Вы не зарегистрированы

Авторизация



Брейн-ринг "Путешествие "Тропою Даля""

Submitted by Любовь Михайловна Бородинова on чт, 28/04/2016 - 14:13
Данные об авторе
Автор(ы): 
Белякова Людмила Михайловна
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №35 г.Рыбинска

Регион: 
Ярославская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

Формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре родной страны на примере жизни и деятельности В.И. Даля.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемые учебники и учебные пособия: 

http://www.youtube.com/watch?v=ummscspTym4

Используемая методическая литература: 

-

Используемое оборудование: 

Ноутбук, проектор, колонки

Используемые ЦОР: 

http://www.youtube.com/watch?v=ummscspTym4

Краткое описание: 
<p>Два важных события в ноябре стали судьбоносными для настоящего мероприятия &ndash; &nbsp;Всероссийский День словаря (22 ноября) и литературная экскурсия учителей АССУЛ Ярославского отделения в Москву в дом-музей В.И. Даля с посещением Ваганьковского кладбища, могилы Даля (28 ноября).</p> <p>Уникальные экспонаты музея, рукописные карточки Владимира Ивановича, первое прижизненное издание Толкового словаря, письма великого учёного &ndash; и всё это в ярком изложении Директора музея, Клеймёновой Ирины Александровны &ndash; определили тот виртуальный&nbsp; маршрут, который поможет детям осознать роль лексикографа Даля в лингвистике и всей русской культуре.</p>

                                                «ТРОПОЮ ДАЛЯ»

МАРШРУТНАЯ КАРТА «ПУТЕШЕСТВИЯ»

 

 

 

 

 

Слова, слова…

В них отражение

величия душ и ясности ума.

И. Альтман

Пришла пора подорожить народным языком и

выработать из него язык образованный!

В.И. Даль

1. Эмоциональное погружение в событие:

- виртуальная экскурсия по дому-музею В.И. Даля

(демонстрируется фрагмент фильма «Гении и злодеи. Владимир Даль. Собиратель слов», 2012 г.

http://www.youtube.com/watch?v=ummscspTym4

- выступление учителя литературы школы №16 Цветковой С.В. (личные впечатления от посещения музея В.И. Даля в Москве)

2. Конкурс «Собери пословицу»

(командам предлагается собрать «рассыпанные»  пословицы; каждой команде – 3 пословицы)

 

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. (8 слов)

Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. (7 слов)

Была правда, да в лес ушла. (6 слов)

Врет, что блины печет: только шипит. (6 слов)

Хоть с себя что заложить, да маслену проводить. (8 слов)

Боится масленая горькой редьки да пареной репы. (7 слов)

 

3. Домашнее задание «Подумай и ответь»

(3 вопроса соперникам)

4. Задание-экскурс «В стране загадок В. Даля»

 (по 5 загадок каждой команде)

Кланяется, кланяется - придет домой, растянется (топор).
Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).
Сам гол (наг), а рубашка в пазухе (свеча и светильня).
Сидит баба на юру, ноги свесила в реку (мельница).
Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает (пила).
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).
Синяя синичка весь белый свет одела (иголка).
Птичка-невеличка по полю катится, никого не боится (ружейная пуля).
В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет (балалайка).

10.В одной стеклянке болтается, а никак не смешается (яйцо)

5. Конкурс «Смотри вдаль – увидишь Даля»[1]

(командам предлагается озвучить изображения на экране, соотнести с биографией, творчеством учёного,  прокомментировать)

6. Конкурс болельщиков «Веришь – не веришь»

(предлагается верный или заведомо ложный  вариант какого-либо факта, события из жизни В.И. Даля)

 Например: «Верите ли вы, что Даль родился в Москве?» (нет).

«Верите ли вы, что Даль знал более 10 языков?» (да)

7. Конкурс «Словослово родит, третье само бежит»

(предлагается словарная статья из «Живого великорусского языка» В.И. Даля, надо определить само слово[2])

- весопляс, висопляс (акробат)

- весьма неудобное для нас названье верхнего платья, мужского и женского в роде широкого сертука; чапан (пальто)

-  итальянские трубки (макароны)

- сосудец, б. ч. стеклянный, хрустальный, для питья; обычно без ручки, мерою около трети бутылки (стакан)

- орудие для хлебанья, для еды жидкостей; хлебалка, шевырка, едалка (ложка)

- мелкийосколыш дерева или иного твердого вещества, воткнувшийся в живое тело (заноза)

- перелом, излом, колено, локоть, выступ или залом (впадина) об одной грани (угол)

- немецкий сосуд разного вида и устройства, для освещения жилья маслом, ворванью, жидким салом (лампа)

-  мясистый снаряд во рту, служащий для подкладки зубам пищи, для распознанья вкуса ее, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков (язык)

- крутобокая рытвина, от вешних вод; водороина, водомоина, росточь (овраг)

- огородина, съедомая ботва и коренья (овощ)

- утеха, услада, утешенье, успокоенье, наслажденье; на чем или чем душу отводят, что покоит, услаждает, облегчает бремя, скорбь (отрада)

- взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах (беседа)

8. Конкурс «Что бы это значило?»

(предлагается слово из словаря Даля, надо определить, что оно обозначает)

Анчутки — чертенята, бесы.

Заблюдник — полка для посуды.

Козлодер — плохой певчий, с противным, высоким, сиплым и дрожащим голосом.

Нюни — губы.

Огурство — своеволие, строптивость.

Отымалка — тряпка, которой берут горшок из горячей печи; тряпка для различных кухонных надобностей.

Пенязь — деньга, деньги.

Сарынь — ватага, толпа, сброд, чернь.

Странь — чужой, странний человек, чудак, нелюдим, дикой, малоумный, дурак.

Супря — спор, тяжба, борьба, препирание.

Титла — заголовок, название книги.

Хабара — нажива, пожива или взятка.

Хухря — нечеса, растрепа, замарашка.

Фигля — ужимка, стачка, уловка, плутовство и обман.

9. Конкурс капитанов

(капитаны получают письменное задание, готовят ответы в течение 5-7 минут, затем сообщают свои  решения; можно дополнять друг друга.Разрешается пользоваться словарём В.И. Даля)

1.Каким псевдонимом подписывал В.И.Даль свои сказки?

 

2.Что за животные называются бака, прусак, арахнида?

 

3.Во многих русских народных сказках мы встречаемся с удивительным сказочным героем – Баба-Яга. Найдите в словаре описание Бабы-яги. Из чего сделана ее знаменитая ступа? Что может случиться с тем, кто увидит ягу?

 

4.Ребята очень любят придумывать другим людям прозвища. Во времена В.И.Даля некоторых людей называли: всячикник, бобыня, вяжихвостка. Узнайте в словаре, обидны ли эти прозвища?

Смотрите статьи: Всякий; Бобыня; Вязать

 

5.Некоторых домашних животных окликают привычными словами: "кис-кис" или "цып-цып". А кого кличут "пацю-пацю-пацю"? Как ещё можно позвать этих животных?

 

6.Прочитайте строки. "Баркан богатый уродился. - А щи-то, щи!.. - Цыбуля важна! - Бараболя не шибка..." Что за овощи названы словами баркан, цыбуля, бараболя?

 

7.Теткой (или тетей) мы обычно называем сестру кого-то из родителей. Кого можно назвать "теткой малой" и "теткой великой"? Что за тетка, которая бьет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ»

(ПОСВЯЩАЕТСЯ УЧЁНОМУ-ЛЕКСИКОГРАФУ  В.И. ДАЛЮ)

 

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ ДОМ-МУЗЕЙ В.И. ДАЛЯ?  (НЕТ, В ЛУГАНСКЕ, МОСКВЕ)
…………………………………, ЧТО ДАЛЬ СЛУЖИЛ НА БАРКАСЕ «ФЕНИКС» (НЕТ, БРИГ «ФЕНИКС»)
……………………………….., ЧТО ДАЛЬ ОДНИМ УДАРОМ ТОПОРА ОСТАНОВИЛ ВРАЖЕСКУЮ АРМИЮ? (ДА)
…………………………………., ЧТО ДАЛЬ ВИРТУОЗНО ВЛАДЕЛ И ПРАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ? (ДА)
…………………………………., ЧТО ДАЛЬ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО УЧЁНЫМ-ЛЕКСИКОГРАФОМ, НО И ОКУЛИСТОМ? (ДА)
…………………………………, ЧТО ДАЛЬ СТРАДАЛ  БЛИЗОРУКОСТЬЮ? (НЕТ, МОРСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ)
…………………………………, ДАЛЬ НАПИСАЛ УЧЕБНИК ПО АСТРОНОМИИ? (НЕТ, ПО БИОЛОГИИ)
…………………………………, ДАЛЬ ЛОЯЛЬНО ОТНОСИЛСЯ К ИНОЯЗЫЧНЫМ ЗАИМСТВОВАНИЯМ? (НЕТ, НАПРОТИВ – РЕШИТЕЛЬНО БОРОЛСЯ)
……………………………….., ЧТО В СЛОВАРЕ ДАЛЯ «АВТОМАТ» НАЗВАН СЛОВОМ «ЖИВУЛЯ»? (ДА)
………………………………., ЧТО ДАЛЬ ВЗЯЛСЯ ЗА СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ ПО НАСТОЯНИЮ И.С. ТУРГЕНЕВА? (НЕТ, ПО СОВЕТУ А.С. ПУШКИНА)
………………………………, ЧТО  ЗАМЫСЕЛ «СКАЗКИ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» ДАЛЬ ПОДАРИЛ  А.С. ПУШКИНУ ? (НЕТ, ЗАМЫСЛЕ «СКАЗКИ О РЫБАКЕ И ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ»)
………………………….., ЧТО ПЕРВОЕ СЛОВО – «ЗАМОЛАЖИВАЕТ», С КОТОРОГО ДАЛЬ НАЧИНАЕТ  СОБИРАТЬ СЛОВА, ОН УСЛЫШАЛ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ? (НЕТ)
………………………….., ЧТО В ЦИКЛ СКАЗОК «ПЯТОК ПЕРВЫЙ» ВОШЛО ВСЕГО ПЯТЬ СКАЗОК? (ДА)
………………………….., ЧТО ДИРЕКТОР ДОМА-МУЗЕЯ В МОСКВЕ ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА КЛЕЙМЁНОВА БЛИЖАЙШАЯ РОЛСТВЕННИЦА В.И. ДАЛЯ?  (НЕТ)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ СОПЕРНИКОВ

КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ К БИОГРАФИИ В.И. ДАЛЯ МОЖЕТ ИМЕТЬ  РЫБИНСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. Н.И. ПИРАГОВА?

 

МОЖНО ЛИ ОПИРАТЬСЯ НА СЛОВАРЬ В.И. ДАЛЯ  В ПОИСКЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА?

 

 

ИЗВЕСТНО, ЧТО ДАЛЬ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО АВТОРОМ «ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА», НО И АВТОРОМ СКАЗОК, ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.

КАКИМ ЭПИГРАФОМ БЫЛ СНАБЖЁН СБОРНИК В.И. ДАЛЯ «ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА»?

 

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ ДАЛЯ ЕГО ПОСЕТИЛ ИЗВЕСТНЫЙ МОСКОВСКИЙ МЕЦЕНАТ П.М. ТРЕТЬЯКОВ?

 

 

 

[1] Презентация с видеорядом  прилагается

[2] Учащимся сообщается, что все слова – имена существительные

 

Прикрепленный файлSize
ТРОПОЮ ДАЛЯ.docx69.71 KB
ОТВЕТЫ к викторине Даля.docx16.37 KB
Бессмертный Даль.ppt9.11 MB

»  Размещено в сообществах: