1. Работа со словарями:
а) Учащиеся самостоятельно находят слово «радость» в словарях. Записывают предложение на основе словарной статьи:
Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
Объясняют пунктуацию.
- Согласитесь, словарная статья не вмещает всю гамму чувств, которую мы испытываем при слове радость. Поэтому мы обратимся к другим словарям
б) индивидуальная работа: выписать значение слова из словаря В.И.Даля:
(Слайд 4) Радость – веселье, услада, наслаждение, утеха, внутреннее чувство удовольствия.
- Найдите и запишите устаревшие слова.
в) Работа в парах
Как вы понимаете устаревшие слова? Как связаны они с Радостью?
Дают развернуты ответы - рассуждения
г) Индивидуально. Выписать из словаря С.И. Ожегова слово «веселье»
- Вы заметили, что в школьных словарях в качестве синонима предлагается слово веселье. Сравнение синонимов поможет нам глубже проникнуть в суть слова.
(Слайд 5) Веселье – беззаботно-радостное настроение, оживленное, радостное времяпрепровождение.
- Сравните словарные статьи «радость» и «веселье», что различного?
Сравнивают словарные статьи (Веселье – настроение, радость – чувство).
2. Сочетаемость слов: (Слайд 6, 7)
- Поможет понять оттенки смысла сочетаемость слов:
- С какими из предложенных слов может сочетаться радость, а с какими удовольствие?
дарить - доставлять
- А теперь давайте подумаем, что из предметов и явлений окружающего нас мира может дарить радость, а что доставляет удовольствие:
подарки, фильмы, игры
цветы, облака, росинки
- Язык, занимая позицию высшей нравственности, не позволяет нам относиться к природе как к источнику удовольствия. Он учит нас, что мир создан для всеобщей радости.
Учащиеся составляют и записывают предложение со словом Радость
- Какое выразительное средство языка используется у нас в предложении? (олицетворение)
- Удовольствие – что-то механическое, вещественное, а радость живая, оживляющая все вокруг.
3. Работа с однокоренными словами.
- Многое о слове могут рассказать его родственники. Какие слова мы называем родственниками? Назовите родственные слова разных частей речи.
- Расширит наши знания вновь словарь Даля.
Индивидуально. Сообщение:
(Слайд 8) В 4-х томном словаре Владимира Ивановича Даля представлено 55 родственных слов. Среди них радушие, радливый, радить.
- Как вам кажется, что они обозначают?
Учащиеся дают развернутые ответы. Затем проверяем по словарю.
радушие – душевная готовность служить другим, делать добро;
радливый – охотно дающий дельные советы, раду и помощь;
радить – давать добрый совет, помогать советом;
(Слайд 9) - А еще в словаре предлагается слово радуга. Как вам кажется, что дало основания считать эти слова однокоренными?
- Однокоренные слова помогают нам проникнуть в суть слова: радость можно испытывать, когда даришь добро другим, заботишься со всей душой о близких, когда видишь в небе радугу.
4. Работа со словарем антонимов М.Р.Львова:
- Слова с противоположным значением тоже могут многое рассказать о слове. Как они называются? Предложите антонимы.
(Слайд 10) Индивидуальное задание. Сообщения учащихся: антонимы к слову «радость»
- Как вам кажется, почему так много антонимов?
Радость — горе
Радость — горесть
Радость — грусть
Радость — огорчение
Радость — печаль
Радость — скорбь
- Попробуем сравнить с антонимами к слову «веселье»:
Веселье - грусть
Веселье - печаль
Веселье - скука
Веселье – тоска
- Поговорим о роли несовпадений:
веселье – скука, радость — скорбь, горесть
скука – чувство душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему;
скорбь – глубокая печаль, горесть, душевное страдание,
горесть – тяжелое чувство, вызываемое бедой несчастьем.
- Случайны ли несовпадения? Они помогают нам глубже проникнуть в смысл слова.
5.Работа со словарем эпитетов К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло.
- Мы уже убедились в многогранности слова, но словарь эпитетов расширит наши представления:
(Слайд 11) РАДОСТЬ - беспричинная, бурная, вешняя, лучистая (поэт), светлая, святая (устар.), теплая, тихая, трепетная, чистая, ясная.
Физминутка.
- Попробуем сделать разминку, изображая бурную радость.
- А теперь у нас на душе тихая радость…
6. Стилистические пометы. Работа с тексом молитвы к Пресвятой Богородице «Нечаянная Радость»:
- Обратите внимание на стилистические пометы. Устаревший эпитет – святая. Попробуем воскресить радость в этом значении. Предлагаю вам вдуматься в суть молитвы к Пресвятой Богородице ради чудотворного ее образа «Нечаянная Радость»:
(Слайд 12) … дарует нечаянную радость каждому по потребе: грешникам, погрязшим во глубине зол и страстей, - вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбях и печалях – утешение; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; бедствующим – милосердие; больным – нечаемое исцеление и укрепление…
- Какие же понятия вмещала в себя святая радость?
7. Творческая работа.
- Мы уже достаточно узнали о слове, чтобы поделиться радостью друг с другом. Вспомните моменты, когда в душе рождалась радость, напишите об этом. Ваше сочинение должно закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость. О какой радости вам хочется написать? Сейчас звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная». Какие эпитеты подойдут к звучащей музыке?
(лучистая, светлая, теплая, тихая, чистая, ясная)
Учащиеся пишут сочинение, которое должно закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость.
(звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная»)
|