояния, такое оценивание называется формирующим [2].

 

Одним из ключевых условий повышения качества образовательных результатов  посредством использования системы оценивания является наличие эффективной  обратной связи от учителя к ученикам.

 

Обратная связь позволяет придать новое измерение учебному процессу, делая акцент на плюсы, а не на недостатки. Отмечая сильные стороны работы учащегося, учитель мотивирует его на дальнейшее взаимодействие и заинтересованность предметом. Обратная связь помогает учащемуся отслеживать свой прогресс, планировать будущие достижения, испытывать чувство удовлетворения от проделанной работы. Когда учащиеся получают обратную связь в учебном процессе, они учатся на своих ошибках, осуществляют необходимые изменения и оказываются способны к переходу на следующий уровень.

 

На современном этапе наиболее эффективными средствами для проведения формирующего оценивания и получения оперативной обратной связи в учебном процессе являются различные web-сервисы. В данной публикации уделяется внимание только некоторым наиболее популярным из них.

 

Kahoot – сервис для создания викторин с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. Алгоритм работы с сервисом:

  • создаем тест с возможностью добавления фото и видео;
  • даем номер виртуальной комнаты (его генерирует система);
  • демонстрируем задание через проектор на экран в классе;
  • ученики заходят с мобильных устройств комнату;
  • на экране их мобильных устройств начинает отображаться задание и идет обратный отчет времени;
  • на общем экране после ответа на вопрос выводит правильно ответивших - кто быстрее ответил, тот победитель;
  • ученики отвечают - им присваиваются очки за правильное выполнение задания.

 

При проведении викторины можно провести  соревнование между участниками: кто быстрее ответит на вопрос. За каждый правильный ответ присуждаются баллы. Викторина, созданная с помощью сервиса, рассчитана на участие в ней до 30 человек. Сервис можно использовать для проведения различных тестов и опросов обучающихся в классе и при дистанционном обучении.  У сервиса Kahoot есть ряд интересных возможностей, которые помогают мотивировать и увлечь учащихся. Например, музыка. Когда вопрос появляется на экране, начинает играть музыка, для каждого вопроса разная, и слышен тикающий звук, напоминающий о том, что время для ответа ограничено. Чем быстрее учащиеся отвечают на вопросы, тем больше баллов получают. Есть таблица лидеров, показывающая, кто набрал больше всего баллов. Когда тест завершен, вы можете скачать результаты класса в виде таблицы.

 

Quizizz - представляет собой добротный web-инструмент оценивания учащихся. В отличие от Kahoot в сервисе Quizizz учитель имеет возможность лучше управлять классом, следить за индивидуальной работой каждого ученика. Все ученики получают одинаковые задания, но каждый из учащихся на своём устройстве получит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в свойственном для себя темпе. На дисплее ученика в отличие от Kahoot появляются не только символы ответов, но и полностью весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить. При желании можно даже не использовать в классе проектор для отображения вопросов. Все вопросы и ответы будут показаны на дисплее каждого ученика и отображаются на учительском компьютере. Учитель отслеживает работу каждого ученика. Вы получаете полную картину работы класса. После каждого тестирования вы не только знакомитесь с результатами, но и получаете возможность получить данные в таблице Excel [1].

 

Socrative — это онлайн система голосования, которая позволяет учителям организовать в своих классах серию учебных упражнений и дидактических игр. Задания ученикам могут быть представлены в трёх вариантах: выбор нескольких правильных ответов, вариант верно/неверно, и вопросы, предполагающие краткий письменный ответ. Очевидное преимущество Socrative — учащиеся могут видеть вопросы на своих устройствах. Этим сервис похож на сервис Quizizz и отличается от сервиса Kahoot, который выводит вопросы только на мониторе учителя. В Socrative, учитель может добавить пояснения к каждому вопросу. Оно может появляться сразу после того, как учащийся ответил на вопрос, что делает возможным немедленную обратную связь. К тестам можно добавлять теги (метки), чтобы облегчить их поиск. Учащиеся могут выполнять тест в удобном им темпе. Есть возможность пропустить вопрос, или даже поменять ответ, прежде чем отправить тест учителю. В режиме Space Race (гонка в космосе) учащиеся или группы учащихся могут соревноваться, кто быстрее правильно ответит на большее количество вопросов.

 

Plickers - система опроса, не требующая мобильных устройств у каждого ученика. Все, что вам нужно, это бумажные карточки для учеников и один учительский смартфон или планшет. Эти ученические карточки опроса представляют собой карты с QR кодами. Учитель загружает программу на свой смартфон или планшет. Создаёт свой класс. Составляет тесты или социологический опрос. Возможны два варианта тестов: с четырьмя вариантами ответов или опрос да/нет. Учитель раздаёт персонифицированные карты ученикам. После появления или устного озвучивания вопроса ученики поднимают карточку с правильным ответом. Учитель наводит камеру на класс и сканирует ответы. На экране сразу появляются результаты, которые затем можно показать на большом экране или сохранить для электронного портфолио. Распечатанные карточки должны быть очень хорошего качества. Лучше всего распечатать QR-карты на более плотной фотобумаге и разместить на картонные основания. Таким образом, для данного варианта тестирования (голосования) доступ в интернет или Wi-Fi достаточен лишь для учительского смартфона или планшета. Привлекательность ещё в том, что такой опрос легко организовать в начальных классах, не ориентироваться на наличие устройств у учеников.

 

Каждый из перечисленных web-сервисов сообщает учителю и, что невероятно важно, и самому ученику о текущем состоянии процесса учения и фокусируется на вопросе: как ученик учится? Традиционная же отметка говорит ученику о том, каким было его учение, и фокус ее на том, что он учит.

 

Использовать вышеуказанные web-сервисы в обучении можно для проведения текущего оценивания, для повторения материала в игровой форме перед итоговым оцениванием, чтобы выяснить точку зрения учащихся на различные школьные события и мероприятия, для создания учащимися собственных вопросов и тестов, которые можно использовать в системах мобильных опросов.

 

Таким образом, современные web-сервисы позволяют осуществить оперативное оценивание знаний, минимальными затратами финансов, времени и сил. Они ставят обучающихся в одинаковые условия при проведении тестирования и оценке результатов, при этом оценки результатов не зависят от субъективного мнения учителя. Их использование облегчает выявление уровня качества знаний обучаемых, помогает установить мгновенную обратную связь с каждым из них, дает возможность оперативно отслеживать и корректировать результаты обучения. Основными достоинствами подобных сервисов являются доступность, простота в использовании, мобильность и технологичность. Основные недостатки связаны с недостатками тестовых методов проверки знаний, например такими, как формализм, присутствие элемента случайности и др. Но, несмотря на недостатки, можно сказать, что описанные web-сервисы, можно рекомендовать к использованию для организации и проведения оперативной проверки знаний обучающихся.

 

Библиографический список

1.Аствацатуров, Г. О. Kahoot — программа для создания викторин, дидактических игр и тестов [Электронный ресурс] / Дидактор - сайт и блог учителя и педагога. Аствацатуров Георгий Осипович - о дидактике и педагогической технике / Режим доступа: http://didaktor.ru/kahoot-programma-dlya-sozdaniya-viktorin-didakticheskix-igr-i-testov/

2. Пинская, М.А. Формирующее оценивание – оценивание для обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ciced.ru/docs/publications/Ocenivanie%20dlya%20obucheniya%20M.A.%20Pinskaya.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Евгения Владимировна Яшина

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Уважаемая Оксана Николаевна! Вопрос организации обратной связи всегда остро стоит при планировании уроков и занятий. Перечисленные в вашей работе программные продукты несомненно облегчают работу педагога. А подробное описание каждого инструмента поможет каждому выбрать наиболее подходящий. Сама лично я знакома только с  Quizizz и Socrative. Для использования их на уроках физики перевела уже готовые, использовавшиеся ранее как карточки, тесты из текстового редактора в тестирущую программу. А это особых затрат временных не потребовало. Благодаря вашей статье познакомилась с сервисамми Kahoot и Plickers. Спасибо за полезный материал! Успехов вам!  




Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Я же, наоборот, пока в большей степени использовала сервисы Kahoot и Plickers. Kahoot на уроках информатики со студентами, а Plickers в начальной школе также со студентами на практике "Пробные уроки" (являюсь методистом по информатике в начальной школе). Очень нравится эта форма опроса и студентам, и младшим школьникам. Спасибо, Евгения Владимировна, за добрые слова!




Фото пользователя Татьяна Александровна Куликова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Оксана Николаевна. Прочитала вашу статью.Очень много полезной информации. С приложением Kahoot  тоже хорошо знакома. Используем его с детьми. На межрайонном мастер-классе рассказывала коллегам об этом приложении. Теперь поклонников данного приложения прибавилось. Согласна с Вами, все приложения и сервисы очень удобны для  организации обратной связи Учитель-ученик. А обратная связь на уроке носит не только контролирующий характер, а еще и обучающий характер. Умение преподавателя использовать обратную связь в обучении является одним из важнейших моментов. входящих в процесс обучения. Ваша статья помогла педагогам  изучить сервисы так необходимые для работы.




Фото пользователя Татьяна Александровна Куликова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Оксана Николаевна. Прочитала вашу статью.Очень много полезной информации. С приложением Kahoot  тоже хорошо знакома. Используем его с детьми. На межрайонном мастер-классе рассказывала коллегам об этом приложении. Теперь поклонников данного приложения прибавилось. Согласна с Вами, все приложения и сервисы очень удобны для  организации обратной связи Учитель-ученик. А обратная связь на уроке носит не только контролирующий характер, а еще и обучающий характер. Умение преподавателя использовать обратную связь в обучении является одним из важнейших моментов. входящих в процесс обучения. Ваша статья помогла педагогам  изучить сервисы так необходимые для работы.




Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Татьяна Александровна, спасибо за внимание к моей статье. Мобильные технологии сейчас всё больше выходят на первый план, а нам педагогам необходимо изучать и расширять свой арсенал технологий, применяемых на уроке, чтобы повысить его эффективность. Желаю вам и коллегам творческих успехов!




Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Татьяна Александровна, спасибо за внимание к моей статье. Мобильные технологии сейчас всё больше выходят на первый план, а нам педагогам необходимо изучать и расширять свой арсенал технологий, применяемых на уроке, чтобы повысить его эффективность. Желаю вам и коллегам творческих успехов!




На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Доброе время суток! Оксана Николаевна, прочитала вашу статью, большое спасибо за информацию. Не сразу вспомнила, что знакома с Quizizz и Socrative (работали с этими программами на курсах), заинтересовали другие две программы, надо попробовать. Жаль, что многие требуют денежных затрат на лицензию, если это использовать в школе. Еще раз спасибо! Удачи и успехов вам! Буду благодарна за ваш комментарий к моей статье.




Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Любовь Юрьевна, спасибо за комментарий. Хочу заметить, что указанные в моей статье web-сервисы совершенно бесплатны и не требуют лицензии. Необходимы только мобильные устройства (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.п.) с доступом в Интернет. Для использования сервиса Plickers достаточно иметь мобильное устройство с доступом в Интернет только учителю. Творческих успехов вам в освоении новых сервисов!




Фото пользователя Юлия Викторовна Решетникова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Оксана Николаевна. При изучении вашей статьи узнала много нового и интересного. Работая в коррекционной школе, не часто приходится использовать различные сервисы, для своей работы. К сожалению, в базисный учебный план коррекционной школы VIII вида не включено изучение информатики. Однако применять на своих уроках сервис Quizizz, думаю, возможно. По крайней мере, можно попробовать. Думаю, возьму вашу статью себе на заметку, и попробую использовать её в работе. Спасибо за предоставленный материал.




Фото пользователя Оксана Николаевна Зиборова

На: Оценивание и обратная связь в учебном процессе с использован


Юлия Викторовна, спасибо за добрые слова! Успехов вам в освоении web-сервисов!