Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер - класс "Слово тебе сотворит добро"

Фото пользователя Марина Анатольевна Никиточкина
Submitted by Марина Анатольевна Никиточкина on Tue, 03/05/2016 - 16:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Никиточкина Марина Анатольвна,
Место работы, должность: 

 МБОУ "СОШ № 1 им. П.И. Чиркина г. Калининска"

 

 

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p>Урок русского языка с использованием словарей. В центре внимания - слово РАДОСТЬ</p>

1. Предмет: русский язык.
2. Класс:  5
3. Тема урока: «Слово тебе сотворит добро…»
4. Цель урока: развитие ассоциативного и творческого мышления учащихся посредством работы с разными видами словарей.
5. Задачи урока: 

способствовать обогащению словарного запаса учащихся посредством работы со словарями;

формировать способности к анализу, сравнению  и оценке языковых явлений;

развивать навыки написания творческой работы по заданной модели;

воспитывать отношение к языку как явлению русской культуры.

6. Планируемые образовательные результаты: 

учащиеся узнают о неисчерпаемых богатствах слова «радость»;

научатся сравнивать, анализировать, работая с различными видами словарей;

смогут создать сочинение – миниатюру в соответствии с темой и поставленными целями;

усовершенствуют коммуникативные умения:  изложение своих мыслей в устной и письменной форме, соблюдение норм построения текста
7. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

 - Здравствуйте! Каждый урок начинаем со слова «здравствуйте»… Как вам кажется, почему? Что таит в  себе это слово?

- Мы уже не раз убеждались, что привычные слова – это не просто механизм общения: в них глубокий смысл, существующий с незапамятных времен. Замечательно об этом пишет поэт С. Островой. Давайте послушаем.

Индивидуальное задание. Чтение стихотворения С. Островова «Первородство»

Формулировка темы урока

- Какой строчкой из стихотворения можно назвать наш урок?

(…слово тебе сотворит добро).

-Наверное, труднее всего проникнуть в суть слов, имеющих отношение к нашей душе. Что такое печаль, восторг, совесть… И мы поговорим сегодня о светлом и трепетном слове «радость». Чтобы проникнуть в суть слова, обращаться мы будем к разным источникам. Каким?

- С чего начинается знакомство со словом? Как вы понимаете слово радость?

2. Основной (информационно-аналитический) этап

 1. Работа со словарями:

а) Учащиеся самостоятельно находят слово «радость» в словарях. Записывают предложение на основе словарной статьи:

Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

Объясняют пунктуацию.

- Согласитесь, словарная статья не вмещает всю гамму чувств, которую мы испытываем при слове радость. Поэтому мы обратимся к другим словарям

б) индивидуальная работа: выписать значение слова из словаря В.И.Даля:

(Слайд 4) Радость – веселье, услада, наслаждение, утеха, внутреннее чувство удовольствия.

- Найдите и запишите устаревшие слова.

в) Работа в парах

Как вы понимаете устаревшие слова? Как связаны они с Радостью?

Дают развернуты ответы - рассуждения

г) Индивидуально. Выписать из словаря С.И. Ожегова слово «веселье»

- Вы заметили, что в школьных словарях в качестве синонима предлагается слово веселье. Сравнение синонимов поможет нам глубже проникнуть в суть слова.

(Слайд 5)  Веселье – беззаботно-радостное настроение, оживленное, радостное времяпрепровождение.

- Сравните словарные статьи «радость» и «веселье», что различного?

Сравнивают словарные статьи (Веселье – настроение, радость – чувство).

2. Сочетаемость слов: (Слайд 6, 7)  

- Поможет понять оттенки смысла сочетаемость слов:

- С какими из предложенных слов может сочетаться радость, а с какими удовольствие?

дарить - доставлять

- А теперь давайте подумаем, что из предметов и явлений окружающего нас мира может дарить радость, а что доставляет удовольствие:

подарки, фильмы, игры

цветы, облака, росинки

- Язык, занимая позицию высшей нравственности, не позволяет нам относиться к природе как к источнику удовольствия. Он учит нас, что мир создан для всеобщей радости.

Учащиеся составляют и  записывают предложение со словом Радость

- Какое выразительное средство языка используется у нас в предложении? (олицетворение)

- Удовольствие – что-то механическое, вещественное, а радость живая, оживляющая все вокруг.

3. Работа с однокоренными словами.

- Многое о слове могут рассказать его родственники. Какие слова мы называем родственниками? Назовите родственные слова разных частей речи.

- Расширит наши знания вновь словарь Даля.

Индивидуально. Сообщение:

(Слайд 8)  В 4-х томном словаре Владимира Ивановича Даля представлено  55 родственных слов. Среди них радушие, радливый, радить.

- Как вам кажется, что они обозначают?

Учащиеся дают развернутые ответы. Затем проверяем по словарю.

радушие – душевная готовность служить другим, делать добро;

радливый – охотно дающий дельные советы, раду и помощь;

радить – давать добрый совет, помогать советом;

(Слайд 9) - А еще в словаре предлагается слово радуга. Как вам кажется, что дало основания считать эти слова однокоренными?

- Однокоренные слова помогают нам проникнуть в суть слова: радость можно испытывать, когда даришь добро другим, заботишься со всей душой о близких, когда видишь в небе радугу. 

4. Работа со словарем антонимов М.Р.Львова:

- Слова с противоположным значением тоже могут многое рассказать о слове. Как они называются? Предложите антонимы.

(Слайд 10) Индивидуальное задание. Сообщения учащихся: антонимы к слову «радость»

- Как вам кажется, почему так много антонимов?

Радость — горе

Радость — горесть

Радость — грусть

Радость — огорчение

Радость — печаль

Радость — скорбь

- Попробуем сравнить с антонимами к слову «веселье»:

Веселье - грусть

Веселье - печаль

Веселье - скука

Веселье – тоска

- Поговорим о роли несовпадений:

веселье – скука, радость — скорбь, горесть

скука – чувство душевного томления, уныния, тоски от безделья или отсутствия интереса к окружающему;

скорбь – глубокая печаль, горесть, душевное страдание,

горесть – тяжелое чувство, вызываемое бедой несчастьем.

- Случайны ли несовпадения? Они помогают нам глубже проникнуть в смысл слова.

5.Работа со словарем эпитетов К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло.

- Мы уже убедились в многогранности слова, но словарь эпитетов расширит наши представления:

(Слайд 11)  РАДОСТЬ - беспричинная, бурная, вешняя, лучистая (поэт), светлая, святая (устар.), теплая, тихая, трепетная, чистая, ясная.

Физминутка.

- Попробуем сделать разминку, изображая бурную радость.

- А теперь у нас на душе тихая радость…

6. Стилистические пометы. Работа с тексом молитвы к  Пресвятой Богородице «Нечаянная  Радость»:

- Обратите внимание на стилистические пометы. Устаревший эпитет – святая. Попробуем воскресить радость в этом значении. Предлагаю вам вдуматься в суть молитвы к Пресвятой Богородице ради чудотворного ее образа «Нечаянная  Радость»:

(Слайд 12) … дарует нечаянную радость каждому по потребе: грешникам, погрязшим во глубине зол и страстей, - вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбях и печалях – утешение; малодушным и ненадежным – надежду и терпение; бедствующим – милосердие; больным – нечаемое исцеление и укрепление…

- Какие же понятия вмещала в себя святая радость?

7.  Творческая работа.

-  Мы уже достаточно узнали о слове, чтобы поделиться радостью друг с другом. Вспомните моменты, когда в душе рождалась радость, напишите об этом. Ваше сочинение должно закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость. О какой радости вам хочется написать? Сейчас звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная». Какие  эпитеты подойдут к звучащей музыке?

 (лучистая, светлая, теплая, тихая, чистая, ясная)

Учащиеся пишут сочинение, которое  должно закончиться: «И рождается в душе …(какая?) радость.

(звучит музыка Шостаковича «Душа бесподобная»)

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

 Проверка - чтение сочинений. Комментарий.

- Ваши сочинения говорят о том, что вы смогли понять смысл слова: что может дарить радость, когда рождается радость. 

•         Что нового мы узнали? Что особенно понравилось, запомнилось?

•         За что я могу себя похвалить? одноклассников?

 

Но урок наш назывался «Слово тебе сотворит добро».

Какое добро сотворило слово?

 
Прикрепленный файл Size
emusic.md_shostakovich_dusha_bespodobnaya_muzuka_o_bozghe_33_kak_zghe_ona_krasiva_33_33_33_33_33.mp3 4.59 MB
Радость31.ppt 2.98 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн