Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектная деятельность как форма профессиональной ориентации

Проектная деятельность как  форма профессиональной ориентации

 

Бородулина Татьяна Александровна,

 учитель технологии МАОУ "Средняя школа №30" 

 

С глубокой древности человек изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ являлось то, что дарит земля и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.

Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественно-эстетического развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду.

Занятия в объединении «Конструктор» формируют такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус. Беседы в теоретической части занятий объединения о видах древесины и их свойствах способствует расширению кругозора и развитию любви к родной природе.

Дерево - один из самых популярных поделочных материалов. Оно сравнительно легко обрабатывается самыми простыми инструментами. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из неё изготавливали практически всё необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, музыкальные инструменты, мельницы, лодки и многое другое.

Во время занятий в объединении ребята научатся изготавливать изделия  из фанеры не только способом выпиливания и выжигания. Выпиливание и выжигание - одни из самых распространённых видов технического творчества среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяет детям всех возрастов заниматься выпиливанием. Обучающиеся познакомятся и приобретут первоначальные навыки по обработке древесины другими способами: резьба по дереву, художественное выпиливание, деревянная мозаика.

Выпиливание и резьба по дереву - это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей красе.

Художественное выпиливание - это сочетание искусства с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять, готовность трудиться, на воспитание чувства красоты, способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни, на приобщении к культуре, рационально использовать свободное время обучающихся.

Программа «Конструктор», в отличие от других программ по обработке древесины, направлена на формирование у воспитанников в процессе обучения трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки через предоставление обучаемым свободы выбора изготавливаемого объекта и самостоятельности.

Данная программа является адаптированной с учётом современных тенденций, технологий, специфики и материально-технической базы нашего учреждения.

       Программа объединения «Конструктор» предусматривает выполнение учащимися творческого проекта. Объем полученных знаний на занятиях позволяет защитить творческий проект и продемонстрировать самостоятельно выполненную завершённую работу. Защита проекта проходит на фестивале «МЫ – ДЕТИ XXI ВЕКА» на школьном уровне.

Выполненные обучающимися, под руководством  руководителя, творческие проекты, позволяют  развивать и учитывать самые разные их способности и склонности, что необходимо для будущей профессиональной ориентации. 

       В процессе создания творческого проекта, от эскиза до готового изделия, обучающиеся  знакомятся с работой дизайнера, декоратора, художника, конструктора, технолога, профессиями, связанными с обработкой древесины: столяра, плотника, оператора по отделке древесины, что поможет им в будущем с выбором профессии.

 

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

- создание условий школьникам в раскрытии и развитии технических творческих возможностей, заложенных в ребёнке;

- побуждение к сознательному выбору профессии.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- знакомство с профессиями дизайнера, декоратора, художника, конструктора, технолога, профессиями, связанными с обработкой древесины: столяра, плотника, оператора по отделке древесины;

- ознакомление с основами конструирования и моделирования;

- формулирование навыков в графическом изображении при изготовлении изделий (первые модели учащиеся выполняют с помощью шаблонов, а затем и учатся работать по чертежу);

- правильное употребление технических терминов и использование их в работе;

- формирование умений и навыков работы с различными материалами и ручными инструментами;

- создание условий для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;

- прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

- предоставление обучающимся возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности;

- воспитание культуры труда и эстетическое просвещение;

- расширение и углубление знаний в области технологии;

- создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

- помогать детям, в их желании сделать свои работы общественно значимыми;

- добиваться от обучающихся качественного изготовления и отделки, как самой детали, так и всего изделия в целом.

 

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

В ходе выполнения данной программы обучающиеся должны научиться выпиливать, обрабатывать и оформлять различные объекты из древесины, приобрести и закрепить:

- представление о современных производствах, профессиях, связанных с обработкой древесины;

- умение работать по чертежу и технологической карте;

- умение работать различными ручными и чертёжными инструментами;

- знание приёмы работы с этими орудиями труда;

- умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

- умение вести технологическую операцию, самопроверку и самооценку своего трудового изделия, его полезность;

- интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;

- умение технологических процессов: разметку, сгибание, резание, формовку, монтаж, отделку;

- умение находить поиск путём преодоления трудностей;

- умение доводить начатое дело до конца;

- соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;

- конструирование, изготовление поделки для выставок;

- проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Для обучающихся первого года занятий рекомендуется использовать групповую /фронтальную/ форму организации работы, при которой все одновременно выполняют одно задание, но на разных изделиях. Объяснения руководителя относятся ко всем обучаемым, и воспринимается ими одновременно, причём знания не даются, а выстраиваются и каждый обучающийся имеет возможность к достижению цели своим путём.

Программа второго года занятий строится и служит непосредственным продолжением программы для начинающих.

Планируя практические работы обучаемых второго года занятий, необходимо иметь в виду, что не обязательно изготовлять все работы, указанные в примерном тематическом плане и программе. Достаточно в течение учебного года изготовить одну-две сложные вещи.

В занятиях рекомендуется использовать сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы.

Программа третьего года - творческая работа, отражающая в значительной мере уровень и глубину полученных обучающимися знаний и навыков к  побуждению сознательного выбора профессии

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

п/п

Наименование темы занятия

Количество часов

всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие. Материалы и инструменты.

2

2

-

2.

Художественное выпиливание

78

4

74

3.

Обработка древесины

16

2

14

4.

Комбинация древесных материалов

16

2

14

5.

Начальное моделирование

18

2

16

6.

Экскурсии

6

2

4

7.

Защита творческих проектов. Выставки, беседы

6

-

6

8.

Заключительное занятие

2

2

-

Итого:

144

16

128

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие.

Всего часов: 2, из них: теоретических ― 2; практических - 0.

Краткое содержание

Организационный момент. Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в этом объединении.

Конечный результат ЗУН:

- знать Правила поведения в учреждении, при проведении занятий;

- технику безопасности при деревообработке.

 

Тема 2. Художественное выпиливание.

Всего часов: 78, из них: теоретических ― 4; практических - 74.

Краткое содержание

Чертёжные инструменты. Виды и приёмы выполнения разметки. Общее понятие о производстве пиломатериалов. Изготовление фанеры. Свойства бумаги, картона, древесины. Основные ручные инструменты для работы в объединении. Назначение и устройство лобзика и приспособлений, применяющихся при выпиливании лобзиком. Виды клея и технология изготовления соединений на клею. Технология обработки поверхностей масляными лаками. Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

Практическая часть.

Выпиливание из фанеры лобзиком изделий с прямолинейными и криволинейными вырезами. Отделка изделий выжиганием.

 

Конечный результат ЗУН:

- уметь работать с ручными инструментами, знать их назначение

- знать о пиломатериалах, свойствах бумаги, картона и фанеры;

- иметь навыки по работе с технологиями по сборке и обработке красками и лаками, соблюдать ТБ.

 

Тема 3. Обработка древесины.

Всего часов: 16, из них: теоретических ― 2; практических - 14.

Краткое содержание

Рациональная разметка древесины. Приёмы пиления. Правила безопасности труда. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Водные красители.

Практическая часть.

Производит рациональную разметку древесины. Приёмы пиления.  Перевод рисунка через копировальную бумагу и по шаблону.

Конечный результат ЗУН:

- уметь делать рациональную разметку при работе с фанерой;

- уметь переводить рисунок через копировальную бумагу и по шаблону;

- соблюдать ТБ при работе с красителями.

 

Тема 4. Комбинация древесных материалов.

Всего часов: 16, из них: теоретических ― 2; практических - 14.

Краткое содержание

Древесностружечные и древесноволокнистые плиты, древесные пластики. Вторичное использование отходов древесины. Виды и способы соединений.

Практическая часть.

Производить сборку деталей различными способами соединений.

Конечный результат ЗУН:

- знать виды и способы соединения;

- знать о свойствах древесностружечных/волокнистых плит, приёмы работы с ними;

- уметь планировать трудовой процесс.

 

Тема 5. Начальное моделирование.

Всего часов: 18, из них: теоретических ― 2; практических - 16.

Краткое содержание

Общее представление о процессе создания машин /этапы/. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Понятие о геометрических фигурах. Понятие о развёрстках, выкройках.

Практическая часть.

Выполняют с помощью чертёжных инструментов контурные модели технических объектов.

Конечный результат ЗУН:

- иметь представление о процессе создания машин;

- иметь понятие о развёртке и выкройке;

- знать геометрические фигуры.

 

Тема 6. Экскурсии.

Всего часов: 6, из них: теоретических ― 2; практических - 4.

Краткое содержание

Сезонные выходы в лес с рассказом о породах и пороках древесины. Текстура и прочность породы. Жизнь леса и их обитателей в различные сезоны года.

Практическая часть.

На практике знакомятся с пороками древесины. Производят сбор природного материала для работы в объединении.

Конечный результат ЗУН:

- уметь различать виды пород древесины, их свойства;

- соблюдать правила поведения во время экскурсии.

 

Тема 7. Выставки, соревнования и беседы.

Всего часов: 6, из них: теоретических ― 0; практических - 6.

Краткое содержание

Праздник первых своих изделий. Выставки тематические и плановые. Игры на знание терминов, приёмов работы. Беседы и устные журналы по тематике народных промыслов, по истории родного края, по культуре труда и поведения.

Практическая часть.

Производится корректировка изделий и подготовка их к выставке.

Конечный результат ЗУН:

- уметь подбирать материал по соответствующей тематике;

- знать термины и приёмы работы по изученным темам и разделам.

 

Тема 8. Заключительное занятие.

Всего часов: 2, из них: теоретических - 2; практических - 0.

Краткое содержание

Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для педагогов дополнительного образования

 

1. Абросимова А.А. и др. Художественная резьба по дереву: Учеб.Пособие. - М.:Выс.шк., 1984.

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. - М.: Культура и традиции, Легпромбытиздат, 1997.

3. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Культура, 1986.

4. Баланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. - М.: Просвещение, 1981.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для детей

 

1. Альтов А. “И тут появился изобретатель” 1984 год

2. Н.Беляков "Кружок "Умелые руки" в школе",

    Москва., Учпедгиз, 1957г.

3. Горбачев А.Н. От поделки - к модели.. Н.Н. Времена. 1997.

4. Дубинский  И.В. Мы  строим  модели  .Альбом .  - К. Рад.  шк.  1989.

5. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. М.Патриот. 1990.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для родителей

 

1. Андрианова П.Н, Галапузова М.А Развитие технического творчества младших школьников.. 1988

2. Гагарин Б.Г.Конструирование  из  бумаги  .   Ташкент . 1988

3. Газарян С. Прекрасное своими руками. Научно-популярная литература для родителей. М.: «Детская литература», 1986.

4. Горбачев А.Н. От поделки - к модели.. Н.Н. Времена. 1997.

 

 

Прикрепленный файл Size
Волшебная древесина.pptx 9.24 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн